Самая насущная забота
Всякого труда и ремесла –
Это, чтобы новая работа
Лучше прежней сделана была.
Цели:
- образовательные: знакомство с древней народной игрушкой, живучесть этих образов в современной народной глиняной игрушке;
- развивающие: развивать умение вариативного применения, приемов декоративной росписи; добиваться единства формы и декора в детских игрушках; продолжать совершенствовать умение коллективно трудиться, радоваться результатам коллективной работы. Формирование навыков работы с пластическим материалом;
- воспитательные: воспитать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров из прославленных центров народных промыслов. Способствовать формированию художественного вкуса.
Литература:
- Л.А. Латынин “Образы народного искусства”.
- Энциклопедический словарь юного художника.
- Журнал “Искусство” 1983/2.
- Н.А. Горяева “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека”.
Зрительный ряд:
- плакаты и иллюстрации с изображением глиняных игрушек.
- творческие работы учащихся.
- таблицы с примерами основных элементов росписи народных глиняных игрушек разных промыслов.
Музыкальный ряд:
- веселая народная музыка,
- озорные частушки.
Материалы:
- глина для детского творчества или пластилин,
- стеки,
- водоэмульсионная краска для грунтовки.
Ведущий метод: урок изучения нового материала с элементами интеграции; на нем используются объяснительно0иллюстративный метод в рамках проблемного метода обучения.
Ход урока
Организационный момент...
I. Актуализация знаний. Мотивация.
Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, - это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.
Истоки изготовления игрушек уводят нас в глубь веков.
Из какого материала делали игрушки в глубокой древности?
Игрушки делали из дерева – куклы, кони – каталки, плетенные из прутьев, собранные из щепочек погремушки, берестяные мячи и короба. Мы сегодня поговорим о глиняной народной игрушке. В далеком прошлом она, возможно, имела религиозное значение. Известно, например, что вятичи встречали бога солнца Ярилу пением глиняных дудок, а магическими узорами на игрушках и пронзительным свистом отгоняли злые силы от души умершего.
Свистулька – ее еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьем – древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси.
II. Изучение нового материала.
Присмотрись к современным народным игрушкам – и ты заметишь, что в них живут те же образы. Это конь, Птица, Баба. В них живут память народа, его древние традиции.
Рассмотрим игрушки разных промыслов.
Постарайтесь найти то, что отличает их друг от друга.
Филимоновская игрушка.
Деревня Филимоново в Тульской области – знаменитый центр производства этих игрушек. У филимоновских игрушек вытянутые пропорции, они выглядят стройными, изящными. Эти игрушки вылеплены из белой, с синеватым оттенком глины.
Филимоновские игрушки почти всегда со свистом.
Образы игрушек: высокие стройные крестьянки часто что-то держат в руках: ребенка или курицу со свистком. Мужские фигурки статные, длинноногие, чуть смешные.
Разнообразны и животные- свистульки: коники, коровки, бараны, птицы-курицы и какие-то невиданные, фантастические существа.
Цвета: малиново-красный, желтый и изумрудно-зеленый.
Орнамент: чередующиеся радужные полосы, елочки, кружочки.
Расписывают игрушки, как и раньше, куриным перышком.
Все Филимоновские мастера умеют работать “Люботу”. “Любота” - это такая сценка. Танцуют, милуются, выясняют отношения парочки. У каждого свое. Любо им всем вместе. Жить любо!
Дымковская игрушка.
Самая знаменитая глиняная игрушка. Родилась она в Дымковской слободе близь города Кирова. В старину на базарах устраивали праздники - ярмарки, которые назывались “свистопляской” или “свистуньей”. Развлечением праздника были глиняные игрушки- свистульки. Крестьяне лепили их из красной местной глины и обжигали в печах.
Образы игрушек: разноряженные щеголихи, няньки – “кормилки” с детьми на руках, лихие всадники, кони, важные индюки, и другие образы.
Цвета: желтый, синий, красный, зеленый, белый в фоне и черный цвета.
Орнамент: геометрический (круги, овалы, клетки, полоски, точки).
В облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы. На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.
Абашевская игрушка.
Абашевские свистульки – пензенская гордость. Мастер из села Абашево Тимофей Федорович Зотнин умер в 1991г., но дело абашевской игрушки не умерло и продолжает жить.
Образы игрушек: удивительный мир фантастических животных. Коровы, быки, козлы и бараны – все коротконогие, с длинными шеями, с огромными сверкающими золотом и серебром рогами.
Цвета: красный, синий, зеленый, розовый, золотой и серебряный
Орнамент: характерная особенность – чешуйки, темный единый колер, а по нему оживка.
Что общего между глиняными игрушками, принадлежащими к разным художественным промыслам?
III. Выводы.
Никто уже не помнит, когда впервые стали делать глиняные игрушки. Но и сегодня эти промыслы живут, а с ними продолжает жить прекрасное искусство народных умельцев. Оно превращает серый день в красочный, по детски волшебный. Укоряет тех, кто забыл о самых счастливых земных минутах: познания, возвышающей умной работы, встреч с милыми, дружественными нам людьми, прикосновением к живому существу – зверю, птице, траве, листьям. Учит изумляться миру.
IV. Применение знаний.
Создать из глины или пластилина свой образ игрушки. Можно сделать ее похожей на абашевскую, филимоновскую или дымковскую. Постараться сделать форму игрушки с гладкой поверхностью, подготовленной для украшения.
V. Анализ работ учащихся. Домашнее задание.
Принести материалы необходимые для росписи глиняной игрушки (гуашь, кисточки, клей ПВА).
Готовые игрушки могут быть использованы для оформления школьной тематической выставки.