Цель: Формирование духовно-нравственных основ при ознакомлении учащихся начальной школы с составляющими предмет краеведение (понятие малая Родина).
Задачи:
- Привитие интереса к родному краю, воспитание гордости за свой край, любви к Родине.
- Развитие у детей речи, артистических умений и навыков.
- Способствовать развитию желания у детей узнать больше о своем крае, формированию коммуникативных навыков.
Учитель:
Добрый день дорогие друзья!
Новым встречам рады мы!
К. Д. Ушинский писал: “Отечеством зовём нашу страну потому, что в ней жили наши отцы и деды.
Родиной зовём мы потому, что в ней мы родились.
Матерью потому, что она нас выкормила своим хлебом, выучила своему языку, защищает и бережёт нас от врагов”.
1 ученик:
“Откуда начинается Россия”.
В. Бокова.
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Камондор?
О чём грустят её глаза степные?
Над камышами всех её озёр.
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к доброте.
Вот в чём её звезда,
Она прекрасна
Она горит и светит в темноте
Отсюда все её дела большие
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней Россия!
Не с гор берёт начало, а с тебя.
Учитель:
Но всё ли мы знаем и помним связь своей семьи с историей страны?
Чтобы ответить на этот вопрос мы решили отправиться на экскурсию по родословной города.
Город Нижний Тагил старейший центр горного дела отечественной и мировой металлургии.
В 1720 г. По указу Петра1 началось строительство одновременно двух демидовских заводов – медеплавильного и чугунолитейного.
Выйский медеплавильный завод был пущен 23 октября 1722г. этот год и принято считать датой основания Нижнего Тагила.
2 Ученик:
Суров наш Урал, лишь на первый взгляд.
Пусть ветры завывают за стеною
Здесь каждый вас, видеть будет рад
И обогреть душевной теплотою.
3 Ученик:
Нижний Тагил край наш любимый,
Нижний Тагил родимый наш дом.
И здесь на просторах России
Нет лучше и краше его.
4 Ученик:
Какое счастье жить в городе нашем,
Огромном и прекрасном – то не лесть.
По праву наш город считают старейшим
И я здесь родился, и вырос я здесь.
Река Тагил несла бушующие воды,
Гора Высокая вонзилась в облака.
Здесь вырастали первые заводы
Как память нашим предкам на века.
Здесь дом господский нам напоминает,
О тех, кто жизнь в Тагиле начинал,
Музей наш краеведческий листает
Страницы жизни под названием Урал.
Учитель:
Ленинский район. Выя – это самый старый район города. Район получил своё название от притока реки Тагил.
5 Ученик:
И как бы далеко я не был.
Вдали от Родины везде.
Я помню только одну фразу
Её запомнить смог я сразу
“Район мой лучший на земле!”
Учитель:
Микрорайон “Лебяжка” – это наше самое любимое местечко на земле.
Легенда гласит, что когда-то было озеро и на этом озере при перелёте отдыхали лебеди. Красивы эти птицы. Их никто никогда не трогал т.к. лебеди – это символ верности, любви, красоты. Отсюда и пошло район “Лебяжинский.”
6 Ученик:
Сколько лет назад всё было
Я, сказать вам не берусь.
Рудник был, где руду, люди добывали,
Деревянные дома здесь везде стояли.
На работу люди шли через “Сизов” мост
Почему же так назвали?
Жил да был один подрядчик,
Что тот мост сооружал.
Этот “Сизя” или “Кипря”
Лавку за углом держал.
Старинное название сейчас улиц прозвучит.
Вогульская-Зеленая, о чём вам говорит?
7 Ученик:
Сейчас – это Лебяжка,
Гуляем мы по ней.
Там много магазинов
И нету их милей.
Аптека, библиотека,
Дома, дома, дома,
А между ними школа
В четыре этажа.
На Известковой улице
Красуется она.
Учитель:
У ребят школы №10 о районе, о городе родились частушки.
Пропою я, ребятушки,
Вам Лебяжински частушки.
Знаменит наш, чем район,
Как живётся людям в нём.По сравнению с Москвой
Наш район букашка,
Всё равно тебя люблю
Милая Лебяжка.На Лебяжке есть гора
Ох, и чудная она.
В недрах камена руда
Всему миру дорога.Школа 10 на Лебяжке
Самая отличная.
Не учиться в ней на 5
Просто не приличноВам пропели ребятушки,
Все Лебяжински частушки.
А теперь попросим вас
Чтоб похлопали для нас.
8 Ученик:
Мы рассказали вам, друзья,
Про наш район – от А до Я!
9 Ученик:
А
Аглофабрика в районе нашем
Всем давно известна, прямо скажем:
Агломерат выпускает она
Для супер-гиганта – НТМК!
10 Ученик:
Б
Библиотека – гордость района,
Их, посещая, узнали мы много:
С нами беседовали, просвещали,
Чтобы историю города знали!
11 Ученик:
В
Высокогорский комбинат в районе нашем –
Солидный ветеран с большим рабочим стажем:
Гора Высокая – его начало,
Была высокая и котлованом стала.
12 Ученик:
Г
Горный техникум, друзья,
Нам забыть никак нельзя:
Здесь профессий – не пересчитать –
Заводам, шахтам нужно кадры поставлять!
13Ученик:
Д
Дворец “Юбилейный” – культура,
Дом творчества – образование,
Детсады – там азы воспитания.
14 Ученик:
Е
Евстюниха – посёлок всем известный,
Его история довольна интересна,
Но, к сожалению, регламент
Раскрыть её не позволяет.
15 Ученик:
Ж
Железная руда – всему начало,
Её давным-давно здесь добывали
И, если б вдруг её не стало бы
То, что заводы наши плавили?
16Ученик:
З
Завод называется коротко – МИЗ,
По Первомайской спускается вниз,
До Ломоносова спустимся – вот!
Наш медико-инструментальный завод.
17 Ученик:
И
Изобразительный музей
Имеет тысячи друзей:
Мы с ним тоже дружбу водим –
На экскурсии мы ходим!
18 Ученик:
Л
Лебяжка – наш микрорайон,
Знаком и мил нам с детства он:
Здесь всё своё, родное, отчее,
Лебяжку любим очень- очень!
19 Ученик:
М
Мост от нас на Красный Камень
Был когда-то ветхим, старым.
Мы откуда это знаем? –
Бабушки нам рассказали!
20 Ученик:
П
Парк Бондина – излюбленное место,
Где тагильчане собираются все вместе:
Народ бывает даже со “Старателя”,
А назван парк в честь нашего писателя!
21 Ученик:
С
Стадион “Высокогорец” -
Старый добрый наш знакомый:
Привечать всегда он рад
Старших, средних, дошколят.
22 Ученик:
Х
Хлебо-хладо-комбинаты,
Как мы счастливы, как рады:
На Вогульской рядышком стоят -
И накормят, и продукты сохранят!
23 Ученик:
Ц
ЦГБ № 3 на Кузнецкого -
Два отделения: и взрослое, и детское:
Здесь помогут всем,
Но лучше не болеть совсем!
24 Ученик:
Ш
Шахты! Их в районе три,
Трудятся на шахтах горняки:
Работа нелёгкая тут,
Руду на гору выдают!
25 Ученик:
Весь район по буквам расписали,
Но даже сотой части не сказали,
Если про всё вам рассказать,
Неделю здесь пришлось бы нам стоять!
26 Ученик:
Мы повторить сто раз готовы,
Что мы гордимся Ленинским районом :
Он – самый мудрый, потому что старший!
Нам нравится расти, учиться, жить в районе нашем!
Учитель:
Вы дети XXI века, вы славное будущее района, города.
Дети исполняют песню: “XXI век”.