Цели урока:
- Дать представления, откуда берётся снег и лёд, учить находить ответы на вопросы путём выполнения каких-либо практических действий.
- Развивать такие мыслительные операции, как сравнение, развивать чувство тактильности, мелкую моторику, внимание, наблюдательность, развивать речь, путём описания явлений природы.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, чувство коллективизма.
Оборудование:
У учащихся: индивидуально на парте 2 прозрачных стакана с тёплой водой, блюдце со снегом, кусочки льдинок, лабораторное стекло, кусочки цветной бумаги (голубой, серой, жёлтой), часть газеты, учебники;
У учителя: картина реки со льдом, карточки слов (снег, вода, лёд, снегопад), аппликация ягоды “Снеженики”, образцы снежинок из белой бумаги.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент. Введение в тему.
Ребята, вы уже поприветствовали гостей и готовы начать урок. Отгадайте загадки (запись на доске):
Бел как мел, с неба прилетел,
Зиму пролежал, в землю убежал.
(Снег).
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела 6 горошин Нина,
У неё теперь ангина.
(Град, лёд).
Давайте постараемся ответить на вопрос: откуда берутся снег и лёд?
2. Постановка проблемной ситуации.
В загадках есть подсказка (с неба), но как снег и град оказались в небе? Почему он всю зиму пролежал, а потом в землю убежал? Я знаю, что все вы видели снег и лёд, но я всё же рискнула принести на урок это чудо природы для того, чтобы мы получше с ним познакомились и ответили на поставленные вопросы.
3. Проведение опыта.
В стакан с тёплой водой опустим снег, а потом лёд. Что с ними будет? (Они превратятся в воду.) Если при нагревании они образуют воду, то при замерзании всё наоборот. Значит, во что превратится вода? (В снег и лёд). (Схема на доске):
снег вода лёд |
Значит, на небе в облаках и тучках находится вода. В какие времена года бывает тепло? В эти времена года землю поливают скопившиеся в небе осадки в виде …(дождя). А когда температура падает, т. е. наступают холода (зимой), вода в небе замерзает и в виде чего падает на землю? (в виде снега или града). Лежит целую зиму и в какое время года убегает в землю? (весной). Почему? (потому что опять превращается в воду). Да, а земля легко впитывает воду.
4. Практическая работа.
1) Давайте попробуем определить цвет снега и льда.
Снег сравниваем с цветной и белой бумагой, и делаем вывод, что снег – белый. Лёд сравниваем с цветной и белой бумагой, и делаем вывод, что ни один цвет не подходит. Тогда сравниваем лёд с прозрачным стеклом и делаем вывод, что лёд- безцветный.
2) Попробуем положить лёд на газету и
постараемся увидеть буквы. Вывод: лёд -
прозрачный. Тоже самое делаем со льдом. Вывод:
снег – не прозрачный
3) Попробуем снег и лёд проткнуть карандашом.
Вывод: снег – рыхлый, а лёд – хрупкий.
4) Ручки замерзли? (Да) Значит снег и лёд какие?
(холодные).
5. Закрепление.
Где встречали лёд?
Хоть лёд и холодный, но зимой он согревает речных жителей. Посмотрите на эту картину на доске и перечислите, кого согревает лёд? А под снегом тепло растениям и почве. Он защищает их от ветров и вьюг. Рыбам зиму жить тепло:
Крыша толстое стекло.
6. Физминутка.
Споём для гостей нашу замечательную песенку о снежной фантастической ягоде “Снеженике”.
1.
Что такое Снеженика?-3раза
Я ответить вам хочу.
Это ягода такая,-3 раза
Что искрится на снегу.
2.
У неё такой лучистый-3 раза
Серебристый белый цвет.
И для Снежной королевы-3раза
Ничего вкуснее нет.
3.
Не ищите Снеженику-3 раза
По лесам и по полям,
Потому что, потому что-3раза
Я её придумал сам.
(По ходу имитируем сюжет песни). А хотите
увидеть, как выглядит “Снеженика”?
(Показываю аппликацию).
7. Работа с бумагой. Изготовление снежинки.
Снег - это когда его много. Но мы любуемся им, когда он падает с неба отдельными снежинками. Вы у меня очень наблюдательные и внимательные. Представим, что вот падают снежинки, они падают на ручки, варежки. Вот она, держи её. Какая она? (белая, холодная, красивая, загадочная, круглая…). Все они разные, не похожие друг на друга, замысловатые. Давайте попробуем сделать из бумаги такую снежинку. Какой цвет бумаги возьмём?
(Показ учителя складывания, вырезания снежинки. По ходу вспоминается правила техники безопасности работы с ножницами. Ученики вырезают снежинку произвольно. Изготовленные снежинки, по желанию детей, прикрепляются магнитами на доске.)
Каждая снежинка разная, каждая о чём-то о своём
мечтает. О чём мечтает ваша снежинка?
(По желанию ребята рассказывают то, о чём может
мечтать их снежинка).
Мы с вами - дружная семья и наши снежинки –
снежная семейка. Как называется явление природы,
когда осадки состоят из большого количества
снега? (Снегопад).
(На доске появляется карточка со словом
“снегопад”, которое является заголовком
множества снежинок, сделанных учащимися).
8. Рисование. (У учащихся имеются заготовки в тетрадях). Рисование симметричных снежков.
9. Итог урока. Работа с учебником.
Соединим слова с признаками снега и льда:
бесцветный прозрачный хрупкий |
лёд |
белый непрозрачныйрыхлый |
Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Несколько человек могут зачитать пары слов.
10. Словесное оценивание учащихся в форме похвалы.