Тема: «Периодический закон. Что там внутри?».
Тип урока: урок-игра.
Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах
Все – от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых.
С.Щипачев
Цели урока:
- Обобщить знания о химических элементах;
- Дать первоначальные понятия о классах неорганических соединений;
- Обучить самостоятельному поиску правильного решения;
- Укрепить навыки делового общения в группе;
- Развить умение доказывать свою точку зрения;
- Развивать логическое мышление;
- Повысить мотивацию учащихся к изучению химии.
ХОД УРОКА
Учитель: Сегодня мы с вами, ребята, побываем в удивительной стране «Химический элементарий». Много у нее тайн и загадок. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они чтут законы и обычаи своей страны. Видеть вас у себя в гостях они очень рады, но при въезде в любую страну, в том числе и в химическую, необходимо соблюсти определенные формальности – заполнить визовую карту.
Задание 1.
Визовая карта учащегося 8 класса_________________________
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
А |
Д |
Е |
Л |
П |
Г |
Я |
2 |
В |
Б |
О |
К |
О |
Р |
У |
3 |
Г |
Ж |
М |
Р |
Н |
Ф |
Ш |
1. Периодический закон был сформулирован и открыт:
1) Ломоносовым
2) Менделеевым
3) Доберейнером
2. Количество электронов на внешнем энергетическом уровне для элементов 4 группы главной подгруппы равно:
1) 4
2) 3
3) 6
3. Электронная формула 1s22s22p2 соответствует:
1) кремнию
2) углероду
3) азоту
4. Валентность серы в соединении H2S равна:
1) 6
2) 4
3) 2
5. По периоду окислительные свойства элементов:
1) уменьшаются
2) увеличиваются
3) не изменяются
6. По группе сверху вниз восстановительные свойства элементов:
1) увеличиваются
2) уменьшаются
3) не изменяются
7. Элемент, количество протонов которого равно 13:
1) кальций
2) алюминий
3) барий.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
А |
Д |
Е |
Л |
П |
Г |
Я |
2 |
В |
Б |
О |
К |
О |
Р |
У |
3 |
Г |
Ж |
М |
Р |
Н |
Ф |
Ш |
Итак в дорогу! Что бы наше путешествие было не утомительным, давайте поиграем в игру «Пинг-понг». Каждый правильный ответ – один балл.
Вопросы:
- Какой элемент всегда рад? (Радон)
- Какой газ утверждает, что он это не он? (Неон)
- В названии, какого неметалла входит дерево? (Никель)
- Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина)
- Какие химические элементы состоят из различных рек? (Радон, нильсборий)
- Какой химический элемент пригоден для непрерывного нагревания или кипячения воды? (Титан)
- В названии, каких элементов входит напиток морских пиратов? (Бром, хром)
- Газ, поддерживающий горение? (Кисло`род).
Перед нами завод по производству очень нужных и важных соединений, а нам с вами предложили быть экспертной комиссией и определить качество работы специалистов.
Задание 2. «Найти шпиона»
В первой лаборатории – простые вещества;
Во второй лаборатории – металлы;
В третьей лаборатории – неметаллы;
В четвертой лаборатории – щелочные и
щелочноземельные металлы.
Не забрался ли в эти лаборатории шпион? Определите его и докажите правильность вашего решения.
И вновь перед вами контролер, который предлагает:
Задание 3. Разгадать шарады
А) Первый слог – предлог известный
Слог второй трудней найти:
Часть его составит цифра
К ней добавьте букву Й
Чтобы целое узнать
Нужно вам металл назвать. (Натрий)
Б) С М –единица,
с Б – я в больнице,
с Р – я на сцене,
а с С – на столе
Кто мы такие? Скажите-ка мне! (Моль, боль, роль,
соль)
Задание 4.
В лаборатории переполох – получено зашифрованное задание, а шифровальщик заболел. Ребята, помогите найти решение, используя периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева. Глубокая народная мудрость заключена в данной пословице.
47 | 46 | 63 | 37 | 01 | 07 |
89 | 79 | 66 | 95 | 35 | 92 |
19 | 49 | 85 | 22 | 18 | 12 |
39 | 11 | 89 | 06 | 14 | 70 |
Ответ: Числа в загадке соответствуют порядковым номерам элементов, из первых букв названий которых складывается текст: «Сперва аз да буки, а там и науки».
А в этой лаборатории производят нужные всем вещества. Какие элементы их составляют, и как называются эти вещества, нам и предстоит определить.
Задание 5
Определите иназовите элементы, а мы вместе составим и назовем, образуемые ими вещества:
№ |
Элемент-1 |
Элемент-2 |
Неизвестное соединение |
1 |
P = 0 | …2s22p4 | |
2 |
Электронов 19 | Протонов 17 | |
3 |
1s22s22p2 | 1s22s22p4 | |
4 |
Аr =11 | Аr =16 | |
5 |
…4s2 | P =17 | |
6 |
№19 | Электронов 8 | |
7 |
1s1 | …3s23p5 | |
8 |
Аr =12 |
|
|
9 |
P = 15, n = 16 | P = 1, n =0 |
И вот мы в самой секретной лаборатории. Нам предстоит узнать, что производят в ней, решив следующую задачу:
Задание 6:
«Известно, что вещество имеет в своем составе
три химических элемента, молекулярная масса
вещества равна 98, массовая доля водорода в нем
равна 2%, серы – 33%, массовая доля кислорода – 65%».
(Ответ: H2SO4)
Ученый этого необычного завода решил предложить вашему вниманию одну необычайную, но элементарную историю, а вам, прослушав ее, необходимо найти в ней элементы первой группы.
Задание 7:
Найдите в этой истории элементы первой группы.
Элементарная история
Дело было не то в Европии, не то в Америции, а
возможно, в Индии. Собрались мы с Берклием и Бором
на его фермий. Сидели икалий. Вот Бор нам и
скандий: «Чего без кислорода сидеть, и так сера на
душе. Давай по рубидию скинемся». Ну мы все и рады
– какой технеций! Одно слово – титан.
И тут Берклий нам скандий: «Я-то с Галлий, значит,
неодим». А бор ему: «Раз неодим, давай два
рубидия», – и нам подмарганец. Берклий жмется: «У
меня одна медь астат, аргентум весь кончился…»
Тут я, как самый актиний, у него иттербий:
«Платина, – говорю, – и все тут!» А Берклий: «Что
я, гольмий должен с фермий уходить?» С большим
трудом палладий. «А кому бежать? – кричит
Берклий.– Я-то совсем хром…»
Тогда Бор сбериллий рубидии, сунул себе под
мышьяк и побежал. А Берклий радон, как торий.
Сидим мы, кюрий, ждем Бора. Вдруг слышим: «Аурум,
аурум!» Я говорю: «Никак Бор?». А Берклий: «Нет,
неон». Гадолиний мы, гадолиний, кто бы это был.
Берклий тем временем в углу с Галлий, рука на
таллий, что-то ей про Франций залитий, старый
плутоний, а она ему на шею висмут. Вдруг слышим
опять: «Аурум, аурум!»
Выходим мы, смотрим – бежит Бор, а за ним
соседский кобальт Аргон, и гафний, гафний на него.
Догнал он Бора и как уксус его за мышьяк, где наши
рубидии лежали. Наш Бор парень железо, не
уступает: «Сурьма, кричит, свинец, празеодим
проклятый!» А тот знай его тербий. Тут Бор совсем
лютеций стал. Руками машет, орет: «Кто мне рубашку
лантан будет?» Смотрим – а наши рубидии уже у
кобальта во ртути. Я к нему: «Аргончик, – говорю,
– скажи «гафний», ну скажи!» А он только сквозь
зубы цезий: р-р-р…
И тут Берклий станнум на колени, подполз к Аргону
да как заорет: «Гафний!!!» Ну и цирконий – Аргон
наши рубидии проглотил и бегом с фермий. Мы к
Бору: «Положи на место наши рубидии», – а он: «Что
я вам, родий их, что ли?»
Плюмбум мы на него и ушли. Чтобы мы еще когда
натрий соображали – ниникель.
Все были просто молодцы на протяжении всего нашего путешествия и жители страны не хотят вас отпускать домой. Но если мы с вами преодолеем последнее задание – лабиринт, то путь домой будет свободен.
Задание 8. Лабиринт (Приложение 1)
Это задание оказалось нам по силе. На этом
сегодняшнее путешествие окончено, но впереди нас
ждет еще много интересных открытий и тайн.
Удачи вам в этом пути! Подведение итогов,
выставление оценок.