Ценность здоровья школьников в контексте личностно-ориентированного образования

Разделы: Внеклассная работа


Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто”.

Сократ.

Проблема здоровья, развития и воспитания детей остается важнейшей государственной проблемой. Каждое ОУ призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья.

Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевает обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Высокая общественная потребность в технологиях, укрепляющих и сохраняющих здоровье участников образовательного процесса, обусловлено тем, что уровень здоровья детских коллективов резко снизился.

Независимо от педагогических целей, любой образовательный процесс не должен вредить здоровью учащихся, а должен учитывать его ресурсы каждого ребенка. Именно поэтому, в обучении используются личностно-ориентированные технологии, которые направлены на обеспечение гармоничного физического, умственного и психологического развития учащихся.

Проведённая диагностика здоровья учащихся в ОУ показала, что только 20% учащихся здоровы и 80% имеют отклонения в здоровье. Данная проблема рассматривалась на педагогическом совете школы, по решению которого был разработан проект программы “Питание и здоровье школьника”. Цель программы: создание непрерывной системы медико-педагогической поддержки в сохранении и укреплении здоровья детей в ОУ, обеспечение условий для организации рационального питания учащихся.

Проект реализуется в настоящее время. Задача классного руководителя – пропаганда правильного питания, в первую очередь, среди родителей, так как многие из них порой даже не задумываются о том, что полезно для питания их ребенка.

Существует множество методических приемов, способствующих сбережению здоровья учащихся, но педагоги продолжают искать новые способы, как можно заинтересовать детей воспитанием в себе желания и потребности в здоровом образе жизни, в сохранении и укреплении своего здоровья.

Практическая реализация здоровьесберегающих технологий обучения базируется на следующих основных принципах:

  • учет особенностей данной возрастной группы учащихся;
  • учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей;
  • структурирование урока с учетом изменений работоспособности;
  • использование на уроках здоровьесберегающих действий

(оптимальная плотность уроков, чередование видов учебной деятельности, уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная пауза, правильная рабочая поза, положительные эмоции).

Основные направления работы классного руководителя мы условно разделили на взаимосвязанные группы мероприятий, способствующих формированию здорового образа жизни:

1) Воспитание культуры поведения или “Школа Докторов Природы”

2) Физическая культура и спорт

3) Оздоровительные мероприятия

4) Учебно-воспитательная работа

5) Работа с родителями или “Папа, мама, я – спортивная семья”

Воспитание культуры поведения или “Школа Докторов Природы” (проведение бесед, уроков здоровья, праздников по разделам: гигиена тела,

культура питания, культура общения, умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников). Учителями школы разработаны и проведены уроки здоровья (1класс). Проведены детские праздники, посвященные, основам правильного, рационально-здорового питания и формированию культуры потребления пищи, издан сборник данных мероприятий.

Физическая культура и спорт (физкультурные досуги и развлечения, дни здоровья, занятия в спортивных секциях, участие в спартакиадах и соревнованиях, встречи со спортсменами, пропаганда спорта).

В школе из года в год проведятся соревнования по кроссу, прыжкам на скакалке, “Веселые старты”, игра “Зарничка”, соревнования по футболу и легкой атлетике. По результатам школьных соревнований была сформирована команда учащихся 3-4 классов для участия в районных и городских соревнованиях. Команда смогла достичь высоких результатов:

3 место - в районных соревнованиях по кроссу;

1 место - в районных соревнованиях по лыжным гонкам;

4 место - в городских соревнованиях по лыжным гонкам;

2 место - в районном этапе Кубка главы города.

В личных зачетах во всех видах соревнований также есть призовые места.

Оздоровительные мероприятия (контроль школьного врача часто болеющих детей, кислородные коктейли, физиолечение, занятия в бассейне, праздники на воде, оздоровительная смена в санатории “Антоновский”).

В летний период проведены оздоровительные смены, в ходе которых дети не только участвовали в мероприятиях, но и прошли курс физиолечения, курс обучения плаванию, пропили витаминные напитки. В заключение оздоровительных смен, прошло открытое районное мероприятие “Друзья доктора Айболита”, получившее высокую оценку гостей праздника.

Школьным врачом были организованы встречи детей и родителей со специалистами детских поликлиник на темы:

*Стоматолог - “Уход и гигиена полости рта”;

*Педиатр - “Профилактика простудных заболеваний”; “Эффективность вакцинации”;

*Ортопед “ Что такое правильная осанка”, “Профилактика сколиозов”;

*Окулист “Берегите зрение”.

Учащиеся начальных классов школы прошли диагностику остроты зрения в Центре “Микрохирургия глаза”.

Учебно-воспитательная работа.

1. Через обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни:

  • оздоровительная гимнастика (пальцевая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др.), само массаж;
  • простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т. д.);
  • привитие детям элементарных гигиенических навыков (например: мытье рук, использование носового платка при чихании, кашле, использование в обиходе одноразовых бумажных платочков или салфеток и т. д.)

2. Через здороьесберегающие технологии процесса обучения и развития:

  • физкультминутки во время занятий;
  • проветривание и влажная уборка помещений;
  • функциональная музыка;
  • чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.

3. Специально организованная двигательная активность ребенка:

(занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры и др.)

Работа с родителями или “ Папа, мама, я – здоровая семья” .

Проведение родительских собраний, бесед, лекций; обзор журнала “Здоровье школьника”; семейные физкультурные праздники и походы; консультации службы “ Семья” (школьного психолога, логопеда). В каждом классе создан альбом “ Папа, мама, я – спортивная семья”.

В 1 классе предлагаем детям и родителям вести “Дневник здоровья” (книжка-игрушка). Работая с такой тетрадью, ребенок вовлекается в игру на основе собственных наблюдений за своим здоровьем. Каждая четверть представлена страницей, где первоклассник отмечает свое настроение, состояние здоровья, следит за осанкой, тем самым, приучая себя выполнять самые элементарные гигиенические правила. В конце учебного года в классах планируется “Праздник здоровья”, на котором будут отмечены дети в различных номинациях:

* “Ученик, ни разу не заболевший”;

* “Ученик, всегда выполняющий режим дня”;

* “Ученик, не нарушавший правила безопасного поведения”;

* “Ученик, имеющий правильную осанку”.

Для 3-4 классов предлагаем проведение конкурса “Самый здоровый класс”. Цель конкурса: формирование навыков и умений в индивидуальном и коллективном ведении здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие. Укрепление здоровья в школе – это организованный набор актов, процедур и действий, созданный для защиты, обеспечение здоровья и благополучия учащихся, которые включают школьную медицинскую службу, здоровую школьную среду и образование в области здоровья.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А так же доброжелательное отношение с людьми, природой, наконец, самим собой.

Так будьте здоровы и всегда помните слова Сократа: “Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.

Положение о конкурсе “Самый здоровый класс”.

С 1 февраля по 23 марта между 3-4 классами проводится конкурс “Самый здоровый класс”.

Цель конкурса: формирование у школьников индивидуального и коллективного опыта здорового образа жизни.

Задачи конкурса:

1. Утверждение ценности здорового образа жизни.

2. Поддержание и стимулирование коллективного поиска способов сохранения и укрепления здоровья.

3. Приобщение школьников, педагогов, родителей к активным формам отдыха.

Конкурс проводится по следующим номинациям:

Номинация 1. Физическое здоровье.

В данной номинации учитываются:

1. Организация классом подвижных перемен (в жюри представляются программки подвижных перемен, фамилии ответственных, проводится учёт их деятельности).

2. Гигиена класса (чистота, проветривание, озеленение и внешний вид учащихся, наличие сменной обуви).

3. Организация физминуток на уроках.

4. Внеурочные мероприятия по физическому оздоровлению (походы, экскурсии на природу, лыжные прогулки).

5. Спортивные мероприятия класса, между классами.

6. Проведение классного чемпионата по фирменному виду спорта (сочинение нового вида спорта, его правил).

7. Участие в школьном чемпионате по традиционным видам спорта.

Номинация 2. Социальное здоровье.

В данной номинации учитываются:

1. Организация встреч с медиками, наркологами, представителями МВД.

2. Сценки, инсценировки и т. п. по теме: “Профилактика вредных привычек”.

Номинация 1. Психологическое здоровье.

В данной номинации учитываются:

1. Уровень взаимоотношений учеников друг с другом.

2. Проведение игр, тренингов на формирование умений бесконфликтного общения, создание позитивной атмосферы в классе.

Номинация 1. Нравственное здоровье.

В данной номинации учитываются:

1. Участие класса в конкурсе сочинений на темы: “Заповеди моей семьи”, “Заповеди моего рода”, “Нравственные ценности нашего народа”.

2. Участие класса в вечере “Песня – душа народа”.

Награждение проводится по итогам проведения конкурса.