Интегрированный урок по обществознанию и информатике по теме "Человек и природа"

Разделы: Информатика, Экология


Цели урока:

  • обобщить знания учащихся по теме “Человек и природа”, способствовать применению знаний в нестандартной ситуации;
  • контроль уровня усвоения учащимися программного материала;
  • формирование обязательных знаний, умений для понимания и оценки состояния окружающей среды;
  • развитие навыков работы с дополнительной литературой, поиска знаний в процессе самостоятельной деятельности и использование их на практике;
  • развитие творческих способностей в процессе исследовательской работы;
  • развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий;
  • обучение работе в группах, ведению дискуссий, отстаиванию своей точки зрения, выступлению перед аудиторией;
  • способствовать воспитанию уважения и любви к природе, ответственности за её будущее.

Задачи:

  • совершенствование коммуникативной компетенции;
  • формирование устойчивой мотивации к познанию; умения и потребности к самообразованию и совершенствованию; быть субъектом собственного развития;
  • развитие способностей практического применения ранее полученных знаний;
  • развитие творческих способностей личности, нестандартного мышления.

Оборудование урока:

  • выставка книг по теме “Защита окружающей среды”;
  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийные презентации учащихся;
  • компьютеры, наушники, микрофон, колонки;
  • раздаточный материал с теоретическими сведениями.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с использованием компьютера.

Подготовительная работа:

Учащиеся класса делятся на шесть групп. Каждой группе предлагается выбрать одну из тем, по которой они должны будут сделать проект (презентацию) и защитить его. Перед каждой группой ставится познавательная задача, проводится инструктаж о последовательности работы, рекомендуется дополнительная литература, даётся дидактический материал. Затем каждая группа планирует работу; внутри группы распределяются задания и индивидуально выполняются; сообща обсуждаются результаты выполнения промежуточной работы.

Опережающее задание:

в качестве домашнего задания группы учащихся производят сбор и подготовку материала по индивидуальным темам, используя дополнительную литературу и ресурсы сети Интернет.

Ход урока

Актуализация.

Вступление (презентация учащихся на тему “Экологические проблемы нашего региона и города”).

Беседа с учащимися:

Как связаны человек, его деятельность и природа?

Что такое экологические проблемы?

Какие экологические проблемы являются результатом жизнедеятельности человека? Ответите на этот вопрос после просмотра инсценированного отрывка из сказки Н.Телешова “Белая цапля”.

Ведущий 1. Далеко на севере, на одиноком острове, жила принцесса Изольда. Она была красива и очень добра к своему народу. Пришло время выходить замуж, и стала она готовить невиданный свадебный наряд. Ей хотелось, чтобы платье было похоже на снег, а головной убор напоминал бы стрелки мороза. Придворная швея взялась делать платье, но вот создать головной убор не мог никто. Наконец, к Изольде пришел загадочный старик и сказал, что далеко на юге живут белые цапли. Каждую весну на голове у них вырастает белый хохолок, высокий и пышный. Если достать хохолок и укрепить на нем мелкие алмазы, получится именно то, о чем мечтает принцесса. Только для этого нужно убить птицу.

Конечно, Изольда отказалась наотрез. А ночью ей не спалось. Она подумала, что птиц на свете много и если убить только одну, ничего страшного не случится, все равно со временем она умрет. И Изольда велела старику отправляться в путь.

Перед самой свадьбой он явился во дворец и молча протянул Изольде целые веточки, усыпанные искрящимися бриллиантами.

Изольда. — Ты убил ее? — с тревогой спросила Изольда.

Старик. — Да, убил и срезал хохолок. Затем отнес его лучшему в мире ювелиру и рассказал ему о твоей просьбе.

Изольда. — Благодарю тебя, — ответила принцесса.

Ведущий 2. Руки ее дрожали. На свадьбе Изольда была прекрасна в своем изысканном наряде. Однажды ночью к Изольде, то ли во сне, то ли наяву, пришли две белые цапли. Они рассказали ей ужасную историю. Оказывается, наряд, который выдумала принцесса, вошел в моду. Все захотели иметь такие же белые перышки, осыпанные бриллиантами. И ради того, чтобы завладеть хохолками, люди стали истреблять белых цапель. И истребили их всех. К Изольде пришли последние две птицы, чтобы рассказать ей о гибели своего народа.

Ведущий 1. Такова была цена наряда, придуманного принцессой.

Когда старый король узнал о случившемся, он был возмущен и подавлен, он сразу понял, что цапли рассказали правду. Изольда, конечно, раскаялась, просила прощения. И поклялась никогда никому не делать более зла.

Король. — Мало не делать зла — нужно делать добро. В мире и так слишком много страданий, а причиняя зло хотя бы самому незначительному существу, ты увеличиваешь это зло,

Ведущий 2. — сказал Изольде отец. И добавил загадочную фразу.

Король. — А назначение человека не такое.

Ведущий 1. Вот такая сказка.

Беседа с учащимися:

  • Как вы оцениваете поступок главной героини? Почему не делать зла — этого мало? А что нужно делать?
  • Какие экологические проблемы являются результатом жизнедеятельности человека? Приведите свои примеры.
  • Почему возникла необходимость защиты окружающей среды?
  • Какие вы ещё знаете литературные произведения, в которых ставятся экологические проблемы.

Мотивация. Природа — это естественная среда обитания человека. Можно предположить фантастическую ситуацию, когда в далёком будущем люди будут вынуждены создать и жить в некоем искусственном подземном или инопланетном мире, где с помощью сложнейшей техники будут созданы необходимые условия человеческого существования: нужная температура, давление, циркуляция воздуха и так далее. И даже если представить себе, что люди смогут приспособиться к этим условиям и их род не оборвётся, то, очевидно, нечто существенное будет утрачено. О неодолимой тяге к краскам Земли, к теплу солнца у детей, вывезенных родителями на дождливую Венеру и вынужденных почти всё время проводить в убежищах, можно прочитать в рассказе американского писателя Р. Брэдбери “Все лето в один день”. …В короткий промежуток между дождями, в тот редкий час, когда появляется солнце, дети покинули свой подвал. “Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой, упругий матрац... Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и салки, но главное — опять и опять хмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слёзы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть... И вдруг... Редкие холодные капли упали на нос, на щёки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому-подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались”.

Беседа с учащимися:

  • По вашему мнению, в рассказе Р.Бредбери “Все лето в один день” что фантастично, а что реально?
  • Почему экологические проблемы приобретают глобальный масштаб?
  • Приведите примеры глобальных экологических проблем.

Постановка проблемы:

  • Выяснить, может ли человек сохранить себя и природу в современном мире?

Каждая группа получила задание и должна оформить презентацию, подготовиться к защите.

Подготовка и выступление групп по темам (по итогам предварительного собеседования учащиеся сами предпочли эти темы из предложенного учителем списка):

Деятельность общественных организаций по защите окружающей среды. “Гринпис”.

Заповедники и национальные парки России.

Загрязнение природы.

Озоновые дыры.

Печальные результаты хозяйственной деятельности человека. “Чернобыль – мёртвый город”.

В помощь учителю и ученику. Пособие по теме “Человек и природа” - “У роковой черты”, “Можно ли преодолеть экологический кризис” (к учебнику “Введение в обществознание”, учебное пособие для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев и др., М.:Просвещение, 2001), “Закон на страже природы” (к учебнику “Обществоведение: человек, природа, общение: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др., М.:Просвещение, 2007).

Вопросы к учащимся:

В ходе защиты проектов учитель предлагает учащимся определить, какой вклад они могут внести в решение экологических проблем; от чего они могут предостеречь, к чему призвать своих сверстников и будущее поколение.

Подведение итогов урока:

Обсуждение проблемного вопроса: может ли человек сохранить себя и природу в современном мире?

Выставление оценок за урок.

Рефлексия деятельности на уроке:

Оцените свою деятельность на уроке и работу своих товарищей: что вызвало затруднения, а что выполняли с лёгкостью; не вызвало сложности концентрация внимания на двух аспектах одновременно?

Литература.

  1. “Введение в обществознание”, учеб. пособие для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев и др., М.:Просвещение, 2001.
  2. “Обществоведение: человек, природа, общение: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др., М.:Просвещение, 2007.
  3. Земля / перевод с ит. И.Горелой; автор русского текста А.Брагин. М.:Планета детства – Астрель – АСТ, 2001.
  4. Энциклопедия для детей. Т.19. М.:Аванта +, 2001.
  5. Гуфельд И.М. Зоология: учебное пособие / под общей редакцией Л.Панфиловой. М.:Терра, 2001.
  6. Железовский Б.Е. Планета Земля. Вода. Атмосфера: Учебное пособие по природоведению. М.:Терра – Книжный клуб, 2002.