Пояснительная записка
Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.
Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны и мира., постоянном внимании в эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.
Реальность современного мира такова, что приходится констатировать беспрестанно снижающийся интерес к поэзии во всем мире. Чтобы понимать и любить поэзию, человек должен остановиться в повседневной круговерти, задуматься о смысле всего сущего, вслушаться в музыку слов, выражающую чувства другого человека. Поэтому считаю целесообразным для пяти- и шестиклассников начать знакомство с изображениями природы в литературе с наиболее привычных им форм – произведений поэтов 19 века о природе. Многие из этих стихотворений уже знакомы ученикам, поэтому есть возможность использовать в качестве момента успеха радость узнавания.
Работа со стихотворными текстами не ограничивается чтением, анализом, поиском изобразительно-выразительных средств. Практическая направленность деятельности, несомненно, заинтересует не только традиционных ценителей поэзии – девочек, но и мальчикам позволит проявить свои таланты. Не секрет, что именно мальчики более склонны к самостоятельному художественному творчеству, в то время как девочки предпочитают действовать по готовому образцу.
В процессе деятельности кружковцам придется отбирать стихотворения для выпуска литературно-художественного сборника, аргументируя свой выбор, иллюстрировать их, учиться выразительно читать стихотворения, выступать перед публикой.
Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста (5-6 класс)
Расписание
Вторник, с 15-00 до 16-30
Цели и задачи кружка
- Обучение учащихся приемам и навыкам работы с поэтическим текстом, умению элементарного анализа текста, видению средств выразительности поэтического языка.
- Развитие у детей чувства прекрасного; умения видеть картины природы, нарисованные мастерами поэтического слова и иллюстрировать эти картины устно и на бумаге.
- Обучение учащихся выразительному чтению стихотворений, рисующих картины родной природы; первоначальное знакомство с мастерством художественного слова.
- Воспитание любви к родной природе через осмысление поэтической строки.
Дети, работающие по данной программе, к концу первого года обучения должны знать:
- Основные изобразительно-выразительные средства языка, предусмотренные для изучения программой по литературе для 5-6 классов (эпитет, метафору, сравнение, гиперболу, литоту, олицетворение)
- Поэтов XIX века, которые писали о природе
- Стихотворные размеры, виды рифм, предусмотренные для изучения программой по литературе
уметь:
- Выделять в тексте основные изобразительно-выразительные средства языка, предусмотренные для изучения программой по литературе для 5-6 классов (эпитет, метафору, сравнение, гиперболу, литоту, олицетворение)
- Иллюстрировать поэтические произведения, чувствуя настроение, переданное поэтом
- Выразительно читать стихотворения, правильно интонируя их
- Определять стихотворные размеры, виды рифм, предусмотренные для изучения программой по литературе
- Создавать собственные стихотворные произведения заданной тематики, опираясь на знания теории литературы
Материалы и инструменты: стихи русских поэтов XIX века о природе; материалы для иллюстрирования журналов: краски, фломастеры и т.д.
Документация: журнал, план
№ п/п | Тема занятия | Дата | Теоретическое | Практическое |
Осень в лирике русских поэтов. Пейзажная лирика. Устное словесное рисование картин природы. Средства выразительности языка при изображении картин природы. | 30.10 | 2 | ||
Осень в лирике русских поэтов. Работа со стихотворениями А.С.Пушкина: чтение стихотворений, выбор подходящих по тематике, анализ стихотворений, особенностей изображения осени у Пушкина. | 6.11 | 2 | ||
Осень в лирике русских поэтов. Е.Баратынский, Н.Языков, Ф.Тютчев, А.Кольцов, А.Майков, И.Бунин, И.Шмелев. | 13.11 | 2 | ||
Осень в лирике русских поэтов. Подбор стихотворений для журнала. | 20.11 | 2 | ||
Выпуск журнала “Осень в лирике русских поэтов” | 27.11 4.12 |
4 | ||
Подготовка к литературным чтениям. Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений. | 11.12 | 2 | ||
Литературные чтения “Провожаем нашу осень” | 18.12 | 2 | ||
Зима в лирике русских поэтов. Устное словесное рисование картин природы. Средства выразительности языка при изображении картин природы. | 25.12 | 2 | ||
Проба пера. Пишем стихотворения о природе | 8.01 | 2 | ||
Зима в лирике русских поэтов. Е.Баратынский, Н.Языков, Ф.Тютчев, А.Кольцов, А.Майков, И.Бунин, И.Шмелев. | 15.01 | 2 | ||
Зима в лирике русских поэтов. Подбор стихотворений для журнала. | 22.01 | 2 | ||
Выпуск журнала “Зима в лирике русских поэтов”. | 29.01 5.02 |
4 | ||
Зимние забавы в лирике. | 12.02 | 2 | ||
Подготовка к литературным чтениям. Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений. | 19.02 | 2 | ||
Литературные чтения “Зиму провожаем – весну встречаем”. | 26.02 | 2 | ||
Весна в лирике русских поэтов. Устное словесное рисование картин природы. Средства выразительности языка при изображении картин природы. | 4.03 | 2 | ||
Проба пера. Пишем стихотворения о природе. | 11.03 | 2 | ||
Иллюстрирование стихотворений. | 18.03 | 2 | ||
Средства выразительности языка при изображении картин природы. | 25.03 | 2 | ||
Проба пера. Пишем стихотворения о природе. | 1.04 8.04 |
4 | ||
Проба пера. Пишем стихотворения о природе. | ||||
Весна в лирике русских поэтов. Е.Баратынский, Н.Языков, Ф.Тютчев, А.Кольцов, А.Майков, И.Бунин, И.Шмелев. | 15.04 | 2 | ||
Весна в лирике русских поэтов. Подбор стихотворений для журнала. | 22.04 | 2 | ||
Выпуск журнала “Весна в лирике русских поэтов”. | 29.04 6.05 |
4 | ||
Подготовка к литературным чтениям. Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений. | 13.05 | 2 | ||
Литературные чтения “Встречаем лето”. | 20.05 | 2 | ||
Творческий отчет о проделанной работе. | 27.05 | 2 |