"Природные зоны Африки" — урок географии в 7-м классе

Разделы: География


Цели:

  • закрепить знания об особенностях природных зон мира, познакомить с природными зонами Африки. Рассмотреть своеобразие.
  • охарактеризовать природу отдельных частей материка в виде таблицы “Природные зоны Африки”.
  • изменение зон под воздействием деятельности человека.

 

Оборудование: карта природных зон, климатическая карта Африка, таблицы с растительным и животным миром Африки, видеофильм “пустыня Сахара”, Серенгети.

Ход урока.

I. Организация учащихся на урок – 1 мин.

II. Проверка д/задания – 5-6 мин.

Географический диктант

Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Назовите  
- сев. крайнюю точку материка мыс Рас-Энгела
- южную крайнюю точку мыс Игольный
- западную мыс Альмади
- восточную мыс Рас-Хафун
2. Укажите горы на северо-западе материка г. Атлас
3. Назовите самую высокую точку  
материка, расположенную на Восточной вул. Килиманджаро- сияющая гора
части Африки. (Восточно-Африканское плоскогорье)
4. Какой вулкан расположен возле  
Гвинейского залива на юго-западе вул. Камерун
материка.  
5. Какие горы окаймляют юг материка.  
  Капские горы
6. Какой остров находится на юго-востоке от материка. о. Мадагаскар
Подведение и оценивание работ учащихся  
III. Изучение нового материала  
1 .Ребята, давайте вспомним что мы знаем  
о природном комплексе.  
- что это? (ребята дают определение) - это участок земной поверхности, который
  отличается особенностями природных
  компонентов, находящихся во
  взаимодействии.
  Н-р: болото, лес, озеро, горный массив.
- какие компоненты входят в состав ПК Солнце, вода, климат, растительность,
  рельеф и горные породы, почва, животный
  мир, деятельность человека.
  Н-р: лес, озеро, болото.
- какой компонент природного комплекса Деревья, почва.
леса играет одну из важных ролей.  
- что произойдёт, если вырубят самые При вырубке некоторых деревьев
высокие деревья? Изменится ли природный изменится растительный, животный мир,
комплекс? почва данного леса.
- значит, мы можем сделать вывод: что  
природный комплекс зачастую изменяется  
под воздействием антропогенных факторов  
человека.  
- Вспомните, изменяются ли природные - да, изменяются под воздействием
комплексы под воздействием температуры и увлажнения. Под
температурных условий и увлажнения. воздействием солнца- тепла, дождей - влаги
  изменяется природа по зонам.
2.Природные зоны мира  
- как размещаются природные зоны мира. Природные мира размещены в зеркальном
Какую закономерность мы видим. положении от экватора (ребята вместе с
  учителем перечисляют природные зоны

Природные зоны Африки

Для того чтобы фиксировать нашу работу мы в процессе знакомства с природными зонами заполним таблицу.

Природные Климатич. пояс Климат Почва Типичные
зоны география, положение     представители

растительного и живот, мира

Влажные Экваториальный Жаркий Красно-жёлтые Шимпанзе,
экваториальны климат пояс по экваториальный ферралинтовые африканский
е леса обе стороны от климат, высокая почвы Оленек,
  экватора температура
большая
влажность
  карликовые
бегемоты
окапи,
леопард,
масличная
пальма,
семейство
эбеновых
деревьев
Саванны Субэкваториальный Смена сухого и Красно- 45 рис ст. 108
Редколесье климатич. влажного сезона, ферралинтовые Пробковый
  пояс сухая зима, почвы и дуб, кофе,
  15-20 широты к влажное лето краснобурые огромные
  северу, к югу от экватора   почвы баобабы, травы достиг до 3 м.
Пустыни и Тропический Дождей почти Пустынные Раститель-
полупустыни климатический нет. Летом - тропические ность почти
  пояс. В сев. знойная жара почвы лишённые отсутсвует
  части материка -Сахара, в юж. части на побережье Атлантического океана Калахари (мучит, жажда) +70. Ночью

поверхность

быстро

остывает,

высокие

колебания

температуры.

перегноя  

Запоминание проводиться под руководством учителя, благодаря картам , атласу и видеофильму о саванне и пустыни.

Влияние человека на природу.

1. Влажные экваториальные леса.

  • вывоз дорогостоящей древесины, так образовались саванны.
  • сократилась S лесов, которые веками раскорчёвывались и выжигались под пашни и пастбища.
  • массовое истребление животных ради развлечений(антилопа, зебра) кол-ва слонов, носорогов, горилл значительно сократилось.

2. Территории саванн распаханы и использовались под пастбища.

  • вырубка деревьев, чрезмерный выпас скота привели к тому, что саванны начали уступать место пустыням.

3. За последние полвека Сахара увеличилась на 650 тыс. кв. км., продвинулась на юг.

  • в настоящее время пытаются спасти саванны от наступления пустынь, создавая широкие лесные полосы, которые заслоняют земледельческие территории от сухих ветров пустыни.
  • в изменении природы сыграли роль и разработка полезных ископаемых, развитие промышленности, особенно на севере и на юге материка.

Не только человек может повлиять на природу, случаются и стихийные бедствия -землетрясения, засухи, наводнения, ураганы. Одна из губительных бедствий - засуха, страдают жители саванн прилегающих к Сахаре.

Вывод: поэтому нужно охранять природу - создаются заповедники, природные парки. Здесь могут посетить парки только туристы, а в заповеднике находятся лишь люди, ведущие исследовательскую работу.

III. Подведение итогов урока.

  • С какими природными зонами материка Африка мы сегодня познакомились (влажные экваториальные леса саванны, редколесья, пустыни, полупустыни)
  • Все эти природные зоны похожи друг на друга или разные по своим климатическим условиям по растительному и животному миру.

IV. Д/задание: указать на к/к природные зоны материка Африка.