"Заглавная буква Д". К.Д. Ушинский. "Наше Отечество"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Научить писать заглавную букву Д, познакомить с текстом К.Д. Ушинского “Наше Отечество”.
  2. Развивать интерес к чтению, навыки письма; формировать умение читать слова и текст
  3. Воспитывать любовь к Отечеству, малой родине.

Наглядный материал: азбука, прописи, словарные слова (государство, Отечество, Родина), таблички с названиями городов (Москва, Саратов, Томск, Новгород, Санкт – Петербург, Псков, Воронеж, Анжеро-Судженск и др.), ребус – Р 1 а, ключевые слова: Отечество, отцы, Родина, матушка-Россия, слайд-шоу: “Москва – столица России”, “Наша малая родина”, анимация букв, символика России (CD-диск).

Оборудование: интерактивная доска, мультимедиа-проектор.

Ход урока

I. Организация класса

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.

II. Сообщение темы урока.

Сегодня наш урок будет необычным.

Мы с вами научимся писать заглавную букву Д, совершим виртуальное путешествие по столице нашей страны, познакомимся с произведением К.Д. Ушинского “Наше Отечество ”.

III. Изучение нового материала

Азбука.

Работа по Азбуке.

1. Чтение последнего столбика слов на стр.98.

- Можно ли сказать, что слова государство, страна, город – однокоренные?

- Чем интересны слова государство, страна? (Эти слова близки по смыслу.) Подберите к ним еще слова, которые будут близки по смыслу (Родина, Отчизна, Отечество).

- Как называется наша страна, наше государство (Российская Федерация), а наша Родина (Россия).

У каждой страны есть своя символика.

СD диск: “Государственная символика России”. (рассматривание флага, герба, прослушивание гимна России (детям объясняется, что гимн слушают стоя)).

- Какая символика есть у каждого государства?

Прописи

Работа в прописи

2. Работа над словарными словами: государство, Родина.

Слова государство, Родина, что это за слова? Как вы догадались?

Постановка ударения, подчеркивание опасного места, в корне слов.

Устное составление предложений с этими словами.

Учащиеся записывают слова государство, Родина в прописи с печатного текста.

Азбука.

Работа по Азбуке.

3. Чтение и домысливание содержания предложений по данному началу и рисункам.

Найдите 2 предложение.

Варианты детей: Наша Родина – Россия, Русь.

Найдите 3 предложение.

В России много городов: Москва, Саратов, Томск, Новгород, Санкт-Петербург, Мурманск, Псков, Воронеж, Архангельск, Анжеро-Судженск...

- Почему на 1-м месте из городов России стоит Москва? (Москва – столица нашей страны)

Показ слайд-шоу: Москва – столица России.

- Какие достопримечательности нашей столицы вы запомнили?

- Как называют Санкт-Петербург? (Санкт-Петербург называют Северной столицей нашего государства.)

-А что вы можете сказать про Анжеро-Судженск? (Это наша маленькая родина, то место, где мы родились.)

Показ слайд – шоу: Наша малая родина.

О каких еще достопримечательностях нашего города вы можете рассказать своему другу.

Прочитайте 1 предложение на с.98

Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

Дон, Двина – эти реки находятся на территории нашей страны. А название рек пишем с заглавной буквы.

Прописи

Работа в прописи.

1. Знакомство с заглавной буквой Д.

- Объяснения учителя и показ анимации написания заглавной буквы Д.

(Начинаем писать букву сверху, ведем прямую наклонную линию вниз, пишем петлю влево, затем ведем вправо и пишем вверх полуовал).

- Письмо буквы в воздухе, на ладошке пальцем.

- Обведение по точкам элементов и самой буквы Д.

- Отработка соединений.

Запись сочетаний Ди, Дл, До.

Физминутка (пальчиковая гимнастика).

Раз огромный крокодил табуретку проглотил,

А теперь разинул пасть: как бы парте не пропасть.

2. Отгадайте ребус: Р 1 а? (Родина).

О чем же мы с вами говорили? (Мы говорили о Родине.)

- Что же такое Родина? (1. Место рождения (маленькая родина). Для многих из нас – это наш любимый город, Анжеро-Судженск. 2. Страна, в которой мы живем, – Россия, Русь.)

- Посмотрите на доску: родина, Родина. На что вы обратили внимание? (Одно и то же слово, а написано то с маленькой буквы, то с большой.)

- Не знаете, почему?

- Когда мы будем говорить о маленькой родине (о том месте, где родились), будем писать с маленькой буквы. Когда мы будем говорить о нашем государстве, общей Родине, то слово будем писать с большой буквы.

- Много стихов сложено о Родине.

3. Сейчас выйдут к доске 2 ученика. Они прочитают вам стихи, а вы постарайтесь понять, в каком стихотворении говорится о маленькой родине, а в каком – о стране, государстве.

Сергей Васильев

Россия

...Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей...
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы.
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю,
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю,
Одним широким словом: "Русь".

Зоя Александрова

Родина

Если скажут слово – Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор,
В лужах первые кораблики.
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная.
Но у всех она одна!

Прописи

Работа в прописи

- Письмо слов в прописи: Родина, родина.

Физминутка.

Если нравится тебе, то делай так… (Два щелчка пальцами над головой)
Если нравится тебе, то делай так… (Два хлопка в ладоши)
Если нравится тебе, то делай так… (Два хлопка над головой)
Если нравится тебе, то делай так… (Два притопа ногами)

Азбука.

Работа по Азбуке.

5. Чтение текста К.Д. Ушинского "Наше Отечество" (с. 99).

а) Работа с текстом до чтения.

- Прочитайте ключевые слова: Отечество, отцы, Родина, матушка-Россия.

- Прочитайте, кто автор текста, как называется текст.

- Сделайте предположение, о чем будете читать? (Мы будем читать о нашей общей Родине, стране, в которой мы живем.)

- Рассмотрите иллюстрацию, может быть, она поможет что-то добавить к сказанному.

- Читают текст учащиеся (хорошо читающие).

Чтение по предложениям с комментариями.

б) Работа с текстом во время чтения.

После чтения 2-го предложения:

- Почему Россию мы зовем Отечеством? (В России издавна жили наши отцы и деды, поэтому Россию называют Отечеством. Отечество и отцы – это однокоренные слова.)

После чтения 3-го предложения:

- Как с помощью однокоренных слов автор объясняет, почему Россию зовем своей Родиной?

- Назовите еще однокоренные слова к слову Родина. (Род, родной, родиться, родитель. Корень – род.)

- Почему Россию мы зовем матерью? Как это объясняет автор? А как вы сами понимаете?

Чтение последнего предложения.

в) Работа с текстом после чтения.

- Какая мысль главная в этом тексте? (Родина – как родная мать, и она у человека одна.)

- Найдите в тексте основную мысль автора и прочитайте. (Читают последний абзац.)

- Оправдались ли наши предположения? Что нового для вас было в этом тексте?

- Вернемся к иллюстрации. К какой части текста она нарисована? (Она нарисована ко всему тексту, дает представление о просторах, красоте родной земли.)

IV. Подведение итогов.

Чему мы учились на уроке? (Писать заглавную букву Д)

Что нового узнали?

(Детям предлагается по желанию подготовить пословицы о Родине, нарисовать иллюстрацию на тему: “Моя Родина)

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Литература

  1. Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина учебнику “Моя любимая Азбука”. Учебник для первоклассников. – Изд. 2-е. перераб. – М.: Баласс, 2006.
  2. Автор О.В. Пронина “Мои волшебные пальчики”. Прописи для первоклассников к учебнику “Моя любимая Азбука” 5 тетрадях. – Изд. 3-е. испр.-М.: Баласс, 2006.
  3. Уроки обучения грамоте по учебнику “Моя любимая Азбука” и прописям “Мои волшебные пальчики”. Методические рекомендации для учителя. / Под научной редакцией Е.В. Бунеевой. –М.: Баласс, 1999.