Пение мыслится, как процесс актерского “перевоплощения” по мысли К. С. Станиславского, а певческое интонирования – цель и средство создания вокально-сценического образа. В процессе вокально-сценического работы используется метод “действенного анализа”, расширяющий представление об играемом персонаже, о месте и времени действия, способствующий образному и техническому вокальному исполнению.
Для обеспечения продуктивности вокальной интерпретации музыки готовящегося спектакля необходимо теоретическая и практическая подготовка педагога – руководителя детского музыкального театра.
Сам педагог должен владеть умением образно-смысловой выразительности пения; показывать практически в своем исполнении сценическую функцию вокальной интонации; самостоятельно находить и показывать ребенку ключевую интонацию; интонационную сферу роли; интонационное зерно роли.
Развитие навыков пения должно сочетаться со школой переживания, сценической выразительностью пения, предполагающей обращение к воображению, фантазии образному мышлению ребенка. В этом случае интонация роли возникает как результат осознания действенных задач, вхождение в нужное физическое и психологическое состояние, самочувствие роли, переживания образа сценического состояния персонажа. Освоение вокальной музыки готовящегося музыкального спектакля необходимо сочетать с работой над индивидуальным вокальным репертуаром.
Необходимо уделять внимание работе над чистотой интонирования, хорошей дикцией, эмоциональной подачей певческого текста. Но главное в музыкально-сценической деятельности – создание художественного образа в процессе исполнения вокального сочинения, передача тончайших психологических нюансов психологического состояния, характера героя в пении. Для этого необходимо научить ребенка петь в штрихах легато, стаккато, нон-легато, научить пользоваться микстовым звучанием, развить умение петь фальцетом, уметь использовать грудной регистр в пении, иметь певческую форманту в голосе (полетный звук). Роль педагога руководителя детского музыкального театра заключается еще и в том, что бы развить умение петь в ансамбле: ритмическом, тембральном, дикционном, темповом и т.д. Особую значимость при этом приобретает владениями знаниями и навыками орфоэпии в пении.
Все вышеперечисленное означает, что освоение вокальной музыки готовящегося музыкального спектакля, а также работа над индивидуальным вокальным репертуаром – это, прежде всего создание вокально-сценического образа, где выразительность вокальной интонации рождается из понимания и представления действенного смысла музыки и участником музыкального театра и его руководителям.
В своей работе я ставлю цель - выявить творческие способности ребенка.
Но прежде чем посвятить ребенка музыке, принять его в детский музыкальный театр, я провожу с ним следующую работу. Читаю стихотворение.
“Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня,
И в пенье птиц, и в шуме городов
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечный спутник мой”.
О. Гарджикасимов.
Затем слушаю “Тишину”, звуки, которые можно услышать на улице, в здании, дома, на прогулке и т.д. Выявляю характер звуков. Даю прослушать музыкальные произведения: классические, эстрадные, пьесы разного характера, придумываем название прослушанным произведениям, а затем сравниваем с названием композитора. Определяем разницу. Слушаем легкую и серьезную музыку. Предлагаю сочинять небольшие песенки. Предлагаю ответить на тесты и анкеты.
Тест на определение творческих способностей.
№ | Вопрос. | “ + ” | “ - ” |
1 | Можно ли жить в неуютной скучной квартире? | ||
2 | Не было ли желания рисовать под музыку? | ||
3 | Любишь ли бывать в музее? | ||
4 | Любишь ли любоваться пейзажем (закатом, восходом, картиной моря и т.д.). | ||
5 | Надолго ли запоминается красивый пейзаж? | ||
6 | Кажутся ли красивыми морские камни? | ||
7 | Нравится ли одиночество? | ||
8 | Нравятся ли новые знакомства? | ||
9 | Какая цветовая гамма больше всего нравится? | ||
10 | Музыку слушаешь раде развлечения? | ||
11 | Нравится ли читать стихи под музыку? | ||
12 | Приходилось ли сочинять песенки? |
10-12 очков - есть чувство красоты, свойственное натуре творческой, есть артистические наклонности.
8-10 очков - иногда, ребенок витает в облаках, но красота не безразлична, скорее всего, это человек - рационалист. Везде сочетает приятное с полезным.
Менее 8 очков - надо задуматься над таким ребенком. Вряд ли этого ребенка остановит красота восхода и заката.
Тест “Есть ли у вас фантазия?”
№ | Вопрос. | “ + ” | “ - ” |
1 | Занимаешься ли ты рисованием? | ||
2 | Часто ли ты грустишь? | ||
3 | Когда рассказываешь что-либо, стараешься ли приукрасить рассказ вымышленными подробностями? | ||
4 | Размашистый ли твой подчерк? | ||
5 | Когда скучно, будишь ли ты рисовать одни и те же фигурки? | ||
6 | Любишь ли писать письма - открытки? | ||
7 | Снятся ли иногда тебе необычные сны? | ||
8 | Представляешь ли себе место, в которое хочется попасть. | ||
9 | Плачешь ли, когда смотришь фильм? | ||
10 | Когда слушаешь музыку, возникают ли образы, связанные с мелодией? |
8-10 очков - буйная фантазия. Если ею воспользоваться умело, жизнь ребенка может стать гораздо богаче и принесет много радости.
6-8 очков - эта фантазия - не из слабых, и только от педагога зависит, суметь ли ее доразвить.
Менее 6 очков - ребенок – реалист, не витает в облаках, но не помешало бы почаще такого ребенка вовлекать в искусство.
Выполнить задание.
Представь человека, который не любит музыку.
- Какой он на вид?
- Какой у него характер?
- Какое у него настроение?
Посмотри на человечков.
- Кокой из них не любит музыку?
- Почему?
Один из человечков будет музыкантом. Дорисуйте инструмент, на котором он будет играть.
АНКЕТА.
- Что такое музыка? ____________________________________________
- Любите ли вы музыку? _______________________________________
- Как часто вы слушаете музыку? _______________________________
- Какую музыку предпочитаете? _________________________________
- Согласны ли вы с утверждением, будто музыка существует только для развлечения? _____________________________________________
- Где вы предпочитаете слушать музыку? ________________________
- Какие виды музыки знаете? ___________________________________
- Чем отличается легкая музыка от серьезной? ____________________
- Часто ли вы слушаете серьезную музыку? ______________________
- Какое впечатление производит на вас такая музыка? _____________
- Есть ли у вас дома кассеты с такой музыкой? __________________
- Бывали ли вы в оперном театре, в филармонии, на концертах классической музыки? _________________________________________
8-12 - Вы воспитанный человек.
5-8 - Вы на правильном пути, из вас выйдет культурный и воспитанный человек.
3-5 - Надо сейчас же приступить к работе над собой.
Литература: “Веселые уроки музыки” З.Н. Бугаева 2002 г.