Цели:
- вызвать у детей эмоционально-образный отклик на восприятие северных природных явлений;
- формировать у учащихся понятие красоты как эстетической категории, воздействующей на ум, сердце, душу человека;
- вызывать потребность дарить красоту всем окружающим, делиться своим восхищением;
- воспитывать уважение и любовь к родному краю.
Задачи:
- учить подбирать необходимый колорит согласно замыслу;
- закреплять технические навыки работы с акварелью (“по сырому”);
- познакомить с новой техникой аппликации – торцевание крепированной бумагой.
Оборудование:
- альбомные листы (формат А4), акварель, кисти;
- картон для выполнения образца, подготовленная крепированная белая бумага (квадраты 1х1 см), стержни шариковых ручек, клей ПВА.
Зрительный ряд:
- художественные фотографии,
- образец выполняемой работы, поэтапные
- моменты создания мини-панно.
Ход урока
1. Организационный момент. Беседы по теме:
Верите, ребята, или нет,
Что порой бывает звонким свет?
Если ты на Севере живешь
И полярной ночью солнца ждешь,
То поймешь тогда, что первый луч
В самом деле звонок и певуч.
В. Кетун
Все мы с вами – северяне. Это слово роднит всех, кто живет, как и мы, на Крайнем Севере, за Полярным кругом. И объединяет нас неповторимая красота родных мест.
Природа Заполярья – это сплошные чудеса. А какие природные явления можно наблюдать только у нас за Полярным кругом? (ответы).
Правильно, это полярная ночь, полярный день и полярные сияния.
Ночь полярная – полгода.
Ночью зимняя погода.
Мы работаем – живем.
Мы полгода солнца ждем.
О. Бундур
Полярная ночь, конечно, длится не полгода, но в течение полутора месяцев, с конца ноября до середины января, солнце совсем не показывается над горизонтом. Трудно приходится всему живому: и людям, и животным, и растениям.
Солнцу зимою
Вставать неохота.
Думает солнце:
“Потерпит работа!”.
Солнцу непросто
Работать зимой.
Трудно работать
С морозом и тьмой.
Солнце не хочет
Глаза открывать,
В небо не хочет
Оно выплывать.
Спит оно сладко
На облаках.
Как на огромных
Пуховиках.
Е.Аксельрод
Долго просыпается и раскачивается наше северное солнце, зато потом летом “трудится” без устали. У нас на Севере существует праздник, который придумала сама природа и который отмечается только в нашем крае. А как он называется? (Ответы детей)
Правильно, “Здравствуй солнце!”. Празднуется он в последнее воскресенье января. В городах и поселках проходят концерты, ярмарки и народные гуляния.
- Ребята, вспомните свои впечатления, когда вы увидели первые лучи солнца из-за сопок, что вы почувствовали в этот момент? (Ответы детей).
Ежегодно мы испытываем ощущение встречи с чудом, совершающимся на наших глазах. Радостное восхищение, удивление рождает в наших душах вдохновение на художественное творчество. (Просмотр художественных фотографий).
Сегодня на уроке мы будем создавать живописно-аппликативное панно “Здравствуй солнце!”.
- Вам нравится эта работа? Похожи ваши ощущения при просмотре образца на те, которые вы описали при встрече с первыми лучами солнца? (Ответы детей)
- Какая часть панно выполняется красками? (Небо, веточки деревьев)
- Какая часть работы приходится на аппликативное украшение? (иней на веточках)
Такое украшение инеем – является для вас новой техникой работы с крепированной бумагой и называется торцеванием.
2. Составление плана выполнения работы:
- Как вы думаете, с чего надо начать работу над этим панно? (Ответы детей)
I. Живописная часть – техника исполнения “Акварель по сырому” - небо, снег, солнце. Подбор колорита (голубая или фиолетовая гамма).
II. Прорисовка веточек деревьев.
- На что походи веточки деревьев на нашем рисунке? С чем их можно сравнить?
Немногие из вас знают, что праздник солнца стал продолжением саамского праздника – Дня оленя. Саами всегда почитали оленя как священное животное, поклонялись ему. По северным сказкам именно олень принес на своих рогах в тундру солнце – большое тепло и большую радость. Оленьи рога напоминают нам веточки, сквозь прозрачный иней которых, мы видим и славим первый выход солнца.
III. “Украшение инеем”.
Для выполнения этой работы вам понадобятся:
- стержень от шариковой ручки;
- нарезанные квадратики крепированной белой бумаги;
- клей.
Потренируемся в выполнении одного элемента на подготовленной картонке. Поставьте тупой конец стержня в середину квадратика крепированной бумаги. Прижмите пальцами бумагу к стрежню. Серединку обмакните в клей, поставьте на картонку вертикально. Подержите. Уберите стержень. Оставьте так до высыхания. Чуть позже слегка распушите бумагу.
Украшая так веточки, мы получим очень нежное, легкое и объемное изображение инея.
3. Самостоятельная работа.
(Дети выполняют работу. Звучит музыка. Готовые работы вывешиваются на доске).
4. Подведение итога:
- Сколько солнышек подарили нам свои лучики!
Первое солнце.
Ночью длинной, ночью темной,
В седловине между гор
Кто-то добрый и огромный
На снегу разжег костер.
И костер тот, разгораясь,
Сыпал в тундре тучи искр,
Ночь от сопок отрывая
И бросая клочья вниз.
Ставни туч сорвал с оконца
Неба дерзкий ветерок!
В дверь Хибин ввалилось Солнце
И уселось на порог!
А. Бажанов
- Как вы думаете – нам удалось подарить праздник Солнцу?
Если вы считаете, что работа удалась, у вас есть возможность подарить радость праздника своим близким и родным. И пусть в каждом доме светит свое северное солнышко – первое после Полярной ночи!
Литература:
- Рудковская А. Рисование в начальной школе. - СПб.: “Издательский Дом “Нева””; М.: “Олма-Пресс”, 2001.
- “Тепла и света чародей” (Сборник сценариев) г. Кола. 2004 г. ЦДБ г. Мурманска.
Словарь терминов:
Живопись – вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль.
Колорит – гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине.
Аппликация – способ получения изображения путем накладывания, наклеивания или нашивания на какую-либо основу разных по цвету кусков бумаги, картона, ткани и других материалов.