Пояснительная записка.
Экономическое образование в средней школе призвано сформировать систему рационального мышления и поведения современной молодёжи в условиях рыночного хозяйства. Характерной чертой экономического образования в общеобразовательных учреждениях страны является то обстоятельство, что, оно включено в процесс профилизации и специализации самого общего образования.
Сегодня никому не нужно доказывать необходимость экономических знаний. Невозможно представить современного человека, не столкнувшегося с проблемами рыночных отношений. И чем раньше он проявит интерес к проблемам экономики, постоянная потребность в экономическом знании, тем легче ему будет строить свою взрослую жизнь.
Курс “Основы организации фирмы” рассчитан на 9 часов, во временном пространстве школьного образования, проходят в 3 четверти, на уровне 9 класса. Имеет межпредметный характер обучения учащихся, связан с дисциплинами общественного цикла: обществознанием, географии, правом.
Законодательными документами в данной сфере в настоящее время являются Закон Российской Федерации “Об образовании” и Концепция профильного обучения в старших классах, которые позволяют в качестве школьного компонента включать в учебный план школ экономические дисциплины.
Цель курса:
- ознакомление учащихся с основами экономической науки как предмета, организации фирм в условиях рыночной экономики.
- развитие экономического мышления, пробуждение интереса к экономике.
Задачи:
- ознакомить с элементами экономических знаний;
- составить у учащихся представление о рыночной системе хозяйствования;
- ознакомить учащихся с организационно-правовыми формами фирм по российскому законодательству;
- сформировать представление об организации фирм в условиях рыночной экономики;
- активизация деятельности учащихся через игровые технологии, практические работы,
- карточки задания.
Методы и формы обучения.
Курс проводиться в форме:
- практических занятий профессиональной ориентации;
- экскурсий на фирмы;
Занятия проводятся с использованием следующих методов: лекций, практических работ, интерактивных игр.
Предполагаемые результаты:
- иметь представление о предмете экономическая наука;
- о функциях и видах рынка;
- о субъектах рыночной экономики;
- организационно – правовых форм фирм;
- иметь представление о современных профессиях;
- оформлять отчет по экскурсии.
Формы контроля.
Текущий контроль:
Предусмотрены карточки-задания, где требуется соотнести понятия с примерами и определениями, практические работы, отчет по итогам экскурсий.
Итоговый контроль:
Зачетный урок в форме деловой игры “Организуем новое дело”, где учащиеся набирают баллы за все виды практической деятельности”.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол. часов | Содержание | Понятия | Форма проведения | Форма промежуточной аттестации учащихся |
1. | Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической науки | 1 | Способы решения фундаментальных
проблем. Что производить? Как производить? Для кого производить? |
экономика микроэкономика макроэкономика |
Лекция | Карточки-задания |
2 | Рынок. Функции и виды. | 1 | Причины возникновения рыночной
экономики. Рынок его функции. Виды. Образование монополий. |
рынок конкуренция |
Лекция | Практическая работа Перечислите возможности фирм добиваться монополий на каждом из видов рынков. Перечислите возможности противодейство-вать возникновению монополий на всех видах рынков и содействовать совершенной конкуренции. |
3 | Субъекты рыночной экономики. | 1 | Домашние хозяйства. Фирма. Кругооборот расходов и доходов в экономике состоящей из домашнего хозяйства и фирм. |
Фирма | Лекция | Карточки-задания |
4-5 | Современная фирма | 2 | Что собой представляет современная фирма | Экскурсия на фирмы | Отчет | |
6 | Организационно-правовые формы фирм по российскому законодательству | 1 | Производственные кооперативы. Хозяйственные товарищества и общества. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Дочерние и зависимые общества |
Товарищество. Акционерное общество. Общество с ограниченной ответственностью. Акция. Облигация. |
Минилекция с элементами дискуссии |
Практическая работа. Организационно-правовые формы фирм их отличие друг от друга. |
7 | Деловая игра “Открытие фирмы” | 1 | Современные профессии рыночной
экономики. Подготовить проект создания филиала. |
Референт Менеджер Брокер Программист Дилер Маркетолог Аудитор Торговый агент Коммивояжер |
Деловая игра | Самооценка учащихся |
8 | Продукт фирмы. Издержки и прибыль. | 1 | Экономические и бухгалтерские затраты на прибыль. Общий продукт. | Бухгалтерские, экономические издержки. Амортизация. Основной капитал. | Лекция | Карточки-задания |
9 | Деловая игра. “Организуем новое дело” | 1 | Выбрать форму предприятия. Составление устава предприятия. Заключение договора с руководителем фирмы, трудовой договор с работниками. Определять источники финансирования |
Деловая игра | Зачет |
Методическая часть
Изучение фирмы на экскурсии, и описание ее по плану.
Цель:
Составление отчета на основе материалов полученных на экскурсии.
План:
- Цели и предмет деятельности фирмы.
- Материально-техническая база и средства фирмы.
- Организационно-правовая форма фирм.
- Современные профессии:
- Чем занимается специалист в данной профессии?
- Какие знания и образование ему необходимы?
- Какие профессионально важные качества требуются для успешной работы?
- Где он может работать?
Литература для учащихся.
- Автономов В.С. “Введение в экономику”. М.Вита-Пресс, 1999.
- Иванов С.И “Основы экономической теории” М.Вита-Пресс, 2003.
Литература для учителя.
- Сборник нормативных документов. Министерств образования Р.Ф. Дрофа, Москва-2004.
- Антимонопольное законодательство РФ.
- Азимов Л.М. Преподавание курса “Введение в экономику”. М.: Вита-Пресс, 1999.
- Болвачев А.М Акционерные общества: экономические и правовые основы функционирования. Москва, 2001.
- Булатов А.С “Экономика” Издательство БЕК, 1997.
- Фирсов Е.Г. “Интеллектуальные игры для школьников” Ярославль “Академия развития”1996.