Урок-игра. "Периодический закон. Что там внутри"

Разделы: Химия


Тема: «Периодический закон. Что там внутри?».

Тип урока: урок-игра.

Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах
Все – от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых.

С.Щипачев

Цели урока:

  • Обобщить знания о химических элементах;
  • Дать первоначальные понятия о классах неорганических соединений;
  • Обучить самостоятельному поиску правильного решения;
  • Укрепить навыки делового общения в группе;
  • Развить умение доказывать свою точку зрения;
  • Развивать логическое мышление;
  • Повысить мотивацию учащихся к изучению химии.

ХОД УРОКА

Учитель: Сегодня мы с вами, ребята, побываем в удивительной стране «Химический элементарий». Много у нее тайн и загадок. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они чтут законы и обычаи своей страны. Видеть вас у себя в гостях они очень рады, но при въезде в любую страну, в том числе и в химическую, необходимо соблюсти определенные формальности – заполнить визовую карту.

Задание 1.

Визовая карта учащегося 8 класса_________________________

 

1

2

3

4

5

6

7

1

А

Д

Е

Л

П

Г

Я

2

В

Б

О

К

О

Р

У

3

Г

Ж

М

Р

Н

Ф

Ш

1. Периодический закон был сформулирован и открыт:

1)  Ломоносовым     
2) Менделеевым        
3) Доберейнером

2. Количество электронов на внешнем энергетическом уровне для элементов 4 группы главной подгруппы равно:

1) 4
2) 3
3) 6

3. Электронная формула 1s22s22p2 соответствует:

1) кремнию
2) углероду
3) азоту

4. Валентность серы в соединении H2S равна:

1) 6
2) 4
3) 2

5. По периоду  окислительные свойства элементов:

1)  уменьшаются
2)  увеличиваются
3)  не изменяются

6. По группе сверху вниз восстановительные свойства элементов:

1) увеличиваются
2) уменьшаются
3) не изменяются

7. Элемент, количество протонов которого равно 13:

1)  кальций
2) алюминий
3) барий.

 

1

2

3

4

5

6

7

1

А

Д

Е

Л

П

Г

Я

2

В

Б

О

К

О

Р

У

3

Г

Ж

М

Р

Н

Ф

Ш

Итак  в дорогу! Что бы наше путешествие было не утомительным, давайте поиграем в игру «Пинг-понг». Каждый правильный ответ – один балл.

Вопросы:

  • Какой элемент всегда рад? (Радон)
  • Какой газ утверждает, что он это не он? (Неон)
  • В названии, какого неметалла входит дерево? (Никель)
  • Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина)
  • Какие химические элементы состоят из различных рек? (Радон, нильсборий)
  • Какой химический элемент пригоден для непрерывного нагревания или кипячения воды? (Титан)
  • В названии, каких элементов входит напиток морских пиратов? (Бром, хром)
  •  Газ, поддерживающий горение? (Кисло`род).

Перед нами завод по производству очень нужных и важных соединений, а нам с вами предложили быть экспертной комиссией и определить качество работы специалистов.

Задание 2.  «Найти шпиона»

В первой лаборатории – простые вещества;
Во второй лаборатории – металлы;
В третьей лаборатории – неметаллы;
В четвертой лаборатории – щелочные и щелочноземельные металлы.

Не забрался ли в эти лаборатории шпион? Определите его и докажите правильность вашего решения.

И вновь перед вами контролер, который предлагает:

Задание 3. Разгадать шарады

А)  Первый слог – предлог известный
Слог второй трудней найти:
Часть его составит цифра
К ней добавьте букву Й
Чтобы целое узнать
Нужно вам металл назвать. (Натрий)

Б)   С Мединица,
с Б – я в больнице,
с Р – я на сцене,
а с С – на столе
Кто мы такие? Скажите-ка мне! (Моль, боль, роль, соль)

Задание 4.

 В лаборатории переполох – получено зашифрованное задание, а  шифровальщик заболел. Ребята, помогите найти решение, используя периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева. Глубокая народная мудрость заключена в данной пословице.

47 46 63 37 01 07
89 79 66 95 35 92
19 49 85 22 18 12
39 11 89 06 14 70

Ответ: Числа в загадке соответствуют порядковым номерам элементов, из первых букв названий которых складывается текст: «Сперва аз да буки, а там и науки».

А в этой лаборатории производят нужные всем вещества. Какие элементы их составляют, и как называются эти вещества, нам и предстоит определить.

Задание 5

Определите иназовите элементы, а мы вместе составим и назовем, образуемые ими вещества:

Элемент-1

Элемент-2

Неизвестное соединение

1

 P = 0  …2s22p4  

2

Электронов 19 Протонов 17  

3

1s22s22p2 1s22s22p4  

4

Аr =11 Аr =16  

5

…4s2 P =17  

6

№19 Электронов 8  

7

1s1 …3s23p5  

8

Аr =12

 

 

9

P = 15, n = 16 P = 1, n =0  

И вот мы в самой секретной лаборатории. Нам предстоит узнать, что производят в ней, решив следующую задачу:

Задание 6:

«Известно, что вещество имеет в своем составе три химических элемента, молекулярная масса вещества равна 98,  массовая доля водорода в нем равна 2%, серы – 33%, массовая доля кислорода – 65%».
(Ответ: H2SO4)

Ученый этого необычного завода решил предложить вашему вниманию  одну необычайную, но элементарную историю, а вам, прослушав ее, необходимо найти в ней элементы первой группы.

 Задание 7:

 Найдите в этой истории элементы первой группы.

Элементарная  история

Дело было не то в Европии, не то в Америции, а возможно, в Индии. Собрались мы с Берклием и Бором на его фермий. Сидели икалий. Вот Бор нам и скандий: «Чего без кислорода сидеть, и так сера на душе. Давай по рубидию скинемся». Ну мы все и рады – какой технеций! Одно слово – титан.
И тут Берклий нам скандий: «Я-то с Галлий, значит, неодим». А бор ему: «Раз неодим, давай два рубидия», – и нам подмарганец. Берклий жмется: «У меня одна медь астат, аргентум весь кончился…» Тут я, как самый актиний, у него иттербий: «Платина, – говорю, – и все тут!» А Берклий: «Что я, гольмий должен с фермий уходить?» С большим трудом палладий. «А кому бежать? – кричит Берклий.– Я-то совсем хром…»
Тогда Бор сбериллий рубидии, сунул себе под мышьяк и побежал. А Берклий радон, как торий. Сидим мы, кюрий, ждем Бора. Вдруг слышим: «Аурум, аурум!» Я говорю: «Никак Бор?». А Берклий: «Нет, неон». Гадолиний мы, гадолиний, кто бы это был. Берклий тем временем в углу с Галлий, рука на таллий, что-то ей про Франций залитий, старый плутоний, а она ему на шею висмут. Вдруг слышим опять: «Аурум, аурум!»
Выходим мы, смотрим – бежит Бор, а за ним соседский кобальт Аргон, и гафний, гафний на него. Догнал он Бора и как уксус его за мышьяк, где наши рубидии лежали. Наш Бор парень железо, не уступает: «Сурьма, кричит, свинец, празеодим проклятый!» А тот знай его тербий. Тут Бор совсем лютеций стал. Руками машет, орет: «Кто мне рубашку лантан будет?» Смотрим – а наши рубидии уже у кобальта во ртути. Я к нему: «Аргончик, – говорю, – скажи «гафний», ну скажи!» А он только сквозь зубы цезий: р-р-р…
И тут Берклий станнум на колени, подполз к Аргону да как заорет: «Гафний!!!» Ну и цирконий – Аргон наши рубидии проглотил и бегом с фермий. Мы к Бору: «Положи на место наши рубидии», – а он: «Что я вам, родий их, что ли?»
Плюмбум мы на него и ушли. Чтобы мы еще когда натрий соображали – ниникель.

Все были просто молодцы на протяжении всего нашего путешествия и жители страны не хотят вас отпускать домой. Но если мы с вами преодолеем последнее задание – лабиринт, то путь домой будет свободен.

Задание 8.   Лабиринт  (Приложение 1)

Это задание оказалось нам по силе. На этом сегодняшнее путешествие окончено, но впереди нас ждет еще много интересных открытий и тайн.
Удачи вам в этом пути! Подведение итогов, выставление оценок.