Цели:
- закрепить знания об особенностях природных зон мира, познакомить с природными зонами Африки. Рассмотреть своеобразие.
- охарактеризовать природу отдельных частей материка в виде таблицы “Природные зоны Африки”.
- изменение зон под воздействием деятельности человека.
Оборудование: карта природных зон, климатическая карта Африка, таблицы с растительным и животным миром Африки, видеофильм “пустыня Сахара”, Серенгети.
Ход урока.
I. Организация учащихся на урок – 1 мин.
II. Проверка д/задания – 5-6 мин.
Географический диктант
| Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| 1. Назовите | |
| - сев. крайнюю точку материка | мыс Рас-Энгела |
| - южную крайнюю точку | мыс Игольный |
| - западную | мыс Альмади |
| - восточную | мыс Рас-Хафун |
| 2. Укажите горы на северо-западе материка | г. Атлас |
| 3. Назовите самую высокую точку | |
| материка, расположенную на Восточной | вул. Килиманджаро- сияющая гора |
| части Африки. | (Восточно-Африканское плоскогорье) |
| 4. Какой вулкан расположен возле | |
| Гвинейского залива на юго-западе | вул. Камерун |
| материка. | |
| 5. Какие горы окаймляют юг материка. | |
| Капские горы | |
| 6. Какой остров находится на юго-востоке от материка. | о. Мадагаскар |
| Подведение и оценивание работ учащихся | |
| III. Изучение нового материала | |
| 1 .Ребята, давайте вспомним что мы знаем | |
| о природном комплексе. | |
| - что это? (ребята дают определение) | - это участок земной поверхности, который |
| отличается особенностями природных | |
| компонентов, находящихся во | |
| взаимодействии. |
| Н-р: болото, лес, озеро, горный массив. | |
| - какие компоненты входят в состав ПК | Солнце, вода, климат, растительность, |
| рельеф и горные породы, почва, животный | |
| мир, деятельность человека. | |
| Н-р: лес, озеро, болото. | |
| - какой компонент природного комплекса | Деревья, почва. |
| леса играет одну из важных ролей. | |
| - что произойдёт, если вырубят самые | При вырубке некоторых деревьев |
| высокие деревья? Изменится ли природный | изменится растительный, животный мир, |
| комплекс? | почва данного леса. |
| - значит, мы можем сделать вывод: что | |
| природный комплекс зачастую изменяется | |
| под воздействием антропогенных факторов | |
| человека. | |
| - Вспомните, изменяются ли природные | - да, изменяются под воздействием |
| комплексы под воздействием | температуры и увлажнения. Под |
| температурных условий и увлажнения. | воздействием солнца- тепла, дождей - влаги |
| изменяется природа по зонам. | |
| 2.Природные зоны мира | |
| - как размещаются природные зоны мира. | Природные мира размещены в зеркальном |
| Какую закономерность мы видим. | положении от экватора (ребята вместе с |
| учителем перечисляют природные зоны |
Природные зоны Африки
Для того чтобы фиксировать нашу работу мы в процессе знакомства с природными зонами заполним таблицу.
| Природные | Климатич. пояс | Климат | Почва | Типичные |
| зоны | география, положение | представители растительного и живот, мира |
||
| Влажные | Экваториальный | Жаркий | Красно-жёлтые | Шимпанзе, |
| экваториальны | климат пояс по | экваториальный | ферралинтовые | африканский |
| е леса | обе стороны от | климат, высокая | почвы | Оленек, |
| экватора | температура большая влажность |
карликовые бегемоты окапи, леопард, масличная пальма, семейство эбеновых деревьев |
||
| Саванны | Субэкваториальный | Смена сухого и | Красно- | 45 рис ст. 108 |
| Редколесье | климатич. | влажного сезона, | ферралинтовые | Пробковый |
| пояс | сухая зима, | почвы и | дуб, кофе, |
| 15-20 широты к | влажное лето | краснобурые | огромные | |
| северу, к югу от экватора | почвы | баобабы, травы достиг до 3 м. | ||
| Пустыни и | Тропический | Дождей почти | Пустынные | Раститель- |
| полупустыни | климатический | нет. Летом - | тропические | ность почти |
| пояс. В сев. | знойная жара | почвы лишённые | отсутсвует | |
| части материка -Сахара, в юж. части на побережье Атлантического океана Калахари (мучит, жажда) | +70. Ночью поверхность быстро остывает, высокие колебания температуры. |
перегноя |
Запоминание проводиться под руководством учителя, благодаря картам , атласу и видеофильму о саванне и пустыни.
Влияние человека на природу.
1. Влажные экваториальные леса.
- вывоз дорогостоящей древесины, так образовались саванны.
- сократилась S лесов, которые веками раскорчёвывались и выжигались под пашни и пастбища.
- массовое истребление животных ради развлечений(антилопа, зебра) кол-ва слонов, носорогов, горилл значительно сократилось.
2. Территории саванн распаханы и использовались под пастбища.
- вырубка деревьев, чрезмерный выпас скота привели к тому, что саванны начали уступать место пустыням.
3. За последние полвека Сахара увеличилась на 650 тыс. кв. км., продвинулась на юг.
- в настоящее время пытаются спасти саванны от наступления пустынь, создавая широкие лесные полосы, которые заслоняют земледельческие территории от сухих ветров пустыни.
- в изменении природы сыграли роль и разработка полезных ископаемых, развитие промышленности, особенно на севере и на юге материка.
Не только человек может повлиять на природу, случаются и стихийные бедствия -землетрясения, засухи, наводнения, ураганы. Одна из губительных бедствий - засуха, страдают жители саванн прилегающих к Сахаре.
Вывод: поэтому нужно охранять природу - создаются заповедники, природные парки. Здесь могут посетить парки только туристы, а в заповеднике находятся лишь люди, ведущие исследовательскую работу.
III. Подведение итогов урока.
- С какими природными зонами материка Африка мы сегодня познакомились (влажные экваториальные леса саванны, редколесья, пустыни, полупустыни)
- Все эти природные зоны похожи друг на друга или разные по своим климатическим условиям по растительному и животному миру.
IV. Д/задание: указать на к/к природные зоны материка Африка.