Пояснительная записка
Программа предназначена для предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов с ориентацией на художественно-эстетический и технологический профили.
Данный элективный курс расширяет и углубляет базовый компонент ГОСа основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд” в рамках модуля “Создание изделий из текстильных и поделочных материалов”.
Искусство шитья из лоскута уходит своими корнями в глубокую древность и распространено во многих странах мира. Из обрезков ткани, лоскутков женщины на Руси испокон веков шили одеяла, одежду, ткали дорожки, плели коврики, мастерили кукол. Кусочки ткани так искусно подбирались ими по цвету, соединялись в гармоничные, ритмически организованные композиции, что эти изделия становились настоящими произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Причиной появления шитья из лоскутков явилась бедность.
В настоящее время лоскутное шитьё применяется не только и не столько из потребности экономить материалы или деньги. Эта техника стала модной. На её основе создаются современные изделия, которые делают наш дом и быт уютными и красивыми.
Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя.
Лоскутное шитьё формирует у школьников чувство хозяина – в доме всё пригодится, всему есть применение. Искусство составления гармоничного узора из случайных, оказавшихся под рукой лоскутков, развивает художественный вкус, фантазию. А процесс изготовления формирует такие важные для человека черты, как трудолюбие, терпение, настойчивость, способность доводить начатое дело до конца.
Элективный курс позволяет будущим дизайнерам, мастерам декоративно- прикладного искусства выявить свои предпочтения в данной области.
Цель курса – формирование интереса и положительной мотивации школьников к художественной деятельности через лоскутное шитьё и оказание помощи в выборе профиля обучения.
Задачи:
- ознакомить учащихся с техникой и технологией лоскутного шитья, в т.ч. разработанной в межшкольном учебном комбинате;
- способствовать созданию условий для развития творческих способностей школьников;
- способствовать эстетическому восприятию, формированию художественного вкуса девятиклассников.
Предметное содержание программы опирается на познавательные интересы учащихся и профессиональные возможности учителя.
Элективный курс рассчитан на 18 учебных часов (9 занятий по 2 часа в неделю).
Тематический план
№ | Наименование темы | Всего часов | Из них | |
Теория | Практика | |||
1 | Лоскутное шитьё как вид декоративно-прикладного творчества | 1 | 1 | - |
2 | Безопасность труда при выполнении швейных работ | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Основы цветовой грамоты | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Основные сведения об орнаменте | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Техника и приёмы лоскутного шитья | 2 | 1 | 1 |
6 | Освоение промышленной швейной машины | 2 | - | 2 |
7 | Изготовление изделия в лоскутной технике | 9 | - | 9 |
8 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
ИТОГО: | 18 | 3,5 | 14,5 |
Содержание программы
1. Лоскутное шитьё как вид декоративно-прикладного творчества (1 час).
Цели и задачи курса. Развитие лоскутного шитья. Традиционное лоскутное шитьё России. Термины: лоскутное шитьё, лоскутная мозаика, мелкая лоскутная пластика, аппликация, коллаж, текстильная мозаика, стёжка.
Ткань как материал для творчества. Гармоничное сочетание красоты и пользы в лоскутных изделиях.
Представление выставки изделий учащихся прошлых лет, выполненных в лоскутной технике.
2. Безопасность труда при выполнении швейных работ (1 час).
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ, при работе на промышленной швейной машине, с электроутюгом. Правила пожарной и электробезопасности.
3. Основы цветовой грамоты (1 час).
Цвет. Цветовой круг. Гармоничное сочетание цветов. Контраст цветов. Пространственное смешение цветов.
4. Практическая работа: Составление из тканей образцов различных цветовых гармоний.
Основные сведения об орнаменте (1 часа).
Виды орнаментов. Композиция орнамента.
Практическая работа: Построение орнаментальных композиций.
5. Техника и приёмы лоскутного шитья (2 часа).
Оборудование и инструменты для лоскутного шитья. Технология лоскутного шитья. Техники: полоска, квадрат, треугольник, свободная техника. Приёмы получения разнообразных фактур.
6. Освоение промышленной швейной машины (2 часа)
Правила работы на машине. Регулирование скорости, заправка ниток в машину. Выполнение строчек без ниток, с нитками, закрепок.
7. Изготовление изделия в лоскутной технике (9 часов).
Выбор изделия, техники выполнения, тканей. Разработка эскизного проекта, выкроек изделия. Раскрой деталей и их обработка. Сборка деталей в изделие. Окончательная отделка.
8. Итоговое занятие (1 час).
Организация выставки изделий учащихся.
Викторина “Лоскутное шитьё”.
Подведение итогов за курс обучения.
Методические указания
Занятия курса предполагают рассмотрение теоретических вопросов и выполнение практических работ: сборка образцов узоров, графических зарисовок, изготовление изделий (декоративная салфетка, диванная подушка, грелка на чайник, панно, подставка под горячее и т.п. по выбору учащихся). Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представление о технике лоскутного шитья.
Важнейшим направлением активизации процесса обучения необходимо считать вовлечение учащихся в деятельность по принципу “от идеи до конечного результата”.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Курс заканчивается организацией выставки работ учащихся и викториной “Лоскутное шитьё”.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащийся должен знать:
- основы цветовой грамоты;
- виды орнаментов;
- правила безопасного труда;
- оборудование, инструменты для лоскутного шитья;
- правила работы на промышленной машине.
Учащийся должен уметь:
- соблюдать правила безопасного труда;
- составлять орнаментальные композиции;
- разрабатывать по эскизу выкройки деталей несложных изделий для лоскутного шитья;
- использовать различные техники и приёмы при обработке лоскута;
- пользоваться промышленной швейной машиной.
Учащийся должен иметь представление:
- о развитии лоскутного шитья;
- о различных видах технологической обработки лоскута.
Литература для учителя
- Банакина Л., Кузнецова Ю. Чудо- лоскут // Мир женщины. – 1997. – №1,3,5,9,11.
- Каракозова О.В. “Пэчворк” – рукотворная красота // Сделай сам. – 1998 – № 3.
- Лоскутное шитьё, аппликация, квилт, коллаж // Рукоделие: Приложение к журналу “Стиль”. – 1994 – № 2.
- Мазурик Т.А. Лоскутное шитьё. От ремесла к искусству. – СПб.: Паритет, 2005.
- Муханова И.Ю. Аппликация. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2004.
- Муханова И.Ю. Лоскутная живопись. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2005.
- Муханова И.Ю. Лоскутные узоры. Новые возможности. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2003.
- Муханова И.Ю. Шитьё из лоскутков // Наука и жизнь. – 1998.– № 2.
- Романова Л. Роскошь из лоскутков // Клуб. – 1998. – № 4,5,6,7,8,9,10,11.
- Романова Л. Роскошь из лоскутков // Клуб. – 1999. – № 1,2.
- Семёнова А.Н. Секреты домостроя. – СПб.: Невский проспект, 2000.
- Складной “пэчворк” // Анна. – 1996. – № 11.
- Федотова Л. “Квилтины” или “Одеяло моей бабушки” // Народное творчество. – 1998. – № 6.
Методические пособия
Нагель О.И. Художественное лоскутное шитьё (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школа-Пресс, 2000.
Программы
- Программа курса “Народные промыслы” // Сельская школа – 2001. – № 6.
Литература для обучающихся
- Грин М.Э. Шитьё из лоскутков: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1981.
- Лоскутное шитьё: Швейная мастерская дома /Авт.-сост. Н.М. Волчек. – Минск: Современный литератор, 1999.
- Магия лоскутка. – New York : BMR, Corte Madera, CA, 1994.
- Махмутова Х.И. Мастерим из ткани, трикотажа, кожи. – М.: Школьная пресса, 2004.
Наглядные пособия
- Современные изделия из текстильного лоскута (салфетки декоративные, панно, подставки под горячее, коврики, грелки на чайники, тряпичные куклы, фартуки, чехлы на табуретки)
- Плакаты ''Орнаменты народов России''.
- Фотографии лоскутных изделий из журналов мод.
Компьютерные программы
- Орнамент. – Директ Медиа Паблишинг, 2005.
- Пэчворк и квилт. – М.: IDEX; Гамма, 2007.