ЦЕЛИ УРОКА:
- Показать, что знания основ физики необходимы каждому.
- Показать, что физика повсюду вокруг нас.
- Закрепить понятие “плотность вещества”.
- Продолжить развитие умений наблюдать, сравнивать.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Тарелка с супом.
- Тарелка с водой.
- Пробка со скрепкой.
- Магнит.
- 2 цилиндра.
- Весы.
- Разновесы.
- Шарики из пластилина.
- Мензурки.
- Вода.
- Отливной сосуд.
- Стакан.
ХОД УРОКА
Бывают ли на свете чудеса?
Чтобы нам в плотную приблизится к чудесам, в школьную программу включена физика. Вообще-то, чудеса бывают только в сказках. Однако, не торопитесь с ответом. Змей Горыныч, Баба Яга, злые волшебники и добрые феи выдуманы для маленьких детей, которые не хотят спать. Но есть и другие сказки. В них народ выражал свою мечту о чудесных вещах, которые обличали его труд, избавляли бы от нужды. Мир сказок – волшебный мир.
Хотите в нем побывать? Пожалуйста! Ковер – самолет? Вот он, спешит на посадку. Семимильные сапоги? Тоже есть: поезда, автомобили, теплоходы… волшебное зеркальце? Экран телевизора! Да, строились в сказках дворцы за одну ночь, но в них не было ни водопровода, ни канализации, ни электричества. Ну, а теперь научились за несколько минут строить надувные здания, например, кинотеатры. Когда сеанс заканчивается, воздух выпускают, а стены увозят на автомобилях. Надо лишь внимательно посмотреть вокруг.
Послушайте отрывок из стихотворения Шеффера “Техника”:
Я ещё не успел удивиться
Чудесам, что есть на земле,
Телевизору, голосу рации,
Вентилятору на столе.Самолеты летят сквозь тучи,
Мчатся по морю корабли.
Как до этих вещей могучих
Домечтаться люди смогли?Как придумать смогли такое,
Что пластинка песню поет,
Что на кнопку нажмешь рукою,
И средь ночи день настает?
Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам.
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам.
Кино, радио, телевидение, телефон, телеграф – без них невозможна современная жизнь. Но каждое чудо современной техники имеет длинную историю. Природа просто так не раскрывает свои тайны. Приблизиться к ним нам помогает физика. Кое-что из этой науки мы уже изучили. Что же запомнили? Давайте проверим.
I. Физический диктант (под копирку).
1) Какими буквами обозначаются: скорость, путь, время, масса, объем, плотность, сила.
2) По какой формуле находятся: скорость, масса.
3) В каких единицах выражаются: скорость, путь, время, масса, объем, плотность, сила.
4) Какими приборами измеряются: масса тела, время, путь.
(Самоконтроль ответов на доске).
- 19 правильных ответов - оценка 5
- 16 правильных ответов - оценка 4
- Меньше - оценка 3.
II. Сейчас я попрошу от каждого ряда выйти по одному человеку. Вы получите карточки с заданиями. Постарайтесь выполнить их за 1.5 мин.
Содержание трех карточек
1.Возьмите тарелку с супом с учительского стола и быстро переставьте её на другой стол. Объясните наблюдаемое явление.
2.Возьмите два металлических цилиндра равного объема, положите их на весы. Объясните наблюдаемое явление.
3.Возьмите тарелку с водой, в которой плавает пробка со скрепкой, поднесите к скрепке магнит. Объясните наблюдаемое явление.
(Трое учеников выполняют эту работу у учительского стола). А в это же время класс заканчивает предложения, написанные на доске).
a) При столкновении двух тележек скорость более легкой тележки уменьшилась потому, что...
b) Если два тела за одинаковое время прошли разные пути, то скорость больше у того тела, которое...
c) Если два тела равного объема, имеют разную массу, то плотность больше у того тела, которое...
Прочтите законченные вами предложения. Даю слово ученикам у доски.
Как видите, все эти примеры взяты из жизни, окружающей нас.
Так нужна ли нам физика?
III. А теперь решим следующую задачу (ученик к доске). Чугунный шар массой 800 гр. имеет объем 150см3 . Сплошной это шар или имеет внутри полость?
А что можно сказать о чугунном шаре, если при решении задачи, мы получим плотность большую, нежели в таблице?
IV. Экспериментальное задание по рядам.
Определить плотность данного тела:
- 1 ряд - шар из пластилина.
- 2 ряд - шар с полостью
- 3 ряд - шар с примесями внутри.
Оборудование: весы с разновесами, мензурка, стакан с водой.
V. А теперь внимание! Скажите, чему равна масса вытесненной воды телом, погруженным в воду?
Правильно.
(Показываю опыт с ведерком Архимеда).
VI. Итог урока.
VII. Домашнее задание.
Используя эти знания, определите плотность своего тела (используйте для этого свою ванну). Продумайте план проведения эксперимента.
Урок окончен. До свидания.