Урок музыки: "За семью печатями"

Разделы: Музыка


 

Цель игры: обобщить полученные знания на уроке в игровой форме, что помогает развивать логическое мышление, применять, полученные ранее знания по курсу музыки. Применение информационных технологий привлечет больший интерес учеников 8 класса.
Кабинет оформлен в виде телевизионной студии.

ТСО: компьютер, интерактивная доска, музыкальный центр, синтезатор.

Ход урока

Добрый вечер, уважаемые зрители, мы начинаем игру «За семью печатями». Сегодня мне помогают мои эксперты – ученики 10 класса.
Главная тема игры  скрыта за семью печатями. Ваша задача – ответить на шесть каверзных вопросов и подойти к ответу на главный! В игре три основных игрока, которых мы выберем вместе.
Итак, выбираем трех участников. Любой из вас, ответив правильно на вопрос, становится участником игры.

Внимание, вопрос первый.

1. Кто из композиторов является основоположником стиля «романтизм» в музыке?

( Франц Шуберт)

2. Кто написал это замечательное произведение?

(звучит Соната №14, I часть.Л.В.Бетховен)

3. О ком Л.В.Бетховен сказал: «Не ручей, а море имя ему!»

(о И.С.Бахе)

Уважаемые знатоки, займите места за игровыми столами. На каждый поставленный мной вопрос вы должны ответить сначала письменно, затем устно. За правильный ответ вы получаете печать, в идеале к концу игры их должно стать семь. Если никто из игроков не может ответить правильно, мы просим помощь зала. Желаю всем удачи!
Игра начинается!

(За каждый правильный ответ игрокам на листе ответов ставится печать, в идеале их должно быть семь.)

ПЕЧАТЬ 1.

Этот стиль развивался сначала в живописи, затем в музыке в конце Х1Хв. – начале ХХв. во Франции. Основоположник этого стиля в музыке утверждал красоту повседневной жизни. Его музыка тесно связна с национально-культурными традициями Франции, однако  очевиден и ярко новаторский характер его сочинений. Этот композитор смело ввел в современную европейскую музыку интонации средневековых ладов и ритмы афро-американской музыки.
(звучит «Лунный свет» Клода Дебюсси)
Композитор написал наброски к опере по повести популярного американского писателя Эдгара По «Падение дома Эшеров».

Назовите имя композитора и стиль в музыке, основоположником которого он стал.

На мониторе компьютера появляется первый ответ:

Слайд. Клод Дебюсси. Стиль Импрессионизм.

Действительно это композитор – Клод Дебюсси. Именно он, увидев картину художника Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» стал основоположником нового стиля в музыке, который позднее назовут «импрессионизм», что с французского означает впечатление.

ПЕЧАТЬ 2.

Главная особенность нового вида искусства, который появляется в Америке в конце Х1Х века – отточенная пластика актерской игры, поскольку следовало передавать содержание образа лишь жестом, движением, мимикой. Самый яркий представитель этого искусства стал прообразом многих музыкальных произведений – песен, миниатюр. Послушайте одну из них.
(звучит «Хорошее настроение» Р.Паулса)
А, теперь, внимание вопрос.

Назовите этот вид искусства и героя, о котором шла речь.

Слайд. Немое кино. Чарли Чаплин

ПЕЧАТЬ 3.

В древнем Риме я чистил ступени дворцов,
В Вашингтоне я чищу ботинки.
Я всегда был творцом:
Это я воздвигал пирамиды в Египте
И замешивал известь для небоскребов.
Я всегда был певцом:
Я пронес свои песни от Африки до Миссури
И повсюду звучит их рокочущий ритм.

Слайд  Америка Х1Х в.

Звучит музыкальный отрывок Л. Бернстайн «Америка»

Конец Х1Х века Америка становится одной из самых развитых стран мира и остается лишь одно явление, которое «выпадает» из образа благополучной страны. Это явление получает резонанс в Западной Европе.

О чем идет речь?

Время пошло, мы ждем правильный ответ.

Слайд. Расовая нетерпимость. Рабство.

Да, мир в благополучной Америке разделился на «белый» и «черный». Негров могли купить и продать, некоторые семьи были вообще разлучены. Единственной радостью в их жизни были песни,  известный американский композитор Дюк Элингтон говорил: «…Страшась молчания черных рабов, рабовладельцы заставляли их петь, желая не дать им возможности разговаривать, а значит – и сговариваться о планах мести и мятежа».

ПЕЧАТЬ 4.

Простые иногда примитивные песни, имитирующие плач, помогали в работе достигнуть ритма. Как называются эти песни?

Слайд. Блюзы.

Первое значение слова блюз – меланхолия, хандра. В этих песнях-исповедях слились и горечь рухнувших надежд, и тоска по утраченной родине, ненависть к рабскому труду. Другие блюзы были наполнены яростным весельем, но это был «смех сквозь слезы». За отчаянным весельем скрывалась трагедия целого народа.
Послушаем блюз.

ПЕЧАТЬ 5

Все негры, привезенные в Америку,  были обращены в христианство. Рабовладельцы надеялись, что Библия поможет им завладеть думами рабов. А негры видели в Библии призыв к разрушению цепей рабства. Они начали создавать собственные песни, в которых отрицали рабство и обращались к Богу, прося совет и помощь. Они интерпретировали библейские сюжеты под влиянием своих чувств и мыслей.

Как стали называться эти песни позднее?

Слайд. Спиричуэлс

Важно, уважаемые зрители, иметь представление о блюзе и спиричуэлсе, так как они лежат в основе современной американской музыки и направлений британской рок-музыки

ПЕЧАТЬ 6.

Внимание, музыкальный отрывок (звучит «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс» Дж.Гершвина)

Музыкальный отрывок «Колыбельная»

Никогда прежде в Иоулиэн-холле не было столь разношерстной публики, как в тот день 12 февраля 1924 года на концерте, афишированном как «эксперимент в современной музыке». В зале присутствовали Сергей Рахманинов, Фриц Крейслер, Игорь Стравинский.
Программа концерта была большой и разнообразной. Поначалу эксперимент не удавался: публика скучала. Положение было критическим, когда за рояль сел Маэстро. Дирижер дал знак, и Маэстро начал соло. От прежней скуки не осталось и следа. Дирижер не замечал, что по его щекам катятся слезы восторга. А потом раздались такие овации, то никто больше не сомневался в «нокаутирующем успехе» оперы «Порги и Бесс».

Назовите имя композитора.

Слайд. Джордж Гершвин

Став композитором, Д. Гершвин пишет лирические песни. Особенно он интересуется музыкой негров Америки. Для того, чтобы лучше освоить их музыкально-ритмический язык, Гершвин поселяется в хижине среди негров. Изучает обряды, песни, танцы. Сидя между ними, подпевает, подыгрывает певцам. Композитор вскоре мог соперничать с любым из них. Своими знаниями и умениями композитор воспользовался при сочинении оперы «Порги и Бесс», отрывок из которой вы прослушали. Опера отличается глубиной чувств, изобразительностью развития афро-американского фольклора.

И, наконец, ПЕЧАТЬ 7, последняя и под ней скрыт главный вопрос.

« Леди, украшенная интригующими ритмами, шла танцующей походкой через весь мир. Но нигде ей не встретился рыцарь, который ввел бы ее как уважаемую гостью в высшее музыкальное общество. Джордж Гершвин совершил это чудо. Он смело одел эту крайне независимую и современную леди в классические одежды концерта. Однако нисколько не уменьшил ее очарования. Он – принц, который взял золушку за руку и открыто провозгласил ее принцессой, взывая удивление мира и бешенство ее завистливых сестер».

Как звали эту прекрасную Леди?

Слайд. Джаз. Симфоджаз

Абсолютно правильно. Как сказал композитор Дариус Мийо: «В небольшом дансинге, вроде «Капитолия» на Ленокс Авеню около 140 улицы, можно нередко слышать, как негритянка поет в течение часа и более все одну и ту же мелодию, полную захватывающей силы и тонкого рисунка, как любой прекрасный  классический речитатив. Ей аккомпанирует джаз-банд, из которого струится постоянно обновляющийся мелодический поток. Вариации разрастаются, почти достигая мощи симфонии. Здесь мы соприкасаемся с первоистоками музыки, с той глубокой стороной человеческой души, которой она обязана своим происхождением. И эта музыка волнует не менее глубоко, чем какое-нибудь всеми признанное гениальное художественное произведение».

Сегодня мы в игровой форме обобщили знания по теме «Джаз как род современного музыкального искусства. Его истоки и развитие». Вы показали разносторонние  знания.

Итак, кто набрал наибольшее количество печатей?
Объявляем имя победителя!

Я уверена, многим из вас импонируют природные качества этого великолепного стиля: импровизация, повышенная эмоциональность исполнения и ритмическая изощренность!
Музыка исцеляющая, Твоя музыка позовет тебя тихо, сама позовет – только слушай…не слишком громко, не слишком долго… Музыка – не звук в тишине. Музыка – Тишина в звуке

К уроку имеется приложение в виде презентации.