В последнее время метод учебных проектов стал весьма популярен, и на данный момент его можно назвать основным методом внеурочной деятельности учащихся.
Но, несмотря на свою популярность, данным метод достаточно редко используется непосредственно на уроках, в.т.ч. на уроках информатики.
Итак, была поставлена задача - использовать проектный метод работы в качестве основного метода практической поддержки базового курса информатики.
Разработаны календарно-тематические планы уроков информатики, в которых практическая проектная деятельность органично сочеталась с теоретическими темами базового курса информатики:
- информационная поддержка школьного музея в рамках базового курса информатики;
- интегрированное изучение Microsoft Excel и курса основ статистики и теории вероятности;
- создание реферата по предмету в Microsoft Word.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Актуальность информатизации внеурочной деятельности школьников связана с тем, что умение вести поиск и отбор информации являются одними из важнейших составляющих стандарта образования наступившего века.
[Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, 2004]
Сегодня общее образование при всей вариативности учебных планов и программ ограничивает возможность познавательного выбора не может уделять достаточного внимания созданию необходимой среды общения и развития, организации досуга детей.
На современном этапе в системе внеурочной деятельности школьников большое внимание уделяется созданию общей информационной среды, охватывающей все сферы деятельности школьников. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с более тесной связью информатики с другими образовательными предметами.
Для информатизации внеурочной деятельности в ГОУ СОШ 156 была разработана методика применения информационных технологий во внеурочной деятельности школьников по информатике, организована деятельность таким образом, чтобы учащиеся получали навыки самостоятельной работы со средствами информационных технологий.
Создавая эту систему мы предполагали, что внеурочная деятельность учащихся по информатике в рамках специально организованной системы может стать эффективным средством повышения уровня знаний, умений и навыков по информатике и информатизации внеурочной деятельности школьников в целом, если будут внедрены информационные технологии и специальные методы проведения внеурочной деятельности, основанные на использовании средств информатизации.
Теоретической основой для построения и реализации модели внеурочной деятельности школьников по информатике, основанной на применении информационных технологий, являются идеи, положения личностно-ориентированного, компьютерно-ориентированного подходов обучения
Основываясь на теоретическую модель в ГОУ СОШ 156 была организована внеурочная деятельность учащихся по информатике с применением информационных технологий.
Отрабатывалась методика преподавания модулей по направлениям в форме кружков: “Начинающий пользователь”, “Текстовая верстка”, “Компьютерная графика и анимация”, “Интернет-технологии”, “Программирование”, проводимых в рамках специально созданного “Компьютерного Клуба”.
“Компьютерным Клуб” ГОУ СОШ 156 имеет устав и четкую иерархию членства. Органом управления клуба является “Совет”, состоящий из наиболее активных членов клуба и учителей. Координаторами клуба являются учителя информатики. Координаторы курируют работу клуба. Помощник Координатора – учащийся школы, достигший больших личных успехов в области информатики и являющийся ответственным по одному из направлений клуба.
На основании спланированных курсов и мероприятий в ГОУ СОШ 156 в рамках деятельности “Компьютерного Клуба” осуществлялась поддержка информационной, воспитательной, социальной сферы деятельности школы в 2005-2006, 2006-2007 учебных годах.
Система воспитательной работы школы представляет собой Детско-Юношескую организацию СФЕРА (Свободная Федерация Ребячьих Ассоциаций), включающая работу отрядов по классам, Ученический Совет школы и Театральную студию. Для освещения работы организации СФЕРА в средствах массовой информации (газета и сайт) был создан Пресс центр, входящий в состав воспитательной системы школы, и являющийся связующим звеном этой системы с компьютерным клубом. Клуб в свою очередь подразделяется на секции по изучаемым направлениям, которые формируются в соответствии с интересами и возрастом учащихся.
Пресс центр освещает работу школьной организации, обрабатывает, систематизирует и оформляет полученную информацию в виде школьной газеты и сайта.
В рамках деятельности “Компьютерного Клуба”:
- производится оформление информационных стендов школы, оформление материалов школьного музея (ведение картотеки, архив, тенды, фотолетопись на занятиях по текстовой верстке и компьютерной графики);
- выпускаются общешкольные и классные издания (газеты, журналы, брошюры, альманах на занятиях по компьютерной графике);
- осуществляется создание школьных презентаций и видеороликов школы, классов, портфолио школы и учителей и учеников (компьютерная анимация);
- создаются и поддерживаются Web-страницы школы (коммуникационные технологии, алгоритмизация и программирование, технологии обработки текстовой, графической, числовой информации);
- создаются программы и модели в среде программирования (формализация и моделирование, алгоритмизация и программирование);
- осуществляется проектная деятельность по учебным предметам, творческие работы (самостоятельная учебная деятельность школьников, занятия по всем направлениям Клуба);
- проводятся конкурсы и мероприятия: неделя информатики, олимпиада по программированию и информационным технологиям.
Разработана модель внеурочной деятельности школьников по информатике, представляющая собой теоретически обоснованную совокупность взаимосвязанных элементов, функционирующих как единое целое, направленную на достижение цели, которая заключается в использовании информационных и телекоммуникационных технологий для повышения эффективности внеурочной деятельности школьников.
Разработаны планы учебных курсов: ““Компьютерная графика”, “Текстовая верстка”, “Интернет-технологии” “Программирование и моделирование”, осуществляемых во внеурочной деятельности школьников с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Предложена методика использования информационных технологий во внеурочной деятельности школьников.
Проведен педагогический эксперимент и обеспечено внедрение указанной методики в трех общеобразовательных учреждениях ГОУ СОШ № 156, ГОУ ДШИ “Аккорд”, НОУ СОШ “Приоритет” г. Москвы, внедрение разработанной методики подтверждено актами.
В процессе проведенного педагогического эксперимента установлено, что использование предложенной методики во внеурочной деятельности школьников позволяет повысить средний балл оценки знаний в области информатики и информационных технологий не менее чем на 10% и значительно повысить (не менее чем в 5 раз) интерес учащихся к предмету “Информатика и информационные технологии”.
Об эффективности разработанной модели
внеурочной деятельности школьников по
информатике с использованием информационных
технологий в ГОУ СОШ №156 можно судить по
результатам участия учащихся в предметных
олимпиадах и конкурсах за последние 2 года:
призеров окружных конкурсов и олимпиад: 15;
призеров городских конкурсов и олимпиад: 3;
Применение информационных технологий во внеурочной деятельности школьников позволяет:
- поддерживать открытую систему дополнительного образования, обеспечивающую каждому ребенку (индивиду) собственную траекторию развития;
- изменить организацию процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления;
- рационально организовать познавательную деятельность школьников;
- использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать процесс обучения и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
- использовать системы дистанционного обучения различного уровня
- организовать коммуникативную деятельность школьников.
Полученные результаты теоретического и практического исследования дают основание считать, что поставленные задачи выполнены.
Опубликованы 8 научных статей и 1 дидактический материал:
- Трофимова А.Л. Стимулирование учебной деятельности студентов – Материалы межвузовской научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2003. с. 88-90.
- Трофимова А.Л. Применение интернет-технологий во внеурочной деятельности учащихся – М.: Юго-Западный Окружной методический центр, 2003. с. 93-111.
- Трофимова А.Л. Внедрения информационных технологий в образовательный процесс на уроках математики и информатики – Влияние ИКТ-компетенции учителя-предметника на образовательный процесс. Опыт реализации проекта “Поколение.ru” в московском образовании. М.: МГПУ, 2003. с. 49-52.
- Трофимова А.Л. Взаимосвязь видов деятельности школьников и ее влияние на информатизацию образования – Сборник научных трудов математического факультета МГПУ. М.: МГПУ, 2003. c.106-109.
- Трофимова А.Л. Информатизация различных видов деятельности школьников – Сборник научных трудов математического факультета М ГПУ. М.: МГПУ, 2005. с. 47-51.
- Трофимова А.Л. Использование метода проектного обучения на уроках математики и информатики и во внеурочной деятельности - Опыт работы педагогического коллектива ГОУ СОШ 156. М.: Издательский центр ГОУ СОШ 156, 2006. с. 27-31.
- Трофимова А.Л. Информатизация внеурочной деятельности школьников – Вестник РУДН. Серия “Информатизация образования” №1 (3). М.: РУДН, 2006. с. 79-84.
- Трофимова А.Л. Информатизация внеурочной деятельности школьников – Материалы конференции “Информационные технологии в образовании” “ИТО-Черноземье-2006”. М.: МГПУ, 2006.
- Трофимова А. Л. Игра по темам: "Информация", "Компьютер", "Алгоритм", "Путешествие в страну информатика". 5–6-е классы – Сборник статей фестиваля педагогических идей "Открытый урок". М.: ИД "Первое сентября", 2007.