Тема: Инфинитив.
Цель:
- Повторить глаголы.
- Использование глаголов неопределенной формы в разговорной речи.
- Повторить правила поведения в общественных местах.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте. Тема урока “Инфинитив”. Сегодня повторим глаголы, правила поведения в школе, на улице, в транспорте. На столах у вас лежат фишки, и во время работы за правильный ответ (составление предложений) каждый ученик получает по фишке. В конце уроке по количеству полученных фишек, будут поставлены оценки.
II.Актуализация.
Вспомним: в татарском языке повелительное наклонение глагола является и его корнем.
Упражнения для перевода.
1.Переведите с русского на татарский язык:
Иди - он идет (бар - ул бара) Старайся - он старается (тырыш - ул тырыша)
Говори - он говорит (?йт - ул ?йт?) Пиши - он пишет (яз - ул яза)
Верь - он верит (ышан - ул ышана) Кричи - он кричит (кычкыр - ул кычкыра)
Смотри - он смотрит (кара - ул карый) Читай - он читает (укы - ул укый)
Люби - он любит (ярат - ул ярата) Ответь - он отвечает (?авап бир - ул ?авап бир?)
Пой - он поёт (?ырла - ул ?ырлый) Пойми - он понимает (а?ла - ул а?лый)
Зайди - он заходит (кер - ул кер?) Собери - он собирает (?ый - ул ?ыя)
Зови - он зовет (чакыр - чакыра) Выйди - он выходит (чык - ул чыга)
Встань - он встает (бас - ул баса) Держи - он держит (тот - ул тота)
2. Сейчас повторим неопределенную форму глагола. Образуется с помощью добавления к корню глагола аффиксов -рга, -рг?, -ырга, -ерг?, - арга, -?рг?. Переведите:
Думать (уйларга) Говорить (?йтерг?) Видить (к?рерг?)
Спросить (сорарга) Петь (?ырларга) Писать (язарга)
Встать (басарга) Сердиться (ачуланырга) Лежать (ятарга)
Ответить (?авап бирерг?) Знать (белерг?) Играть (уйнарга)
Забыть (онытырга) Кричать (кычкырырга) Спросить (сорарга)
Читать (укырга) Понять (а?ларга) Слушать (ты?ларга)
Услышать (ишетерг?) Рассказывать (с?йл?рг?) Любить (яратырга)
3. Работа с рисунком. Глядя на рисунок, назовите глаголы в форме инфинитива, которые подходят к данному рисунку. Не забываем брать фишки. Например:
- Ул китаплар укырга ярата. (Он любит читать книги).
- ?би ч?й эч?рг? ярата. (Бабушка любит пить чай).
- А?а м?кт?пк? барырга кир?к. (Ему нужно идти в школу).
4. А теперь переведите следующие предложения (за правильный ответ - фишка):
- Укучылар д?рест? эшл?рг? тиеш. (На уроке ученики должны работать).
- Мин матур язарга тырышам. (Я стараюсь красиво писать).
- ??й к?не су коенырга яратабыз. (Летом любим купаться).
- ?ти со? йокларга ятты. (Папа поздно лег спать).
- Урманда г?мб? ?ыярга ярата. (Любит собирать грибы в лесу).
- ?би бакчада ял ит?рг? ярата. (Бабушка любит отдыхать в саду).
- Марат ?йб?т укырга тырыша. (Марат старается хорошо учиться).
- Карт кешел?рг? булышырга кир?к. (Старым людям надо помогать).
5. А сейчас переведите с русского на татарский язык:
- Он маленький, ему надо помогать. (Ул кечкен?, а?а булышырга кир?к).
- Нужно всегда умываться. (??рвакыт юынырга кир?к).
- Нужно высоко прыгать, хорошо бегать. (Биек сикерерг?, яхшы й?герерг? кир?к).
- Мне нужно написать сочинение. (Ми?а инша язарга кир?к).
- В тетради надо писать красиво. (Д?фт?рд? матур язарга кир?к).
- Можно посмотреть этот журнал. (Бу журналны карарга м?мкин).
- Сегодня должны придти гости. (Б?ген кунаклар килерг? тиеш).
- На уроке нужно отвечать. (Д?рест? ?авап бирерг? кир?к).
II.Физ.минутка.
Немного отдохнем. Я буду говорить, а вы выполните эти действия.
Матур утыр (красиво сядь), Ят (ложись). Йокла (спи). Уян (проснись). Юын (умойся). Аша (ешь). Ч?й эч (чай пей). Бас (встань). Зарядка яса (сделай зарядку). Сикер (прыгай). Й?гер (беги). Бас (встань). Матур утыр (красиво сядь).
III. Проверка домашней работы.
Проверим домашнюю работу. Нужно было написать правила поведения в транспорте, в магазине, в театре, используя глаголы в форме инфинитива. (Один ученик читает, а остальные внимательно слушают и дополняют). Например:
- Трамвайда кычкырырга ярамый. ( В трамвае нельзя кричать).
- Билет алырга кир?к. (Нужно взять билет).
- Кибетт? сатучыга р?хм?т ?йтерг? кир?к. (Продавцу в магазине нужно сказать спасибо).
- Театрда й?герерг? ярамый. (В театре нельзя бегать).
IV. Закрепление.
1.Вспомним правила поведения в школе. Например:
- Д?рест? эшл?рг? кир?к. (На уроке надо работать).
- Д?рест? кычкырырга ярамый. (На уроке нельзя кричать).
- Т?н?фест? уйнарга ярый, ? д?р?ст? ярамый. (На перемене можно играть, а на уроке нельзя).
- Т?н?фест? ашхан?г? барырга м?мкин. (На перемене можно сходить в столовую).
2. Немного поиграем. Разделимся на две команды. Каждая команда получает задание. А каждый ученик этой команды должен написать по одному предложению передать свой листочек следующему ученику. Победит та команда, которая закончит писать первой. В победившей команде каждый ученик получает по фишке.
Первая команда пишет, что нужно и можно делать на уроке. Вторая команда пишет, что нельзя делать на уроке.
3. К доске выходит один ученик и составляет рассказ по теме “Школьные правила”. Напрмер: М?кт?пт? яхшы укырга кир?к (в школе надо учиться хорошо). Д?рест? кычкырырга ярамый, эшл?рг? кир?к (на уроке нельзя кричать, нужно работать)
V. Заключение. Анализ урока.
- Б?ген нинди теманы кабатладык. (Какую тему мы сегодня повторили)?
- Нинди кагыйд?л?р турында с?йл?штек. (А каких правилах мы говорили)?
А теперь считаем фишки. Ставятся оценки от большего количества фишек, полученных на уроке.
VII. Домашнее задание.
1 группа учеников (сильная). Написать рассказ по теме «Школа», используя глаголы неопределенной формы.
2 группа учеников (слабая). Написать 8 предложений по теме «Школьные правила».