Урок-сказка на уроке математики в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Учебно-методическое обеспечение: А. Л. Чекин Математика 1 класс (2 часть), Москва, Академкнига /Учебник 2006.

Необходимое оборудование и материалы: учебники, тетради, компьютер, проектор, экран.

Время реализации занятия: 45 минут.

Авторский медиапродукт:

1. Опрерационная среда Word, Power Point.

2. Наглядная презентация учебного материала (24 Слайда).

3. Технологический сценарий: последовательная модель.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

1. Недостаточное количество наглядного материала.

2. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Схема взаимосвязи кадров презентации:

Части – блоки занятия Временная реализация (в минутах)
Организационный момент. 1 минута
Психологический настрой 1 минута
Постановка цели 2 минуты
Минута красивого письма 5 минуты
Актуализация, повторение, закрепление и отработка полученных знаний. 23 минуты
Физкультминутка – 2 шт. 4 минуты
Итог урока. 4 минуты
Рефлексия. 5 минуты

Задачи занятия:

Образовательные.

  • Закрепление умения учащихся прибавлять и вычитать в пределах 10.
  • Совершенствование умения решать задачи и ориентироваться в геометрическом материале.
  • Формирование умения работать самостоятельно, в группе.

Развивающие. Развитие логического мышления, творческого воображения, внимания памяти, познавательной деятельности и творческих способностей обучающихся.

Воспитательные.

  • Воспитывать положительное отношение к учебному процессу, интерес к предмету и литературе.
  • Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу.

Презентация.

Слайд 1

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок на урок. - Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение:

На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

- Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

II. Психологический настрой.

Слайд 2

Сегодня необычный урок математики. На нём все ученики класса отправятся в волшебный мир.

Наш урок будет похож на сказку,
Нам без знаний никуда.
Взяв с собой тетрадь, учебник, ручку и указку
Отправляемся туда.
И так, готовы вы отправиться в сказку?
Когда колокольчик прозвенит 3 раза надо:
2 раза топнуть левой ногой, 3 раза хлопнуть над головой.
Повернуться в правую сторону, левую, назад.
Произнести: 1, 2, 3 - сказка в гости приходи!

III. Постановка цели.

Целью нашего путешествия будут испытания, которые ждут нашего героя и нас, так как мы должны будем ему помогать своими знаниями и напомним ему, какую тему мы изучали на прошлых уроках. (Сложение и вычитание в пределах 10.)

Сегодня мы закрепим полученные раннее знания по этой теме, умение решать задачи. Скажите, где нам в жизни может пригодиться умение прибавлять и вычитать? А как называется сказка, кто её герои и кто написал вы узнаете выполнив первое задание.

IV. Работа в тетради. Минута чистого и красивого письма.

Слайд 3

(Повторяем правила посадки, готовим руку к письму, прописываем показы)

А чтобы правильно, красиво
Вы записали всё в тетрадь.
Вам пальчики необходимо
Как следует размять.

"Домик" Раз, два, три, четыре, пять
(разжимание пальцев, сжатых в кулак по одному, начиная с большого).
Вышли пальчики гулять.
(ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).
Раз, два, три, четыре, пять,
(сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца).
В домик спрятались опять.
(ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).

V. Актуализация, повторение, закрепление и отработка полученных знаний.

Слайд 4.

Задание 1. Перед вами числа: 5, 3, 9, 7, 1, 13, 11 - Расположите их в порядке возрастания: 1, 3,5,7,9,11,13

- На какие две группы разделим числа? (двухзначные - (11,13) (однозначные –1, 3, 5, 7, 9)

Перевернув их мы получим название сказки

Название сказки узнали, главного героя тоже, а кто написал? (русский народ)

Слайд 5.

А чтобы продолжить путешествие и встретиться со следующими героями вот вам

Задание 2.

Слайд 6. Перед вами выражения

6 + 4 =

7 – 3 =

  • Разделите их по группам (на “+” и “ - ”)
  • Вспомним названия компонентов действия “ + ” и “ – ”
  • Прочитаем выражения по-разному.
  • Найдём значения выражений.

Молодцы!

А теперь вспомним как появился наш главный герой?

Но сказка наша на новый лад. Cлайд 7

И так, в домике с резными окнами жили - поживали дедушка да бабушка.

Вот дедуля и просит: “Испеки мне жёнушка колобок как в сказке, благо, что муки у нас вдоволь. Пошла старушка за мукой в кладовую. А на двери замок висит, да не простой, а кодовый. Заторопилась, заволновалась бабуля, а комбинацию цифр то и позабыла

Давайте поможем ей вспомнить код замка.

Необходимо заполнить пустые ячейки соответствующими числами и объяснить выбор.

Слайд 8

Открыла бабуля с нашей помощью замок, вошла в кладовую, взяла муки, замесила тесто на сметанке, скатала колобок, изжарила его в масле и поставила на окно остывать

Слайд 9

Полежал колобок, посмотрел по сторонам, а потом скатился на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку и покатился по дорожке

Слайд 10, 11

Катится, катится – видит...

Слайд 12.

- Привет, Зайчишка!

- Привет, какая встреча, я тебя Колобок сейчас съем. Ты такой румяненький!

- Нет, ты меня не съешь, я тебе нужен. Ведь смотрю ты задание выполнить не можешь. А задания то в Лесной школе не простые, а я могу тебе помочь.

Слайд 13.

(взаимопроверка тетрадей)

Обрадовался Зайка, поблагодарил Колобка за помощь и пожелал ему счастливого пути.

А колобок устал немного и предлагает отдохнуть.

VI. Физ. минутка

Вы устали, засиделись?
Вам размяться захотелось?
Отложите вы тетрадки,
Приступаем мы к зарядке.

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь, восемь - лень отбросим.

Отдохнул колобок вместе с ребятами и покатился дальше.

Прикатился в Лесную школу. А там урок начался . Сел он за парту, открыл тетрадь,

Записал дату, повторил написание цифр, посчитал и так увлёкся что не заметил как подошёл к нему

Слайд 14,15.

Здравствуй, Колобок. Вот ты мне и попался. А зачем я тебе? Съесть хочу, проголодался малость.

Ничего у тебя не получится. Ты плохо в математике разбираешься, а я со своими друзьями могу тебе помочь.

Это верно, задали мне задание не простое.

Слайд 16.

Молодцы снова мы выручили колобка и помогли волку.

Он доволен остался, а колобок покатился дальше.

Слайд 17,18.

Катится и видит сидит...

Слайд 19.

Медведь и читает задачу:

В банку вмещается 3 л мёда, а в ведро на 9 л больше. Сколько литров мёда в ведре?

Увидел Мишенька колобка, забыл про задачу и говорит: Здравствуй, колобок, уж больно ты аппетитный, съем я тебя!

Где тебе косолапому съесть меня, задачу решить не можешь. Давай лучше я тебе помогу.

Поможем, ребятки?

Тогда для начала давайте вспомни составные части задачи.

(дети вспоминают)

Слайд 20.

- прочтите условие задачи

- вопрос

Что известно, что неизвестно, что надо найти?

- выполним рисунок к задаче

- каким действием будем выполнять решение?

- почему именно сложением

(дети записывают решение, взаимопроверка)

VII. Физ. минутка.

Слайд 21.

Задача 2 и 3 – решаются устно.

Задача 2. Колобок до встречи с зайцем прошёл 9 м, а до встречи с волком прошёл на 2 м меньше. Сколько метров прошёл колобок до встречи с волком?

Задача 3. Волк, медведь и заяц до встречи с колобком собирали на поляне цветы: ромашки, колокольчики и васильки. Волк собирал не колокольчики и васильки. Медведь – не васильки. Какие цветы собирал каждый из героев? (Волк – ромашки, медведь – колокольчики, заяц – васильки)

Слайд 22. Геометрический материал Повторяем линии, геом.фигуры (волк, медведь) Доволен Мишенька остался, распрощались они как хорошие друзья и покатился наш колобок дальше А по какой дорожке покатится колобок дальше мы узнаем, выполнив следующее задание.

Слайд 23. А навстречу ему (загадка).

Слайд 24._ Конечно лиса. Хитро, ласково так заговорила: “Здравствуй колобок, румяненький бочок. Слышала по лесу гуляешь, зверушкам помогаешь, задачки медведю решаешь. А вот сможешь ли моё задание выполнить? Я ведь в лесу лучший математик. А не выполнишь я тебя съем”. Делать нечего, испугался колобок рыжей лисы. Пришлось ему соглашаться. Поможем и мы колобку. Задание лисы - работа в группах.

Слайд 25. Задание первой группе Чтобы лиса не съела колобка, давайте вместе поможем ему. Надо самостоятельно пройти через 3 столбика чисел так, чтобы, сложив их, в сумме получилось 10. Задание второй группы Оно зашифровано. Давайте расшифруем его и узнаем тайну. Для этого нужно найти значения выражений.

Слайд 26. А теперь перевернём все карточки с ответами и прочитаем тайну В знании – сила. Что это за предложение? Пословица. Вы согласны с ней? Я тоже согласна. Если бы не было знаний мы не смогли бы помочь колобку. И лиса наверняка бы его съела. Расстроилась лиса что осталась без обеда, да делать нечего … А вам за помощь спасибо. Заканчивается наша сказка хорошо. Колобок остался цел и невредим, все задания выполнены.

Слайд 27, 28. Вы - молодцы!

Презентация.

Итог урока. Рефлексия Давайте оценим свою работу. -Вспомним, что удалось повторить за урок? - Что показалось трудным? - Какое задание было самым интересным? - А с каким настроением вы уходите с урока выразите на лице колобка и поместите на доску.

Слайд 29. Я вам тоже хочу сказать за такое удивительное общение спасибо. Спасибо что вы дружно помогали друг другу и героям сказки. Но помните: Слайд 30. В мире много сказок грустных и смешных Нам нельзя без дружбы. Пусть герои сказок Дарят нам тепло. Пусть добро навеки побеждает зло!