Работу по воспитанию культуры чтения ведут одновременно родители, учитель, библиотекарь, используя каждый свои методы.
В понятие “культура чтения” для первоклассника входят: умение выбирать книгу, самостоятельно с ней работать, навыки бережного отношения к книге. А культурным читателем называют такого читателя, который может дать оценку произведению, использует полученные знания в труде и учёбе.
Значительную роль в развитии культуры чтения играют школьные занятия, которые с каждым годом наполняются новым содержанием.
9 октября 2007 г. я провела в 1 классе “Праздник КНИГИ” в рамках “Открытого урока чтения”, который в это же время проходил во всех образовательных учреждениях России.
Цель: формирование у детей и взрослых способности к сотрудничеству на основе общего интереса к книге и чтению.
Задачи:
- привлекать учащихся к книге и чтению на основе создания атмосферы “семейного чтения”
- развивать мотивацию к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, укрепляя тем самым успешность первоклассников в школьной жизни
- воспитывать уважение к книге и включение чтения в систему приоритетных ценностей детей и взрослых
- позиционировать школьную библиотеку как интеллектуальный и информационно-досуговый центр школы
Место проведения: классная комната, школьная библиотека.
Приглашены: школьный библиотекарь, лауреаты областного литературного конкурса “Серебряное пёрышко”, родители.
План проведения Праздника:
- Информация об “Открытом уроке ЧТЕНИЯ” в образовательных учреждениях России.
- Выставка в классе “Золотая полка книг”. Беседа о любимых книгах, героях.
- Встреча с лауреатами областного литературного конкурса “Серебряное пёрышко”.
- Экскурсия в библиотеку “В гости к книгам”.
- Акция “Книга ищет читателя!” Выбор книг учащимися. Запись в школьную библиотеку.
- Акция “Книга в подарок.
- Литературная игра “Путешествие по сказочным страницам”.
- Выставка рисунков “Смотрите, что мы читали!”
- Освещение материалов “Праздника книги” в газете “Знамя победы” Администрации городского округа Сухой Лог.
Ход праздника
Информация об “Открытом уроке ЧТЕНИЯ” в образовательных учреждениях России. (Приложение 1).
Учитель.
Сегодня во всех школах России проходят “Открытые уроки ЧТЕНИЯ”, на которых участники рассказывают о роли книги в их жизни, о своих любимых книгах, героях прочитанных произведений.
Наш Урок мы посвящается КНИГЕ. На “Праздник книги” приглашены: Ольга Владимировна Коротаева, библиотекарь школьной библиотеки, учащиеся нашей школы Алёна Каменская и Оля Слепова, лауреаты областного детского литературного конкурса “Серебряное пёрышко”; родители.
Выставка в классе “Золотая полка книг”. Беседа о любимых книгах, героях.
Воспитательное значение бесед велико. Это хорошая целевая установка для внимательного, вдумчивого чтения. Дети учатся последовательно и убедительно выражать свои мысли. Коллективная беседа вызывает споры, заставляет искать и находить самые необходимые доводы.
Любимое чтение детей этого возраста – сказки. Они захватывают юных читателей своим сюжетом, переносят их в мир, полный волшебства и чудес. Сказка помогает детям понимать, что такое добро и зло, правильно оценивать поступки положительных и отрицательных героев. Простой и понятный детям язык сказок развивает речь, учит родному языку.
Учитель.
Сегодня вы принесли свои любимые книги, которые читали вам взрослые или сами. /Рассматривание книг/.
Расскажите о своей книге: название, автор, чем интересна, чему учит. /Рассказы детей/.
Встреча с лауреатами областного литературного конкурса “Серебряное пёрышко”.
Гости всегда имеют статус “вдохновляющего” начала.
Учитель.
Перед вами учащиеся нашей школы Алёна Каменская, ученица 3 класса, и Оля Слепова, ученица 5 класса. Они увлекаются литературным творчеством. Пишут стихи и прозу. Их произведения опубликованы в детских литературных сборниках:
- “Крылышки пробуют воздух”, г. Сухой Лог, 2003 г.
- “Серебряное пёрышко”, г. Екатеринбург, 2006 г., 2007 г.
и в газете “Знамя победы” Администрации городского округа Сухой Лог. /Показ/
Сейчас они прочитают для вас свои произведения, а вы поделитесь своими впечатлениями. /Обмен мнениями/.
Экскурсия в библиотеку “В гости к книгам”.
Экскурсия в библиотеку способствует привлечению учащихся в число читателей.
Книжная выставка - одна из наиболее эффективных форм наглядной пропаганды. Дети должны непременно видеть книги, иметь возможность взять их в руки, посмотреть иллюстрации.
Учитель.
Представляю следующего участника нашего праздника - Ольгу Владимировну, библиотекаря школы.
Ольга Владимировна поздравила первоклассников с большим праздником в их жизни и пригласила в библиотеку.
/Праздник продолжается в библиотеке/.
Ольга Владимировна рассказала, что такое библиотека, какие книги есть в библиотеке, показала самые интересные из них, познакомила с читальным залом, правилами пользования библиотекой.
Особое внимание она обратила на ту часть библиотеки, где находится справочная литература. В этих книгах находятся ответы на все вопросы. С этими книгами ребята могут работать только в читальном зале, т.к. книги очень важные и часто пользуются спросом у школьников. /Рассматривание очень важных книг/
Акция “Книга ищет своего читателя”. Выбор книг учащимися. Запись в школьную библиотеку.
Систематическое воспитание культуры чтения начинается с записи читателя в библиотеку.
Ольга Владимировна познакомила первоклассников с выставкой “Мои первые книжки”. Во время демонстрации книг назвала детских авторов, их произведения. Выяснила, какие авторы учащимся уже знакомы, о чём бы они хотели почитать.
Ольга Владимировна предложила выбрать понравившуюся книгу для самостоятельного чтения и чтения с родителями, т.к. каждая книга всегда ждёт своего читателя.
/10 человек из 12 выписали первую книгу в школьной библиотеке. Тематика разнообразная: о животных, о природе, сказки, стихи./
Акция “Книга в подарок”.
Поздравление детей родителями с “Праздником книги”. Родители рассказали о позитивной роли чтения в своей успешной жизни, о своих любимых книгах, жизненных приоритетах и подарили каждому первокласснику КНИГУ в подарок.
Литературная игра “Путешествие по сказочным страницам”. (Приложение 2)
Участие в литературной игре вырабатывает у школьников умение внимательно читать литературный текст, отстаивать своё мнение, подкреплять конкретными фактами.
Праздник продолжился путешествием по сказочным страницам вместе с другими классами начальной школы. Каждый класс – отдельная команда. Выданы маршрутные листы. В путь!
1 станция “Знаешь ли ты сказки”.
- Задание: по прочитанным отрывкам узнать сказку и автора.
2 станция “Угадай-ка”.
- Задание: по описанию угадать сказочного героя.
3 станция “Загадочная”.
- Задание: отгадать загадки.
4 станция “Портрет героя”.
- Задание: в стихотворной форме описывается портрет героя. Назвать героя.
/По итогам путешествия первоклассники заняли III место./
Выставка рисунков “Смотрите, что мы читали”.
В течение недели дети читали книги и выполняли рисунки дома, на уроке ИЗО, ОДО “Тематическое рисование”.
/Каждый ученик 1 класса стал участником общешкольной выставки./
Освещение материалов “Праздника книги” в газете “Знамя победы” Администрации городского округа Сухой Лог. (Приложение 3)
По итогам “Праздника КНИГИ” в газете “Знамя победы” от 18 октября 2007 г. напечатана заметка “Не умеют читать только двое”.
Благодаря совместной организации и проведения “ Праздника КНИГИ” учителем, библиотекарем и родителями мы добились хороших результатов.