Цель: закрепить письменный приём сложения и вычитания чисел без перехода через 10 в столбик.
Задачи:
- развитие логического мышления, памяти, внимания;
- отработка письменного приёма сложения и вычитания в столбик, решать составные задачи;
- побудить стремление творчески воспринимать изучаемый материал.
Оборудование:
- дерево с монетами,
- иллюстрации лисы Алисы и кота Базилио,
- печальный Буратино в клетке,
- “Спектр”,
- записи песен.
Ход урока
I. Подготовительный этап.
Проверка готовности к уроку.
Сейчас у нас с вами урок математики, на котором мы будем продолжать складывать и вычитать числа в столбик.
Но урок у нас сегодня необычный. К нам пришли гости. А кто это мы сейчас с вами узнаем. Для этого нам нужно устно посчитать.
Устный счёт.
1) Увеличь 36 на 4 единицы
2) Уменьши 85 на 5 десятков
3) 100 без 16
4) Юннаты вырастили арбуз весом 14 кг и тыкву на 9 кг больше.
Каков вес тыквы?
5) Какое число больше 54 на 24?
6) Из наибольшего двузначного числа вычли наибольшее однозначное число.
7) Из какого числа вычли35 и получили 13?
8) У Лиды в коллекции 70 календариков, а у Кати 21 календарик. На сколько меньше календариков у Кати, чем у Лиды?
9) Первое слагаемое 32, второе – 51. Найдите сумму.
Во время устного счёта складываются лиса Алиса и кот Базилио.
Кто пришёл к нам в гости? Из какой сказки?
Какого сказочного героя преследовали лиса и кот?
И они заточили бедного Буратино в клетку. Посмотрите, какой он несчастный сидит. Нам с вами придётся освободить бедного Буратино, но придётся столкнуться с трудностями. (Запись песни кота и лисы о дереве с золотыми монетами.)
II. Основной этап.
На доске дерево с золотыми монетами. Сейчас мы будем собирать монеты для Буратино и складывать в мешочек, чтобы он купил “Азбуку” и курточку для папы Карло. Но монеты не простые на них написаны выражения, которые будем записывать в столбик, и считать значение этих выражений.
Решение примеров.
83-62 76-53 89-66 43+15 24+53 53+34 23+46 99-52
Физкультминутка.
Пока мы с вами отдыхали лиса и кот приготовили ещё одно задание, но какое оно я не могу понять. Может все вместе попробуем угадать. Ребус “Задача”
Решение задачи.
“Дуремар в первый день поймал 42 пиявки, а во второй день на 6 пиявок меньше.”
Прочитайте.
- Является ли данный текст задачей? Почему? Поставьте вопрос.
- О ком говорится в этой задаче? Что он делал?
- Сколько поймал в первый день? Во второй день?
- Какие данные встретились в задаче? Что обозначают эти числа? Какими действиями эти числа могут быть связаны? Какое действие подходит к нашей задаче? Почему? Что обозначает это выражение?
Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась двумя действиями.
Чтобы ответить на главный вопрос, что должны знать?
Знаем сколько в первый день? Во второй?
Что должны знать, чтобы узнать, сколько во второй день?
Запись решения:
1) 42-6=36(п) – во II день
2) 42+36=78(п) – всего
42+(42-6)=78
Ответ: 78 пиявок.
У Дуремара и Карабаса Барабаса была мечта. А какая мы сейчас узнаем выполнив самостоятельную работу.
Самостоятельная работа.
Записать выражения в столбик и вычислить значение:
35+43 72+27 29-17 54-33 68-43 42+51
Проверка, дети меняются тетрадями. Проверка с использованием “Спектра”. (Запись о “Поле чудес”)
л к ю к и ч 21 93 25 12 92 78
Расположите эти числа в порядке возрастания. Получается слово
КЛЮЧИК.
III. Заключительный этап.
Но лиса с котом спрятали ключик в математических выражения. Давайте расставим скобки в них так, чтобы равенства стали верными.
42+26-9=59
50-15+34=69
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Оценки.