"Морское путешествие". Урок-игра по математике для 3-го класса (1–4). Закрепление таблиц умножения и деления с числами 2–5

Разделы: Математика, Начальная школа


Цели.

  1. Закрепить знания таблиц умножения и деления с числами 2-5;
  2. Совершенствовать умение решать простые и составные задачи;
  3. Находить значение числовых выражений со скобками;
  4. Развивать умение изменять геометрическую фигуру по заданным условиям;
  5. Воспитывать интерес к предмету, расширять кругозор учащихся.

Оборудование. Классная доска, мел, план морского путешествия, изображения морских обитателей, индивидуальные карточки, ребус, рисунки корабликов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель.

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаю вам удачи -
За работу, в добрый час!

II. Постановка темы и целей урока.

Учитель. Сейчас мы отправимся в морское путешествие. Но море не простое, а математическое. За время путешествия мы закрепим на морской узел знания таблиц умножения и деления с числами 2-5, умение решать задачи, а также узнаем интересные сведения о морских обитателях.(на доске появляется рисунок штурвала <Рисунок 1>

Рисунок 1.

- Ваша тетрадь на время всего урока превращается в бортовой журнал, записи в котором должны вестись очень аккуратно. - Итак, сделаем первую запись: дата, вид работы (классная).

III. Минутка чистописания.

Учитель.

Отгадайте загадку:

Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья.

Дети. Пятёрка.

У. Вспомните, из каких элементов состоит цифра 5. Напишите одну строку.

Дети повторяют правила посадки при письме:

Я тетрадочку открою
И наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу (показывают)
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь!

IV. Устный счёт.

У.

Ну-ка, в стороны карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счёт!
Мы творим это дело
Только силой ума и души .

- Пора отправляться в путь, но чтобы поднять якорь, необходимо выполнить следующие задания: (на доске появляется рисунок якоря <Рисунок 2>).

Рисунок 2.

1. Найди сумму чисел 78 и 12.

2. Уменьши 63 на 37.

3.Увеличь 59 на 24.

4. На сколько 45 больше 32?

5. Делимое 30, делитель 6. Найди частное.

6. Увеличь 4 в 9 раз.

7. Уменьши 16 в 2 раза.

8. Какое число надо умножить на 4, чтобы получить 32?

Ответы: 90, 26, 83, 13, 5, 36, 8, 8.

- Верно, якорь подняли, пора в путь:

На вас я буду полагаться,
На вашу эрудицию
В дороге опираться.

-Наш корабль в открытом море. А здесь подстерегают нас опасности. Перед нами айсберг. <Рисунок 3>

Рисунок 3.

У. Что такое айсберг?

Д. Это отколовшиеся от ледника массивы.

Могут быть на плаву или “сидеть” на мели. Высота над поверхностью воды доходит до 70 метров.

У. Чтобы избежать столкновения, необходимо:

1. Рассмотреть ряд чисел на вершине айсберга и найти “лишнее” число.

8, 12, 15, 16, 20, 24, 28.

Д. 15 – нечётное число.

У. Уменьшить каждое число в 4 раза.

Д. 2, 3, 4, 5, 6, 7.

У. Результаты увеличить в 5 раз.

Д. 10, 15, 20, 25, 30, 35.

У. 2. Поставить скобки в числовых выражениях:

14+26:10 . 3=12

54-12+8=34

40-8:4=8

Дети объясняют постановку скобок, читают числовые выражения.

- Благодаря вашей смекалке мы избежали столкновения с айсбергом.

- Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет …

- А мы замечаем на гребне волны ребус.

Д. Здесь зашифровано слово “КИТ”.<Рисунок 4>

Рисунок 4.

- Это морское млекопитающее. Длина до 20 метров, а весит до 70 тонн.

У. Кит приготовил вам задачки в стихах:

Внимание!

Если знаешь ты таблицу,
На вопрос ответишь смело:
Сколько птичек-невеличек
На кормушку прилетело?
Воробьёв драчливых пара,
Пара сизых голубей
И три пары снегирей.

Д. 2 5=10

У.

Три бельчонка маму-белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка
9 шишек принесла.
Разделила на троих.
Сколько каждому из них?

Д. 9:3=3

У.

Со двора 16 веток
Принесла коза для деток.
Положила на пол их,
Как делить на четверых?

Д. 16:4=4

У.

Пять зайчат сидят в углу,
Чистят репу на полу.
Насчитали 20 штук.
Как делить забыли вдруг.
Мамы с папой нет нигде,
Помогите их беде!

Д. 20:5=4

У. Составьте равенство и неравенство, используя решения этих задач.

Д. 16: 4 = 20: 5

У. Попрощаемся с китёнком и продолжим плавание.

- Плещет тёплая вода
В берега, в берега.
Кораблик очень смелый,
Бури не боится,
В море океане не хочет заблудиться!

- Перед нами остров.<Рисунок 5>

Рисунок 5.

- Возможно, что на нём когда-то жил Робинзон Крузо.

А сейчас здесь живут два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал спрашивать Квадрат:
“Почему ты злишься, брат?”

Тот кричит ему: “Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!”
Но Квадрат ответил: “Брат!
Я же старше, я – Квадрат!”
И сказал ещё нежней:
“Неизвестно, кто нужней!”
Но настала ночь и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: “Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратным,
А проснёшься без углов!”
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он , нет Квадрата,
Онемел, стоял без слов …
Вот так месть!
Теперь у брата
Сколько новеньких углов!

Д. Восемь.

У. Во сколько раз увеличилось количество углов?

Д. В 2 раза.

У. Вместе с братьями на острове живут весёлые мартышки, которые предлагают нам отдохнуть.

Физкультминутка.

(Дети стоя выполняют движения.)

Мы – весёлые мартышки,
Мы – мартышки-шалунишки!
Прыгаем и бегаем,
Бананы достаём.
Но тихо на уроках
Всегда себя ведём!

(Дети садятся за парты.)

Дыхательная гимнастика.

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат моря. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

V. Закрепление пройденного материала.

Решение задач.

У. Остров позади и что же ждёт нас впереди? За бортом бутылка, а в ней послание: выполнить задание № 1 из учебника , с. 66.

У доски работают два ученика.

- Сравните задачи и их решения.

- Морское путешествие продолжается и нас ждёт интересная встреча с …

Что за чудо – вот так чудо:
Сверху - блюдо, снизу - блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит и ноги?

Д. Черепаха.<Рисунок 6>

Рисунок 6.

У. А знаете ли вы, чем морские черепахи отличаются от сухопутных?

Д. У морских зелёных черепах вместо лап – ласты. Выбравшись из воды, задними лапами они вырывают в песке ямку и откладывают в неё яйца. Очень жаль, что из десятка черепашек выживают лишь несколько, а остальные малыши становятся добычей птиц или других хищников

У. Черепаха предлагает нам решить задачу: “На корабле было 50 литров пресной воды. Её расходовали 7 дней по 5 л каждый день. Сколько литров пресной воды осталось? На доске запись:

Было – 50 л

Израсходовали – 7 дн.по 5 л

Осталось - ? л

Дети предлагают решение задачи.

50-5. 7=15(л)

У. На сколько же дней хватит оставшегося запаса пресной воды?

Д. На 3 дня, так как 15:5=3.

У. Черепашка довольна вашими математическими способностями и предлагает вам совершить экскурсию в подводный мир. Но прежде выполним оздоровительную гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз.

Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз
И вновь глазами по периметру веди.
Рисуй восьмиугольник вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям веди.
И на бочок его клади,
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись!
Глаза открываем мы, наконец.
Гимнастика закончена,
Ты молодец!

Самостоятельная работа учащихся.

У. Погружаемся в воду и осторожно из тёмной пещеры достаём обитателей морского дна. Кто оказался в ваших руках?

(Из парт дети достают карточки-картинки с изображениями морской звезды, морского конька, медузы.)

Рисунок 7.

Image3713.gif (21305 bytes)

Рисунок 8.

Рисунок 9.

- Чтобы подружиться с ними, надо выполнить задания на карточках.

(Задания подобрать с учётом индивидуальных особенностей и математических способностей каждого ученика, для создания ситуации успеха на уроке и привития интереса к предмету.) <Рисунки 7-9>.

Выражение с переменной.

У. Путешествие подходит к концу, но один из наших новых знакомых хочет вам что-то пожелать.

Доскажи словечко:

Увидев ваших знаний огонёк,
К нам приплыл морской …

Д. Конёк.

У. Подставляя значения переменной, найдите частное и узнаете, чего желает вам морской конёк с друзьями. <Рисунок 10>

Рисунок 10.

VI. Итог урока.

У. Было ли наше путешествие полезным? Что помогло вам преодолеть трудности?

- Я желаю вам сноровки, силы, - Отваг, терпения в труде!

- МАТЕМАТИКА всем нам поможет

- Оставаться на высоте!

VII. Домашнее задание.

У. На память о морском путешествии я дарю вам эти парусники. Вы сможете раскрасить их, используя знания таблицы умножения. Это и будет домашним заданием.