Урок изобразительного искусства в 4-м классе. Тема: "Здравствуй, солнце!"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цели:

  • вызвать у детей эмоционально-образный отклик на восприятие северных природных явлений;
  • формировать у учащихся понятие красоты как эстетической категории, воздействующей на ум, сердце, душу человека;
  • вызывать потребность дарить красоту всем окружающим, делиться своим восхищением;
  • воспитывать уважение и любовь к родному краю.

Задачи:

  • учить подбирать необходимый колорит согласно замыслу;
  • закреплять технические навыки работы с акварелью (“по сырому”);
  • познакомить с новой техникой аппликации – торцевание крепированной бумагой.

Оборудование:

  • альбомные листы (формат А4), акварель, кисти;
  • картон для выполнения образца, подготовленная крепированная белая бумага (квадраты 1х1 см), стержни шариковых ручек, клей ПВА.

Зрительный ряд:

  • художественные фотографии,
  • образец выполняемой работы, поэтапные
  • моменты создания мини-панно.

Ход урока

1. Организационный момент. Беседы по теме:

Верите, ребята, или нет,
Что порой бывает звонким свет?
Если ты на Севере живешь
И полярной ночью солнца ждешь,
То поймешь тогда, что первый луч
В самом деле звонок и певуч.

В. Кетун

Все мы с вами – северяне. Это слово роднит всех, кто живет, как и мы, на Крайнем Севере, за Полярным кругом. И объединяет нас неповторимая красота родных мест.

Природа Заполярья – это сплошные чудеса. А какие природные явления можно наблюдать только у нас за Полярным кругом? (ответы).

Правильно, это полярная ночь, полярный день и полярные сияния.

Ночь полярная – полгода.
Ночью зимняя погода.
Мы работаем – живем.
Мы полгода солнца ждем.

О. Бундур

Полярная ночь, конечно, длится не полгода, но в течение полутора месяцев, с конца ноября до середины января, солнце совсем не показывается над горизонтом. Трудно приходится всему живому: и людям, и животным, и растениям.

Солнцу зимою
Вставать неохота.
Думает солнце:
“Потерпит работа!”.
Солнцу непросто
Работать зимой.
Трудно работать
С морозом и тьмой.
Солнце не хочет
Глаза открывать,
В небо не хочет
Оно выплывать.
Спит оно сладко
На облаках.
Как на огромных
Пуховиках.

Е.Аксельрод

Долго просыпается и раскачивается наше северное солнце, зато потом летом “трудится” без устали. У нас на Севере существует праздник, который придумала сама природа и который отмечается только в нашем крае. А как он называется? (Ответы детей)

Правильно, “Здравствуй солнце!”. Празднуется он в последнее воскресенье января. В городах и поселках проходят концерты, ярмарки и народные гуляния.

- Ребята, вспомните свои впечатления, когда вы увидели первые лучи солнца из-за сопок, что вы почувствовали в этот момент? (Ответы детей).

Ежегодно мы испытываем ощущение встречи с чудом, совершающимся на наших глазах. Радостное восхищение, удивление рождает в наших душах вдохновение на художественное творчество. (Просмотр художественных фотографий).

img1.jpg (25645 bytes)

Сегодня на уроке мы будем создавать живописно-аппликативное панно “Здравствуй солнце!”.

- Вам нравится эта работа? Похожи ваши ощущения при просмотре образца на те, которые вы описали при встрече с первыми лучами солнца? (Ответы детей)

- Какая часть панно выполняется красками? (Небо, веточки деревьев)

- Какая часть работы приходится на аппликативное украшение? (иней на веточках)

Такое украшение инеем – является для вас новой техникой работы с крепированной бумагой и называется торцеванием.

2. Составление плана выполнения работы:

- Как вы думаете, с чего надо начать работу над этим панно? (Ответы детей)

I. Живописная часть – техника исполнения “Акварель по сырому” - небо, снег, солнце. Подбор колорита (голубая или фиолетовая гамма).

II. Прорисовка веточек деревьев.

- На что походи веточки деревьев на нашем рисунке? С чем их можно сравнить?

Немногие из вас знают, что праздник солнца стал продолжением саамского праздника – Дня оленя. Саами всегда почитали оленя как священное животное, поклонялись ему. По северным сказкам именно олень принес на своих рогах в тундру солнце – большое тепло и большую радость. Оленьи рога напоминают нам веточки, сквозь прозрачный иней которых, мы видим и славим первый выход солнца.

III. “Украшение инеем”.

Для выполнения этой работы вам понадобятся:

  • стержень от шариковой ручки;
  • нарезанные квадратики крепированной белой бумаги;
  • клей.

Потренируемся в выполнении одного элемента на подготовленной картонке. Поставьте тупой конец стержня в середину квадратика крепированной бумаги. Прижмите пальцами бумагу к стрежню. Серединку обмакните в клей, поставьте на картонку вертикально. Подержите. Уберите стержень. Оставьте так до высыхания. Чуть позже слегка распушите бумагу.

Украшая так веточки, мы получим очень нежное, легкое и объемное изображение инея.

3. Самостоятельная работа.

(Дети выполняют работу. Звучит музыка. Готовые работы вывешиваются на доске).

4. Подведение итога:

- Сколько солнышек подарили нам свои лучики!

Первое солнце.

Ночью длинной, ночью темной,
В седловине между гор
Кто-то добрый и огромный
На снегу разжег костер.
И костер тот, разгораясь,
Сыпал в тундре тучи искр,
Ночь от сопок отрывая
И бросая клочья вниз.
Ставни туч сорвал с оконца
Неба дерзкий ветерок!
В дверь Хибин ввалилось Солнце
И уселось на порог!

А. Бажанов

- Как вы думаете – нам удалось подарить праздник Солнцу?

Если вы считаете, что работа удалась, у вас есть возможность подарить радость праздника своим близким и родным. И пусть в каждом доме светит свое северное солнышко – первое после Полярной ночи!

Литература:

  • Рудковская А. Рисование в начальной школе. - СПб.: “Издательский Дом “Нева””; М.: “Олма-Пресс”, 2001.
  • “Тепла и света чародей” (Сборник сценариев) г. Кола. 2004 г. ЦДБ г. Мурманска.

Словарь терминов:

Живопись – вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль.

Колорит – гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине.

Аппликация – способ получения изображения путем накладывания, наклеивания или нашивания на какую-либо основу разных по цвету кусков бумаги, картона, ткани и других материалов.