"Критерии оценивания проектной деятельности"

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


В процессе изучения иностранного языка применение проектной методики повышает интерес учащихся к предмету путем развития внутренней мотивации. Это осуществляется при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика.

Проект – это “самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности”. Подготовка и реализация собственных (творческих) проектов является заключительным этапом определенного цикла работы над развитием и совершенствованием умений во всех видах речевой деятельности.

Темы проектов, выбираемые самими учащимися или предлагаемые учителем, определяются в зависимости от того, происходит обучение в языковой среде или вне ее. В условиях языковой среды шире и разнообразнее круг тем и больше возможностей непосредственного общения с носителями языка. Вне языковой среды основными источниками получения информации являются печатные материалы, аудио- и видеозаписи. Таким образом, круг тем проектов и возможности их исполнения ограничены. В этих условиях творческим проектом может быть серия интервью на определенную тему с последующим обобщением и представлением результатов, создание радиопередачи, короткометражного видеофильма или собственного журнала, брошюры о местных достопримечательностях и т. п.

Творческий проект обычно рассчитан на продолжительное время, может быть индивидуальным, но чаще он ориентирован на небольшую группу, а иногда и на весь класс.

В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.

Основные принципы проектной работы:

  1. Вариативность.
  2. Решение проблем.
  3. Когнитивный подход к грамматике.
  4. Учение с увлечением.
  5. Личностный характер.
  6. Адаптация заданий.

Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя (см. Приложение №1).

Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое, поэтому способы ее оценки вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу ученика. В современной методике не существует единых критериев оценивания проектной деятельности.

Деятельность учителя и ученика в работе с проектом имеет различный характер. Соответственно, критерии оценивания для учителя и ученика будут разными. Таким образом, предлагаем свой вариант оценивания проектной деятельности в соответствии с современным взглядом на коммуникативную компетенцию.

Таблица №1 (для ученика)

Ученик
Критерии
У1 У

2

В

О

У

3

З

Ц

Г

Р

1

А

Е

У

1

И

Н

У

2

М

К

У3

О

А

Гр

2

У

1

У

2

У3  

Г

Р

3

“Я”

(Самооценка)

Итог
Ошибки в речи.                            
1.1. Грамматика                            
1.2. Лексика                            
1.3. Фонетика                            
2. Логичность                            
3. Соответствие проекта целям, теме и задачам.                            
4. Качество представленного материала.                            
4.1. Эстетика и грамотность проекта.                            
4.2. Полнота представленного материала.                            
4.3. Использование картинок, фото и т. д.                            
5. Работа в группе.                            
Итог                            

Таблица №2 (для учителя)

  № группы Группа 1 Группа 2 Группа 3 Всего

Критерии

Уч.1 Уч.2 Уч.3 И

т

о

г

Уч.1 Уч.2 Уч.3 И

т

о

г

Уч.1 Уч.2 Уч.3 И

т

о

г

Итог группы

(ср. балл)

I. Коммуникативная компетенция                          
  Лингвистическая:                          
1. Грамматика                          
2. Лексика                          
3. Фонетика                          
  Дискурсивная:                          
4. Логичность высказывания, аргументированность.                          
  Стратегическая:                          
5. Умение уточнить, переспросить, задать вопрос, убедить и т. д.                          
  Социальная                          
6. Работа в группе (умение и желание взаимодействовать с другими членами группы).                          
  Социо-лингвистическая                          
7. Выбор средств общения                          
8. Социокультурная                          
II Соответствие проекта теме, целям и задачам.                          
III Качество представленного материала:                          
1. Композиция                          
2. Полнота представленного материала                          
3. Использование наглядных средств( фото, картинки и т. д.)                          
  ИТОГ(Средний балл)                          

ТАБЛИЦА № 3 (сводная)

Фамилия ученика
Баллы
У1 У2 У

3

Гр1 У1 У2 У3 Гр2 У1 У2 У3 Гр3 Итог
Самооценка                          
Средняя оценка учащихся                          
Оценка учителя                          
Итог                          

Таблица № 1, предназначенная для учащихся, заполняется всеми учениками. Каждый оценивает себя в графе “Я - самооценка”, дает оценку другим учащимся по отдельности и группе в целом. Ребятам обязательно нужно объяснить, что подразумевается под каждым из критериев. Для каждой возрастной группы, в зависимости от темы и цели проекта, каждый из критериев будет подразумевать что-то конкретное.

Ошибки в речи.

1.1. Грамматика.

Учащиеся должны оценивать правильность использования определенных грамматических структур, изучаемых в рамках данной темы (конструкции “there ia (are) глагола “to have”, простого настоящего времени).

1.2. Лексика.

Необходимо грамотно использовать слова и выражения, изученные в данной теме. Например, названия школьных предметов, дней недели и т. д.

1.3. Фонетика.

Умение правильно произносить слова и предложения (звуки, интонация и т.д.)

2. Логичность.

Здесь необходимо напомнить детям, как логически правильно выстраивать защиту проекта, то есть сначала назвать тему проекта, затем цель и т. д.

3. Соответствие проекта, теме, целям, и задачам.

Оценивание этого критерия может вызвать у многих учащихся сложности. Уже на начальном этапе детей необходимо учить четко понимать тему, различать цели и задачи.

Качество представленного материала.

4.1. Эстетика и грамотность проекта.

Нужно объяснить учащимся, что проект должен быть оформлен аккуратно, эстетично, отвечая художественным требованиям. В проекте не должно быть лексических и грамматических ошибок (или их количество сведено до минимума), то есть учащимся необходимо тщательно проработать письменный тест на этапе выполнения проекта.

4.2. Оценивается полнота представленного материала, то есть объём текстов, их логичность.

Проект предполагает использование иллюстраций, картинок и т. д.

Необходимо чётко различать два критерия: наличие картинок и иллюстраций оценивается в п. 4.З., а их правильное расположение, соответствие проекту, единый стиль оценивания в п. 4.1.

5. Работа в группе.

Оценивается вклад каждого учащегося в работу над проектом и умение работать в группе, в коллективе.

Итог работы каждого ученика считается по формуле: общее количество баллов/кол-во критериев = средний балл. Эту графу ребята могут заполнять, задавая дополнительные вопросы группе, чтобы яснее представить роль каждого участника проекта.

Итог работы каждой группы и работы всех групп оценивает учитель.

Итог работы каждого учащегося, исходя из результатов таблицы №1 и таблицы №2, даёт возможность поставить объективную оценку. Для удобства обработки результатов можно применить таблицу №3.

Итог “по вертикали” позволит учителю осуществить грамотный мониторинг по проектной деятельности учащихся.

Для того чтобы оценивание было более объективным, нужно настроить учащихся на то, чтобы они внимательно слушали каждую группу, и дать время (=3 мин.) после каждой зашиты для выставления баллов.

Если вы хотите применить предложенные таблицы, то целесообразно использовать спаренный урок для защиты проектов, так как на заполнение таблиц нужно дополнительное время.

Все вышеперечисленные критерии закладываются в 4-х-бальную систему (см. Приложение №2), так как она поможет учителю выставить отметку каждому ученику без особых сложностей, а у ученика такая система не вызовет затруднений.

По окончании презентации ученики всех групп анализируют проект, комментируют его, заносят результаты в оценочный лист (таблица № 1). Учитель, соответственно, выставляет баллы в свой оценочный лист (таблица №2). Затем сводит все результаты в таблицу №3.

Объективность оценивания будет полной при условии трех составляющих критериев оценивания:

  1. Оценка учителя.
  2. Оценка учащимся других учащихся.
  3. Самооценка.