Цели урока:
- Учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. Учить комментировать и анализировать содержание рассказа, раз-мышлять над авторским отношением к Отечеству.
- Формировать знания детей о Родине, воспитывать уважение и любовь к Родине; воспиты-вать в учениках средствами урока уверенность в своих силах; навыки коллективной работы.
- Работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.
- Развивать навыки устной речи; познавательный интерес к изучению нового; способствовать развитию гармоничной личности детей, применяя здоровьесберегающие технологии.
Оборудование.
- рисунок Буратино прикреплён к доске, в руке красивый конверт с письмом;
- портрет К. Д. Ушинского;
- карточки для словарной работы: ОТЕЧЕСТВО (на белом фоне), РОДИНА (на голубом фоне), МАТЬ (на красном фоне);
- конверты с разрезными пословицами для работы в парах (на столах учеников);
- учебники В. Г. Горецкого “Русская азбука”;
- аудиозапись песни “С чего начи-нается Родина” сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера;
- аудиозапись “Сказание о Святом Велико-мученике Георгии Победоносце” (отрывок об усмирении дракона);
- герб Москвы;
- выставка детских рисунков о Родине;
- выставка книг о Родине;
- карта России на стенде сбоку.
Структура урока.
1. Мотивационно-вступительная часть. Снятие эмоционального напряжения.
Дети стоят и говорят слова
Прекрасно всё на небе,
Прекрасно на Земле,
Прекрасно в нашем классе,
Прекрасно всё во мне.
2. Введение в урок.
Учитель. Ребята, к нам на урок сегодня пришли гости. Посмотрите, улыбнитесь, и мы начинаем урок чтения.
У. На урок к нам вновь пришёл любимый, кто? (Буратино.)
У. Буратино принёс нам письмо. А что в нём, давайте узнаем.
(Вызванная девочка читает.)
Дорогие мои ребятишки!
И я нынче взял в руки книжки.
Приглашаю я вас поработать,
Знанья свои отработать.
У. Буратино просит помочь ему разгадать ребус.
У. Тему нашего урока вы узнаете, когда разгадаете ребус.
(К доске прикрепляется карточка.)
У. Прочитайте хором, какое слово получилось?
У. Догадались, о чём будем говорить сегодня на уроке? (О Родине)
У. Мы побеседуем о Родине, узнаем, что называют Родиной, продолжим работу над правильным, красивым, выразительным чтением, будем учиться рассуждать.
У. Буратино предлагает вам вспомнить стихотворение о Родине, с которым мы знакомились в начале “Азбуки”.
Откройте стр. 45, прочитайте глазками, молча, вспомните это стихотворение.
(Дети читают про себя стихотворение “Русь” И. Никитина из “Азбуки”.)
У.Кто прочитает стихотворение про Русь наизусть, красиво, выразительно, громко и чётко?
У. Как поэт называет нашу Родину? (Русь.)
У.А ещё? (Мать.)
У. К чему призывает автор? (Автор говорит, что Русь…)
У. Русью нашу Землю называли очень давно, а как мы сейчас её называем? (Россия.)
3. Познавательная часть. Работа над текстом К. Д. Ушинского “Наше отечество”.
У. Нашу страну так стали называть не очень давно, в конце прошлого века. Названий у нашей страны было много. Но в каждое из них народ вкладывал огромную любовь, защищал её, гордился ей.
У. Послушайте.
а) Первоначальное чтение рассказа учителем.
У. Понравилось?
У.Это произведение написал К. Д. Ушинский, великий русский педагог и писатель.
На доске:
1. Портрет К. Д. Ушинского.
2. Тема урока. К. Д. Ушинский. Наше отечество.
У.Откройте учебники на стр.213 и найдите этот рассказ.
У.Как называется рассказ, который я вам прочитала? (“Наше отечество”.)
б) Самостоятельное чтение рассказа учащимися про себя.
У. Как писатель называет нашу Родину? (Отечество)
в) Поисковое чтение вслух и словарная работа.
У.Найдите и прочитайте, почему мы зовём Россию отечеством?
На доске появляется карточка, на белом фоне которой написано слово ОТЕЧЕСТВО
У. Как вы думаете, от какого слова произошло слово “отечество”?
У. Ребята, нам встретилось выражение “испокон веку”. Как вы его понимаете? (В “Словаре” Ожегова – издавна, с давних времён.) (Показать “Словарь”.)
У. Найдите и прочитайте, почему называем Родиной?
На доске – карточка, на голубом фоне которой слово РОДИНА.
У. Родина бывает большая и маленькая. Какую Родину называют большой?
У. А маленькая родина – это какая?
У. Почему писатель сравнивает Родину с мамой?
На доске – карточка, на красном фоне которой слово МАТЬ
У. Посмотрите внимательно на доску и скажите, что образовалось из карточек, на которых написаны слова ОТЕЧЕСТВО, РОДИНА, МАТЬ? ( Флаг - символ нашего государства)
У. Может быть у человека две или три Родины? (Нет.)
У. Почему?
У. Прочитайте, как об этом говорится в тексте?
У. О каких других государствах вы слышали, в каких из них были?
У. Какая же главная мысль этого рассказа?
г) Чтение рассказа учащимися вслух по смысловым частям.
У. Как К. Д. Ушинский называет нашу любимую Родину?
д) Работа с картой России.
4. Мышечная релаксация.
(Звучит аудиозапись песни “С чего начинается Родина?” Слова М. Матусовского, музыка В. Баснера.)
У. Сейчас мы немножко отдохнём, послушаем песню “С чего начинается Родина?” Слова М. Матусовского, музыка В. Баснера. Вы будете слушать, представлять картины нашей Родины, которые возникнут в вашем воображении.
5. Рассказы детей о Родине.
У. Какие картины представили вы, слушая эту песню?
Учитель открывает доску. Выставка рисунков “Родина бывает разная, но у всех она одна”
У. Давайте посмотрим, как вы изобразили Родину на своих рисунках?
У. Родина воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи, фольклоре.
6. Игра “Собери пословицу”. Работа в парах.
У. Буратино предлагает сейчас игру, в которой вы будете работать в парах и собирать пословицы. Они находятся в конвертах и разрезаны на две части.
У. Прочитайте, какие пословицы у вас получились?
(Земля, на которой родился, золотая.
На чужой земле и весна не красна.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Человек без Родины – что земля без семени.
В бою за Отчизну и смерть красна.
Кто за Родину горой – тот истинный герой.)
У. О чём все эти пословицы?
У. Россия всегда была сильным государством. А знаете почему? Потому что все народы, населяющие Россию, дружили. Много войн было в истории нашей страны. И в каждой наш народ выходил победителем.
7. Работа с иллюстрацией. “Азбука”, стр. 212.
У. Посмотрите на иллюстрацию. Здесь изображено прошлое и настоящее нашей Родины
У. Кто тут изображён? (Георгий Победоносец.)
У. Что он делает?
У. Жестокий и кровожадный дракон опустошал землю одного царя. Спасая страну от разорения, жители согласились поочерёдно отдавать дракону на растерзание своих детей. Пришёл день, когда в жертву дракону вывели царскую дочь. В это время в столице несчастной страны оказался молодой воин – христианин Георгий. Увидев его, девушка спросила: “Кто ты?” А что было дальше, послушайте отрывок из “Сказания о Святом Георгии Победоносце”.
8. Прослушивание в записи “Сказания о Святом Георгии Победоносце” (отрывок об усмирении дракона.)
У. Где вы видели изображение Георгия Победоносца? (На гербе.)
К доске прикрепляется герб Москвы.
(На гербе Москвы изображён Георгий Победоносец верхом на коне, поражающий копьём змея. Это изображение символизирует победу русских над врагами Отечества.)
У. Кто изображён на стр. 213? (Это летописец.)
У. Что он делал?
Ученица читает стихотворение.
В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
(Он записывал в летописи все важные события, которые происходили в давние времена.)
9. Беседа о предстоящем празднике.
У. О каких событиях, которые происходили в нашей стране, знаете вы?
У. В тяжёлых сражениях освободили наши воины свою Родину от жестоких захватчиков
Какой праздник будет отмечать наша страна завтра?
(День защитника Отечества.)
У. Кого называют защитниками? (Солдат, матросов, пограничников…)
У. Мы должны хранить память о подвигах солдат и офицеров, всех защитников Отечества, кто отстоял нашу Родину в суровые годы войны.
Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Люди русские знать должны
О делах родной страны.
10. Итог урока.
У. Когда вы вырастете, вы сможете сделать много доброго, полезного и красивого, чтобы Россия стала ещё сильнее и краше. Все вы будущие защитники Отечества, нашей большой Родины, которую, в знак любви и уважения, называют по-разному.
Давайте прочитаем и запомним, как мы называем нашу Родину.
(Чтение с доски хором, стоя.)
Отечество
Родина
Мать
У. Вы очень хорошо сегодня поработали, были активными, дружными. Чтобы вы выросли настоящими защитниками Отечества, Буратино дарит вам подарки, открытки к празднику и желает вам, прочитайте:
Будь достоин Родины своей!
Урок окончен. Спасибо вам, ребята, за урок!