Тема: Вышивка швом «простой крест»
Практическая работа: вышивание миниатюры «Памятники архитектуры – храмы, церкви России»
Цели урока: ознакомить учащихся с историей возникновения вышивки, с композиционным построением узоров; научить технике выполнения счетных швов; воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, трудолюбие, экономное отношение к материалам, коллективизм.
Средства обучения:
Учебные: тетрадь, пяльцы, ножницы, игла ручная.
Наглядные: слайды «Развитие вышивки в России», слайды «Вышивка разных народов», слайды «Памятники архитектуры России», образец готового изделия.
Раздаточный материал: схемы цветные и черно-белые [Приложение 2], карточки – критерии оценки, памятки по технике безопасности.
Объект труда: миниатюра «Памятники архитектуры – храмы, церкви России»
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи: история, МХК, математика, география
Ход урока
I. Организационный момент
- Приветствие учащихся. (Здравствуйте! Садитесь)
- Отметка отсутствующих
- Готовность к уроку (пожалуйста, проверьте, все ли у вас готово к уроку)
- Ребята! На столе у вас лежат цветные карточки. Поднимите карточки, которые соответствуют вашему настроению (красный, желтый, синий, серый). Я желаю, чтобы хорошее настроение было у вас не только на протяжении урока, но весь день.
II. Объявление темы урока и целей урока
Ребята! Сегодня мы с вами будем работать в творческой мастерской «Творение» и именно вы будете творцами красивых и оригинальных изделий. Тема нашего занятия « Вышивка швом «простой …» -, по этим словам и по всем наглядным материалам, определите продолжение темы урока и цели урока. Что мы будем делать на уроке? (отвечают учащиеся).
Цель нашего урока – ознакомиться с историей развития вышивки в России; продолжить отрабатывать навыки по выполнению счетного шва – шва «крест» и гобеленовый шов, и ознакомимся еще с одним счетным швом - болгарский шов.
III. Проверка домашнего задания.
Традиции – это раз и навсегда установленные, отшлифованные многими поколениями наиболее выразительные орнаменты и узоры, изделий, их колорит, а также накопленные веками навыки мастерства в вышивке. Традиции меняются в соответствии с временем, с требованиями времени. Из поколения в поколение передается только то, что жизненно, прогрессивно, что нужно людям и способно к дальнейшему развитию. К этому самым прямым способом относится искусство вышивания, которое в настоящее время очень широко развивается в разных областях России. Вышивка является одним из самых массовых видов народного искусства и относится к эпохе первобытной культуры. И в наше время в вышивании прекрасно соединились традиционное и современное творческое начало. Вышивки создавались веками и зависели от географического положения страны, ее истории и культуры. Как же развивалась вышивка у нас, в России? Сейчас мы с вами совершим экскурсию в историю развития русской вышивки. Нашим экскурсоводом будет … (сообщение учащегося).
Сообщение «Развитие вышивки в России»
Слайды [Приложение 1]
Для каждого народа, населяющего нашу землю характерна своя вышивка. У каждого народа самобытные способы оформления одежды, предметов обихода; свои мотивы узоров, своя цветовая гамма. Об этом нам расскажет … (сообщение учащегося).
Сообщение «Вышивка разных народов»
Слайды [Приложение 1]
IV. Повторение ранее изученного материала
КРОССВОРД (1)
Составьте по данным вопросам кроссворд. Определите в решенном кроссворде пятое понятие.
- Последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров (орнамент)
- Ритмически повторяющийся элемент или несколько элементов, из которых складывается орнамент (раппорт)
- Украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненными нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом (вышивка)
- Чередование цветовых пятен: главных и второстепенных, ярких и ослабленных (ритм)
- ?
КРОССВОРД (2)
Составьте по данным вопросам кроссворд. Определите в решенном кроссворде пятое понятие.
- Чередование цветовых пятен: главных и второстепенных, ярких и ослабленных (ритм)
- Украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненными нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом (вышивка)
- Последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров (орнамент)
- Ритмически повторяющийся элемент или несколько элементов, из которых складывается орнамент (раппорт)
- ?
Взаимопроверка решения кроссвордов.
По вертикали и по горизонтали мы получили слово «композиция». Что означает данное понятие?
Композиция – объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.
При выборе рисунка для вышивки возникает целый ряд вопросов: какие швы будут использоваться в работе; назначение изделия; расположение узора; выбор цвета для его выполнения. Все это – слагаемые понятия «композиция».
ВОПРОСЫ:
- Мы рассматривали с вами несколько видов вышивок. Учащимся даны образцы вышивок с номерами 1, 2, 3, 4, 5 и 6. Впишите, пожалуйста, в таблицу названия вышивок под соответствующими номерами.
- Назовите материалы, инструменты и приспособления, применяемые для выполнения счетной вышивки.
- Какие требования предъявляются к вышивке?
- В каком направлении выполняются счетные швы? Как выполняются счетные швы по горизонтали? (на примере шва «крест»). Посмотрев на данные схемы – определите, какие швы изображены? (гобеленовый и болгарский) Сколько стежков в гобеленовом шве и в болгарском шве?
- С медицинской точки зрения вышивка имеет ряд положительных качеств, – каких?
Есть ли отрицательные стороны? (это - неправильная посадка приведет к быстрой утомляемости, а впоследствии к сутулости, искривлению позвоночника и к близорукости)
- Как можно определить номер ткани для вышивания – канвы? (необходимо вышить несколько крестиков, затем определить, сколько крестиков в 1 см; если количество крестиков равно – 4, то соответственно и номер канвы будет №4, если – 5, то №5 и т.д.) Для чего нужно знать номер канвы? (для определения размеров вышивки)
- А на какой канве размеры вышивки будут больше, на канве №6 или на канве №4? Почему?
- Каковы правила работы по черно-белой и цветной схеме?
- Как можно рассчитать размер готовой вышивки? (1) – высчитываем количество крестиков по высоте и по ширине на схеме; 2) – смотрим, на какой канве будем вышивать, т.е. № канвы; 3) – смотрим, сколько крестиков в 1 см по ширине и по высоте; 4) – полученное число крестиков по ширине и по высоте на схеме, делим на количество крестиков в 1 см, и соответственно получаем размер готовой вышивки по ширине и по высоте)
V. Практическая часть
Мы с вами определили тему урока и цели урока, но нам неизвестно что же будем вышивать. Объект труда сегодня – миниатюра. Как вы понимаете понятие «миниатюра»?
Миниатюра – это уменьшенное подобие чего-либо (изображение уменьшенного размера)
Мы живем в очень сложном и драматическом мире. Везде войны, ссоры, жестокость, бессмысленная гибель людей. Нарастают такие социальные явления как наркомания, преступность алкоголизм. Проявляется и такое явление как вандализм, разрушаются памятники культуры, созданные много веков назад. Что же нас спасет? Русский философ Николай Бердяев писал: «Красота – сила, и она спасет мир». В нашей стране очень много памятников архитектуры и конечно же их нужно сохранить не только для нас, но и для будущих поколений.
«Памятники культура – это генераторы духовной энергии, вложенной в них теми людьми, которые их создавали, а также теми людьми, которые на протяжении многих веков им поклонялись. Разрушая памятники культуры, мы разрушаем самое ценное – духовную энергию народа»
Писатель Федор Абрамов.
СЛАЙДЫ «Памятники архитектуры» [Приложение 1]
Итак, мы с вами будем сегодня вышивать миниатюру «Памятники архитектуры – храмы, церкви России»
Работаем под девизом: «От ниточки к шедевру!»
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
ФИЗМИНУТКА
Вводный инструктаж
- Рассмотреть схему.
- Выбрать счетный шов для своей вышивки (шов «крест», гобеленовый или болгарский шов)
- Подобрать соответствующую цветовую гамму для вышивки
- Определить расположение композиции на ткани ( мотив должен располагаться в центре, оставлять припуски со всех сторон).
- Вставить ткань в пяльцы
- Приступить к вышивке миниатюры
- Соблюдать все требования, предъявляемые к вышивке
ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
В процессе работы осуществляется контроль:
- организация рабочего места;
- последовательность выполнения работы;
- соблюдение безопасных приемов труда.
Контроль осуществляется в ходе выполнения практической работы по карточке контроля.
Критерии оценки
1 |
Соблюдение ТБ и санитарно-гигиенических требований |
1 балл |
2 |
Правильность выполнения счетного шва (направление нижних и верхних стежков) |
1 балл |
3 |
Соблюдение требования к изнаночной стороне вышивки |
1 балл |
4 |
Правильное расположение композиции на канве (центр) |
1 балл |
5 |
Объем выполненной работы |
1 балл |
VI. Закрепление материала:
- Какие требования предъявляются к вышивке?
- Как выполняются нижние и верхние стежки шва «крест»?
- Для чего нужна правильная посадка при вышивании?
- Как мы рассчитываем размер готовой вышивки?
VII. Оценка знаний и умений
Подведение итогов работы учащихся
- Учащиеся самостоятельно оценивают свои работы (самооценка)
- Учащиеся оценивают работу соседа (взаимооценка)
- Учитель подводит итоги практической работы:
- достигнута ли цель урока;
- все ли справились с заданием;
- разобрать ошибки;
- обобщить работы и назвать лучшие;
- выставить оценки, аргументируя их.
Домашнее задание: 1. Вышивание миниатюры
2. К следующему уроку подобрать схему орнамента для оформления миниатюры (сетчатый или ленточный – по выбору учащихся)