Цели урока:
- образовательная: способствовать формированию представления обучающихся о способах распознавания неорганических веществ
- развивающая: способствовать формированию
исследовательской компетенции:
- умению выдвигать версии
- умению планировать эксперимент
- умению обобщать и делать выводы
- умению предвидеть результат эксперимента
- умению проводить эксперимент
- воспитательная: способствовать воспитанию чувства товарищества, культуры
- умственного труда
Оборудование:
- 3 пробирки с растворами веществ: №1– Na2SO4, №2–NaCl, №3–Na2CO3
- BaCl2 – хлорид бария
- AgNO3 – нитрат серебра
- HCl–соляная кислота
- универсальная индикаторная бумага
- 6 чистых пробирок
- штатив для пробирок
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь!
II. Актуализация проблемы
Учитель: На прошлом уроке, выполняя практическую работу, мы увидели, что больше всего ошибок было допущено в задаче №3. В связи с этим мы сформулировали проблему, над которой решили поработать дополнительно. Повторите формулировку этой проблемы.
Ученик: Каким образом распознать неорганические вещества?
Учитель: Исходя из проблемы, сформулируйте тему нашего урока.
Ученик: Распознавание неорганических веществ.
Учитель: А вот цель урока мы сформулируем после того, как я расскажу вам следующую историю.
Вчера ко мне пришел ученик 8 класса и попросил помочь ему. Он рассказал, что хотел дома провести опыты, для этого взял поваренную соль, соду и сульфат натрия и растворил каждое вещество в воде. Перелил вещества в бутылочки, а потом отвлекся и забыл, в какой бутылочке, какое вещество. Давайте поможем восьмикласснику в решении этой задачи. Итак, какова цель нашего урока?
Ученики: Цель нашего урока: Распознать хлорид натрия, карбонат натрия, сульфат натрия.
Учитель: Каковы формулы этих веществ?
Ученики: Формулы этих веществ: хлорид натрия - NaCl, карбонат натрия - Na2CO3, сульфат натрия - Na2SO4
Учитель: (Карточки с формулами прикрепляет к доске. Открывает доску, на которой записано:
Проблема: Каким образом распознать вещества?
Тема: Распознавание неорганических веществ. Лабораторная работа.
Цель: распознать NaCl, Na2CO3, Na2SO4)
Запишите в тетрадь проблему, тему и цель урока.
III. Выдвижение версий.
Учитель: Сегодня мы будем работать с карточками, которые лежат у вас на столах. Обратите на них внимание. На одной стороне этих карточек указаны этапы исследовательской деятельности [1,2] (Приложение 1), на другой–подсказка на данный урок–качественные реакции на анионы [3] (Приложение 2). Итак, вы сегодня выступаете в роли юных исследователей. Используя выданные вам карточки–подсказки по этапам исследовательской деятельности, назовите наш следующий шаг.
Ученик: Следующий шаг в нашей работе–выдвижение версий.
Учитель: В пробирках у вас -растворы хлорида натрия, карбоната натрия, сульфата натрия. Посмотрите на эти растворы. Возможно ли распознавание этих веществ по внешним признакам?
Ученик: Нет, распознавание хлорида натрия, карбоната натрия и сульфата натрия по внешним признакам невозможно.
Учитель: В таком случае, используя словосочетания “а что если”, “а может быть”, предложите ваши версии по решению задачи
Ученики: I версия.
А может быть подействовать кислотой?
II версия.
А может быть подействовать индикатором?
Возможны и другие версии.
Учитель записывает предложенные версии на доске.
IV. Обоснование версий.
Учитель: Каков следующий шаг в нашей работе?
Ученик: Следующий шаг в нашей работе – обоснование версий.
Учитель: Кто желает пойти к доске и попробовать обосновать любую версию, т.е. предложить ход эксперимента?
Используя карточку, один ученик проводит обоснование первой версии.
Второй ученик проводит обоснование второй версии
Учитель: Есть какие-либо вопросы, замечания по обоснованию версий?
Посмотрите на критерии оценивания. Как бы вы оценили ответы отвечающих?
Обучающиеся оценивают ответы одноклассников.
Учитель: Ребята, какое действие в исследовательской работе мы сейчас с вами выполнили?
Ученик: Мы провели обоснование версии, т.е. спланировали эксперимент.
Учитель: Есть ли какие – либо вопросы по ходу эксперимента?
V. Доказательство версии - проведение эксперимента.
Учитель: В качестве метода исследования мы выбрали эксперимент. Итак, сейчас вы будете проводить опыты, т.е. доказывать версии. Давайте вспомним правила техники безопасности при выполнении эксперимента.
Ученики:
- Проба – 0,5 – 1 см по высоте
- Если кислота попадет на руки, необходимо смыть большим количеством воды
- Всю работу выполнять только над ящиком для опытов
- Если взяли избыток вещества, нельзя сливать его в исходный сосуд.
Учитель: Вам предлагается сделать выбор: на оценки “4” и “5” работаете над версией с использованием индикатора, на оценку “3” - над версией с использованием кислоты. В тетради заполняете таблицу (Приложение 3).
При выполнении эксперимента, работайте вместе, распределите работу.
VI. Обобщение результатов и выводы
Учитель: Давайте сделаем выводы по поводу проведенного эксперимента. Удалось ли вам увидеть тот результат, какой мы предполагали?
Ученики: сообщают результаты исследования, делают выводы:
1. В пробирке №1 – Na2SO4, №2 – NaCl, №3 – Na2CO3
2. Вещества можно распознавать на основе:
- качественных реакций
- свойств некоторых солей подвергаться гидролизу
Учитель: Ответили ли мы на вопрос ученика?
Ученики: Да, ответили.
VII. Рефлексия и итог урока
Учитель: Попробуйте ответить на вопрос: Чему я (лично я) сегодня научился?
Учащиеся: отвечают на вопрос.
Учитель подводит итог урока, выставляет оценки.
Учитель: Сегодня на уроке мы решали с вами проблему: каким образом распознать неорганические вещества? Решение проблемы вели через исследование, основными этапами которого являются:
- постановка проблемы
- выдвижение версий (гипотез)
- обоснование версий
- доказательство версий
- анализ и обобщение результатов
- формулирование выводов
- представление результатов исследования.
Такие этапы проходит любой исследователь, и я рада, что сегодня у нас была возможность побывать в этом качестве.
VIII. Задание на дом.
Учитель: Предложите и обоснуйте версии по распознаванию следующих веществ: хлорида натрия, хлорида цинка, хлорида железа (III)
Обучающиеся записывают задание на дом.
Литература.
- Новожилова Н.В. Использование Интернет-технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся. Журнал “Завуч”, №8, 2003, с.119
- Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.; “Сентябрь”, 2003, с.48-49
- Габриелян О.С. Химия, 8. Учебник для общеобразовательных учреждений, М., Дрофа, 2007.