Сегодня, друзья, мы познакомимся с особым типом художественной личности, подаренным европейской культурой 17 века, он представлен великими именами: в музыке – великий немецкий композитор Фридрих Гендель, в живописи – фламандский художник Пауль Рубенс, которые являют собой пример особенной манеры художественного общения.
Литературным эпиграфом урока послужат слова из Ветхого завета:
Всему свой срок и время всякой вещи под небесами:
Время убивать и время лечить, время плакать и время веселиться, время причитать и время плясать, время разбрасывать камни, время обнимать и время удаляться от объятий, время искать и время и время терять, время любить и время ненавидеть, время войны и время мира
Удивительно, что жизнь Генделя и Рубенса во многом похожа. Их судьба – это своего рода подарок Фортуны, судьба победителя. Рубенс с ранних лет имел успех на дипломатическом поприще, много путешествовал, так же, как и Гендель, он всегда был признан и любим многими, их жизнь была полна событиями и приключениями, оба умерли в богатстве и почете.
Сходны между собой и судьбы Баха и Рембрандта, их жизнь - это испытание мужества. Рембрандт много страдал и умер в безвестности, и до сих пор далеко не каждому дано подняться до тех духовных высот, которые заключены в искусстве великого голландца. Бах тоже широкой известности при жизни не добился, да и не стремился к этому, вся его жизнь – служение Богу и музыке, которые были его единственной опорой и утешением.
(звучит «Пассакалья» Генделя)
Обратите внимание на монитор, вы видите три наиболее известные картины Рубенса.
Зрительный ряд:
1. «Персей и Андромеда»
2. « Христос в терновом венке»
3. « Возчики камней»
Задание классу (на развитие ассоциативного мышления):
В момент просмотра, выберите одну из трех работ, запишите эпитеты, метафоры, сравнения, близкие по ассоциации образам Рубенса, в этом вам поможет словарь эстетических эмоций.
Итак, ваши ассоциации.
После выполнения задания - обсуждение его результатов.
Рубенса и Генделя роднит стиль мышления и способ художественного общения с публикой: в своих произведениях они обращаются не к душе отдельного человека, взывают не к свободному и доверительному общению с ней, как Рембрандт и Бах, а как будто стремятся ко многим людям сразу. В их произведениях отсутствует раздумье, сомненье, неуверенность, все просто, ясно, они не отвлекаются на мелкие детали, а прежде всего схватывают суть вещей и явлений. Они мыслят широко, масштабно, с подъемом, эффектно и захватывающе, и возможно, поэтому удача и успех всегда сопутствовали им.
Запишите вывод.
Вслушайтесь в знаменитую «Пассакалию» соль минор Генделя.
Задание для прослушивания: музыкальная речь Генделя подобна речи вождя, оратора, обращенной к массе народа, потому она обладает ясностью, в ней отсутствует неопределенность смысла, возможность двойного истолкования. Слушая музыку Генделя, попытайтесь понять, о чем говорит, в чем хочет убедить слушателя, т.е. вас композитор, какие музыкальные образы вы представили, но прежде вспомним, из курса музыки, что такое «музыкальные образы»?
- Это картинки нашего воображения, то, что мы себе представляем, когда слушаем музыку.
Глубже проникнуть в суть музыкальных образов вам поможет литературный эпиграф, какие изобразительные средства преобладают в нем?
- противопоставления, антитезы.
Итоги работы.
- Рубенс - «духовная пара» Генделя. Его кисть сочна и красочна, он любит нагромождение фигур на полотне, гигантские масштабы и яркие эффекты. Его живописи свойственны особое богатство колорита, пристрастие к золоту. Мысль Рубенса, как и мысль Генделя, устремлена к внешнему миру, контрасты и великолепие которого увлекают художника, радуют глаз, и эту радость разделяет зритель.
- Обратите внимание на монитор компьютера.
Лекция СD «Эрмитаж» Рубенс «Персей и Андромеда».
Вспомните миф о Персее и Андромеде.
Зерно замысла картины – пробуждение любовного чувства у Персея и Андромеды, дочери царя Кефея, освобожденным юным героем у дракона. Все ясно и определенно: с одной стороны, Андромеды, испытывающая чувство смущения, с другой - утонченная деликатность Персея, приблизившегося к прекрасной Андромеде.
Какой можно сделать вывод?
- Рубенс сразу проявляет внутреннюю суть событий, не допуская иных толкований.
Мы рассмотрели с вами тип художественной личности в музыке и изобразительном искусстве. При анализе литературных произведений вы оперируете типами художественных образов
- Какой писатель в русской литературе близок по стилю мышления и способу художественного общения с публикой Рубенсу, Генделю?
- Л.Н.Толстой.
Л.Н. Толстой еще при жизни приобрел репутацию проповедника и учителя жизни. Романы Толстого – «авторские», где писателю заранее известна Истина, которую он с мастерством внушает читателю, и читатель для него не равноправный собеседник, но скорее человек, который должен поддаться проповеди писателя, должен принять его веру как свою. Послушайте отрывок из прекрасного рассказа Толстого «Отец Сергий», где автор хвалит главного героя, недавно принявшего монашеский сан: « Кроме того чувство сознания своего превосходства, которое испытывал Касатский в монастыре, Касатский, так же как и во всех делах, которые он делал, и в монастыре находил радость в достижении наибольшего как внешнего, так и внутреннего совершенства. Как в полку он был не только безукоризненным офицером. Но и таким, который делал более того, что требовалось, и расширял рамки совершенства, так и монахом он старался быть совершенным: трудящимся всегда, воздержанным, кротким, чистым не только в деле, но и в мыслях, и послушным. В особенности последнее качество, или совершенство, облегчало ему жизнь».
- Как вы понимаете манеру художественного общения Толстого?
- Какие характерные черты художественного типа личности, представленные Рубенсом, Генделем, Толстым, вы можете назвать?
Предполагаемые ответы:
- Обращенность во внешний мир, к людям, к народной массе.
- Речь оратора, вождя ясная, не терпящая возражений.
- Истина известна заранее, ее только необходимо внушить читателю, зрителю, слушателю.
Именно таковы были особенности художественного типа личности, сформировавшиеся еще в западноевропейском искусстве 17 века.
Звучит «Аллилуйя» Г.Генделя, на фоне музыки:
«… Всему свой срок и время всякой вещи…Время разбрасывать камни и время собирать, время искать и время терять, время войны и время мира»
- Каждый человек проходит через эти этапы жизни, и вас тоже ждут различные испытания, и я желаю вам, чтобы вы стали достойными людьми
Наедине с самим собой подумайте, какую роль в формировании личности человека (или моей личности) может сыграть общение с произведениями Генделя, Рубенса, Толстого? Это и будет вашим домашним заданием.
К уроку имеется приложение в виде презентации.