Комплексное занятие для подготовительной группы по изобразительному искусству "Город народных мастеров" (декоративное рисование)

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


Цель занятия: Закрепление пройденного материала по циклу “Народное творчество”, роспись блюдца, используя элементы хохломской росписи.

Задачи:

  1. Образовательная – Через диалог, игры, проблемные вопросы к ситуации закреплять знания и навыки детей о народных художественных промыслах русский мастеров, в частности хохломских росписей. Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы.
  2. Развивающая – Помочь детям через беседу, дидактические карты, наглядные пособия, декоративное рисование развить воображение, память, мелкую моторику руки, чувство света, эстетическое восприятие.
  3. Воспитательная – Воспитывать бережное отношение к продуктам своего и чужого творческого труда, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру.

Предварительная работа: Создание из газет и бумаги папье-маше блюдца, покрытие его акриловой шпатлевкой и желтой гуашью; изучение различных народных промыслов России (Вологодские кружева, Дошковская игрушка, Городецкая роспись, Гжель, Хохлома, жестовский поднос).

Материалы и оборудование:

а) Для учителя – Дидактическая карта с образцами хохломской росписи, наглядные пособия, наглядный материал (ложки, стульчик, тарелки, самовар, бублики, платки, кружева), избушка, баба-яга, мальчик Джонни, мухоморы, кроссворд, магнитофон, кассеты с музыкой.

б) Для детей – Тарелки, сделанные предварительно методом “Папье-маше” и окрашенные в желтый цвет, кисти беличьи № 1, № 2, подставка для кистей, тряпочка, стакан с водой, краски гуашевые (черная, красная, желтая, зеленая).

Литература:

  1. “Подсобные художественные промыслы России”- В.А. Барадулин, В.А. Сидоренко, - Москва 1983 г.
  2. “Хохломская роспись” - А.О. Орлова.
  3. “Хохлома” - Н. Беаник
  4. “Я открою Вам секрет. Рисуем, мастерим, знакомимся с народными промыслами.”

Музыка: “Детские песни” Клары Румянцевой, плясовые проигрыши, “Гармоника”, баян.

План занятия:

1.Организационный момент.

2. Эвр. беседа:

а) игровой момент
б) обобщение и закрепление знаний
в) кроссворд

3. Физ. Минутка.

4. Творческая, поисково-эксперементальная работа.

5. Итог урока:

а) выставка детского творчества
б) прощание.

Организационный момент:

У. Здравствуйте дети! У нас сегодня на уроке гости, давайте поздороваемся с ними.

Д. Здравствуйте!

У. Дети! Давайте повернемся, друг к другу лицом и подарим всем свою улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекраснее! (Музыка К. Румянцевой “Улыбка”).

Молодцы. На наших занятиях мы узнали много интересного о народных промыслах России, а сегодня я предлагаю вам отправиться в город, где живут и работают народные мастера и умельцы. Хотите?

Д. Да! Хотим!

У. Тогда закройте свои глазки и представьте, как мы из городской суеты, от гула машин, множества домов и пешеходов перенеслись в волшебный, тихий уголок. Мы сошли с поезда и идем по узкой тропинке в лесу с могучими деревьями, а вокруг растут грибы: белые, подберезовики… и никто их не собирает… Вы слышите, как поют птицы?

Д. Да.

У. Лес, будто живой… Тише, на полянке стоит избушка на курьих ножках. Пройдем мимо нее как можно тише, чтобы не разбудить хозяйку этого дома. Вот уже за холмом виднеется деревня. А это пастух погнал коров на пастбище. Ой! Ребята, а вот и первый дом, хотите в него заглянуть и посмотреть, где живут и творят русские мастера.

Д. Да! Хотим.

(Учитель снимает платок и накидывает его на себя. Под платком находятся изделия, расписанные хохломской росписью, кухонная утварь).

Эвр. беседа:

У. (в роли хозяйки дома). Здравствуйте детки! Рада видеть вас в своем доме!

Д. Здравствуйте! (звучит русская народная музыка, баян).

У. Проходите, проходите миленькие. Осмотритесь, здесь отовсюду веет стариной. Посмотрите на интересную мебель и красочную кухонную утварь.

Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы.

Как это называется?

Д. Хохлома!

У. Правильно.

Вы не знаете, ребята,
От чего и почему,
Очень часто называют
Золотую Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома?
Может, всюду там сияют
Золотые терема?
Деревянная, резная
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой, -
Вот чем славится она.
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Раз увидишь, не забудешь,
И хотел бы, да не смог.

А какие краски используют мастера для хохломской росписи?

Д. Золотой, желтый, красный, черный, зеленый.

У. Правильно! Молодцы. А чем рисуются “брусничка”, “смородинка”, “рябинка”.?

Д. Тычком.

У. А как нарисовать “капельки”?

Д. Нужно приложить кисть к бумаге.

У. Правильно. “Капельки” рисуются методом “примакивания”.

Раз вы такие умненькие и все знаете, тогда расскажите мне, когда появилась хохломская роспись?

Д. В XVI веке.

У. А кто придумал такой способ “золотой” посуды?

Д. Иконописцы-старообрядцы.

У. Правильно. И это вы знаете! Посмотрите, у меня два блюдца, чем они отличаются?

Д. Первое – “верховое” письмо, а второе – фоновое.

У. Молодцы. На этом блюдце роспись положили на золотой фон, а на этом золотые детали оставили золотыми, а фон закрасили черным (или красным).

А теперь давайте поиграем.

Д. Давайте!

У. Посмотрите сюда. Я вам буду показывать узор, а вы мне будете говорить на какой посуде его нарисовал мастер.

Д. Хорошо.

1-1

2-4

3-3

4-2

5,4-2,5

У. Замечательно! Вы ответили на все мои вопросы, значит много знаете о хохломской росписи.

Ой! Что это? Вы слышали?. Кто зовет на помощь…

(Звучит песня К. Румянцевой “Мальчик Джонни”

А.. Это Баба-Яга похитила маленького мальчика Джонни и хочет им сегодня отобедать. Но мы можем ему помочь. Баба-Яга очень любит загадывать загадки. И если мы отгадаем все ее загадки, она отпустит мальчика. Поможем мальчику Джонни?

Д. Да! Конечно!

У., Но Баба-Яга, очень хитрая, и она усложнила нам задачу и из своих загадок составила кроссворд.

Вы умеете отгадывать кроссворды?

Д. Да.

У. Тогда начнем.

Дети отгадывают кроссворд.

Кроссворд

Хохлома

Посуда не простая,
А точно – золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она-
Золотая Хохлома.

Дымково

Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими,
Пестрыми фигурками.
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Змейки, ленточки и точки.
Клетки, кольца, завиточки,
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковый узор.

Гжель.

Чашка эта голубая
О зиме напомнит вдруг:
На снегу холодном тает
Не расстает синий луг.
Рассветают на морозе
Хризантемы и ромашки.
Колокольчики и розы.
Украшают чашки, вазы
Сколько блеска, сколько глянца
В сине-белом том фасьянсе!
Неужели, неужели
В Вашем доме нету Гжели?

Городец

Была доска некрашеной,
Простою, неприглядной,
А стала разукрашенной,
И празднично нарядной.
В руках умельца досочка
Узором заиграет,
Гирляндою из розочек.
Украшена по краю
Вот барыня-красавица
Понравилась лихому молодцу,
Идут они гуляют по Городцу.

Орнамент

Систематически повторяющийся узор

Матрешка.

Веселушки, хохотушки,
Деревянные подружки,
Любят в прятки поиграть,
И попеть, и поплясать.
Не нарадуется взгляд,
Если выстроиться в ряд,
А попрячутся друг в дружку -
Видишь старую подружку.
Нарумяненные щечки,
Разноцветные платочки
Сарафанчики в горошек,
У семеновских матрешек.

Жостово

Вот черный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
На нем бликами летними солнце играет,
Каймой золотой по краю сверкает
Как же, как же называется поднос?

Кружево

Вологодская избушка,
В небе ясная луна,
Одинокая старушка
Засиделась у окна.
Труд у бабки Пелагеи
С молодых годов в чести.
Принялась за рукоделье -
Стала кружево плести.

Мы отгадали все загадки Бабы-Яги и мальчик Джонни - свободен.

Физ. минутка.

А теперь встаньте из-за своих парт и задвиньте стульчики.

(Учитель музыки проводит физ-минутку)

Творческая поисково-эксперементальная работа.

У. У меня и самовар вскипел, и бублики я сегодня на ярмарке купила, пирожки испекла. А блюдечек, чтобы угостить вас - нет, все на ярмарке сегодня утром продала. Может вы сами для себя, их распишите и тогда устроим чаепитие.

Д. Хорошо.

(Дети расписывают блюдца)

У. На доску я повесила все элементы хохломской росписи, чтобы вам легче было составить узор. Дети расписывают блюдечко, используя элементы хохломского узора.

Итог урока.

У. Молодцы! Вы поработали на славу, поставьте их пожалуйста сюда, на стол. А сейчас отправимся чай пить. (Выставка детского творчества).

(выставка детских работ и анализ)

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сегодня продолжают хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью.

И с ними в наш дом приходит красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.

А теперь, давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем пить чай с бубликами и пирожками.

Д. До свидания. Спасибо.