Цели урока:
Обобщить, закрепить, привести в систему знания учащихся по теме «Атмосфера и климаты Земли».
Развивать умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи, находить пути решения проблем.
Мотивировать учащихся на поиск и приобретение знаний, умений и навыков.
Средства обучения:
- Электронный учебник
География 7 кл.
тема «Мир», «Климат»
- Мультимедиа «Пентагон», «Хитроумные вопросы», «Задача»
- Карта климатические пояса и области
- Атласы 7 кл.
Ход урока
1. Организационный момент
Тема: «Атмосфера климаты Земли» одна из самых сложных и важных в изучении географии. Главной движущей силой развития всех физико-географических процессов на земле является Солнце.
Без климатических знаний о процессах происходящих в атмосфере, нельзя понять особенности океанов, материков. Климат определяет интенсивность всех процессов, происходящих на Земле.
Поэтому наша задача сегодня повторить и систематизировать знания о планетарных закономерностях распределения тепла, влаги, господствующих ветрах, об образовании и размещении климатических поясов, а также климатообразующих факторах.
Наш урок пройдет в форме интеллектуального «марафона».
Мы с вами проведем несколько интеллектуальных конкурсов.
За каждый ответ на вопрос, вы будете получать особые деньги ГЕО.
Победителем марафона будет тот, кто заработает больше всех денег «ГЕО».
Включить компьютер – Электронный учебник, показать значение атмосферы.
I этап Конкурс «Разминка» цена вопроса – 1 ГЕО
Дайте определение понятий:
1. Погода
2. Климат
3. Изотерма
4. Воздушная масса
5. Атмосферное давление
6. Ветер
7. Циркуляция атмосферы
8. Климатический пояс
II этап «Конкурс Заумников» цена вопроса 3 ГЕО
1. Какая существует закономерность в распределении температур на Земле?
2. Как распределяются пояса атмосферного давления?
3. Расскажите, почему на экваторе образуется область низкого давления?
5. Почему образуются области высокого давления у 30° сш и юш?
6. Что такое пассаты? Как они образуются?
7. Как образуются западные ветры умеренных широт?
8. Где и почему дуют северо-восточные и юго-восточные ветры?
9. Почему в районе экватора выпадает много осадков?
10. Почему в районе тропиков выпадает мало осадков?
11. Почему выпадает мало осадков в районах полюсов?
Выводы:
Осадки выпадают в тех районах земного шара, где преобладает низкое давление восходящее движение воздуха
образуются облака идет дождь
В тех районах земного шара где давления высокое нисходящее движение воздуха облака не образуются осадков нет.
III этап «Картографический конкурс» цена вопроса 2 ГЕО
(работа с атласом)
1. Сколько климатических поясов выделил на земном шаре климатолог Алисов?
2. На какие две группы делятся климатические пояса?
3. Чем отличаются основные и переходные климатические пояса?
4. На каком материке климатические пояса повторяются к северу и югу от экватора?
5. На каком материке больше всего климатических поясов?
6. На каком материке меньше всего климатических поясов?
7. Задача:
На физической карте Африки найдите объект который имеет координаты 3° юш и 37° в.д. Определите температуру воздуха в самой высокой точке этого объекта.
8. Почему границы климатических поясов проходят не строго по параллелям, а отклоняются то к северу, то к югу? Чем это объясняется?
Выводы:
На климат любой территории Земли влияют причины, называемые климатообразующие факторами.
1. Высота Солнца над горизонтом
2. Подстилающая поверхность
3. Воздушные течения
(работа со схемой электронного учебника или схема в учебнике рис. 21, стр 44).
IV этап «Экологический конкурс»
Атмосфера наиболее уязвимая оболочка Земли. Выбросы ядовитых веществ промышленности, транспортом и др. источниками загрязнения сказываются на состоянии окружающего нас воздуха (табл. элект. учебника).
Большое опасение у всех людей Земли вызывает уменьшения слоя озона.
Индивидуальное сообщение
Озон поглощает идущее от Солнца ультрафиолетовое излучение и защищает от него людей и всю биосферу. И сам же человек угрожает озону, выбрасывая в атмосферу все больше загрязняющих веществ, особенно хлорсодержащих соединений. Озоновая дыра означает не отсутствие озона в этом месте, а уменьшение концентрации озона в 2-2,5 раза. Это может способствовать развитию раковых заболеваний кожи, повреждению сетчатки глаз, непредсказуемым генетическим изменениям в организмах. Озоновая дыра – это сигнал, подаваемый самой природой, о бедственном положении атмосферы. Непрерывно ведущиеся наблюдения за изменением количества озона в стратосфере свидетельствуют о том, что его количество ежегодно уменьшается.
Некоторые ученые считают, что в связи с загрязнением атмосферы усиливается парниковый эффект. Отмечается неуклонное потепление климата. Хорошо ли это?
Индивидуальное сообщение
Потепление может привести к огромным бедствиям: таяние ледников; повышению уровня Мирового океана; затоплению густонаселенных прибрежных территорий, изменению очертаний материков.
Повышение температуры воздуха вызовет не предсказуемую перестройку живых организмов. Особенно сильно могут пострадать крупные города, где недостаточно зеленых насаждений, где транспорт сильно загрязняет воздух, где высока заболеваемость населения, особенно детского и пожилого возраста. Вот почему изменения климата под влиянием деятельности человека называют глобальной экологической проблемой номер один.
V этап «Практический»
Применение полученных знаний на практике. Определи климатический пояс по подсказке.
Пентагон
5 ГЕО – этот тип климата отличается постоянством
4 ГЕО – днем воздух сильно нагревается, поднимается вверх, образуются кучевые облака
3 ГЕО – после полудня разражается сильный ливень, часто с грозой.
2 ГЕО – Температура в течение года + 26°, осадки выпадают равномерно, 1500 – 2000 мм в год.
1 ГЕО – расположен у экватора экваториальный.
Пентагон 2
5 ГЕО – колебания суточных температур очень большие
4 ГЕО – небо почти безоблачное
3 ГЕО – температура воздуха поднимается до 40° и выше.
2 ГЕО – осадков мало, около 100 мм в год
1 ГЕО – расположен около тропиков (тропический)
Пентагон 3
5 ГЕО – в этом поясе выражены два сезона
4 ГЕО – лето влажное, зима сухая
3 ГЕО – температура летом + 28°
2 ГЕО – летом господствуют экваториальные воздушные массы зимой тропические
1 ГЕО – расположении между экваториальным и тропическими поясами
VI этап «Занимательно-развлекательный»
Хитроумные вопросы цена вопроса – 3 ГЕО
1. Почему облака не падают на землю?
2. Какие широты принято называть «ревущими» какие «конскими»?
3. Где могли появиться пословицы:а) «Плесени со своих стен пожалеет?»
б) «Солнце на нашей Родине заставляет кричать даже камни»4. Можем ли мы испечь куриное яйцо, не разводя огня?
5. Где на Земле может замерзнуть вода даже при положительной температуре?