Урок окружающего мира "Наше питание", 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема. Наша пища.

Концептуальная цель. Развитие стремления к познанию самого себя и окружающего мира – мира единства человека, природы и общества.

Стратегическая цель урока. Развитие умения анализировать, размышлять, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Аудитория класса. В классе 24 человека из них 11 мальчиков. Возраст 9-10 лет. Дети способны делать логические выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Большая часть детей имеет развитый кинестетический канал восприятия. Наглядно-образное мышление развито у 12 человек, 6 детей со смешенным типом у 6 детей – понятийно-логическое.

Задачи урока

1. Выяснить, что такое питание?
2. Знать, какие питательные вещества необходимы для развития организма.
3. Выяснить, в каких продуктах содержится больше белков, жиров и углеводов.    
4. Определить значение витаминов для жизнедеятельности организма.

Проблема. Однообразное питание детей. Предпочтение отдаётся менее полезным продуктам питания.

Проблемный вопрос. Какие питательные вещества необходимы организму для полноценного развития?
Варианты ответа:

  1. Белки.
  2. Жиры.
  3. Углеводы.
  4. Витамины.

Оптимальный вариант. Для полноценного развития организму необходима пища, содержащая белки, жиры, углеводы и витамины.

Тезис урока

Если хочешь быть здоров –
Обходись без докторов.
Пища – лекарь лишь тогда,
Когда разнообразная она.

Комментарии к уроку

В начале урока дети называют тему раздела, над которым работают, вспоминают, что уже знают об организме человека. Учитель предлагает просмотреть небольшую зарисовку, чтобы определить тему урока (зарисовка состоит из фотографии, изображающей людей, принимающих пищу, зарисовка сопровождается музыкальным фрагментом).

Дети определяют тему урока. Учитель просит детей высказать своё мнение о том, что такое питание, его важность для роста и развития организма человека (Презентация).

Учитель обобщает ответы детей: Вся жизнь человека связана с непрерывным обменом веществ, происходящим в организме. На него затрачивается большое количество энергии. Эта энергия, а так же материалы для обновления и роста клеток и тканей обеспечиваются пищей. Вот почему пища - основной источник жизни любого живого существа. Хорошее состояние кожи, волос, ногтей, нормальная работа органов и систем человеческого организма – всё это и многое другое зависит от правильного питания, от приёма разнообразной пищи. При однообразном питании организм не получает нужных ему веществ, и здоровье человека начинает разрушаться. Это проявляется в виде частых простудных заболеваний, малокровия, кариеса зубов и других болезненных состояний. Что же такое разнообразная пища? Она так же держится на трёх китах, как, считали в древности, держится наша Земля.

Учитель предлагает детям выяснить, какие полезные вещества необходимы организму человека для его роста и развития. Для этого организуется групповая работа: детям необходимо изучить этикетки с упаковок продуктов питания и выяснить, какие питательные вещества указаны на упаковках. Все результаты групповой работы помещаются на доску, обсуждаются, делается вывод о питательных веществах необходимых для полноценного питания.
Эти киты – белки, жиры и углеводы. Кроме того, организм человека постоянно нуждается в минеральных солях, витаминах и воде. Ни одно из основных веществ пищи нельзя заменить другим.
Белки – необходимы для построения мышц, обновления клеток, выработки гормонов и т. д. Если человек не получает достаточного количества белков, то его физическая и умственная работоспособность снижается, увеличивается потребность во сне, ускоряется старение.
К основным питательным веществам относятся также жиры. В организме они превращаются в энергию. Жиры бывают растительные и животные. Если человек получает с пищей слишком много жиров, их энергия полностью не тратится, и они откладываются в виде запасов, образуя толстый слой подкожного жира. Иногда жир откладывается вокруг внутренних органов – сердца, почек, затрудняя их работу.
Углеводы (сахар, крахмал) являются третьим основным пищевым веществом. Люди, занятые физическим трудом, активно занимающиеся спортом, могут потреблять больше углеводов, чем те, кто мало двигается, больше сидит за письменным столом, телевизором, компьютером. Избыточное количество сахара приводит к излишней полноте, ожирению, сахарному диабету и другим болезням.
К углеводам  относится также и крахмал. Он усваивается не так быстро, как сахар, но тоже может стать причиной избыточной массы тела и других неприятностей, особенно для любителей булочек, сдобы, пирожков, блинов и пончиков.

Учитель предлагает детям продолжить работу в группах. Детям необходимо выяснить, какие продукты богаты белками, какие жирами, какие углеводами и витаминами. Для этого им необходимо проанализировать таблицу, в которой указаны продукты питания и содержание в них белков, жиров и углеводов (Приложение 2).
Далее каждой группе предлагается к названию питательных веществ (прикреплённым на доске) соотнести названия продуктов питания, размещённым по стенам и другим предметам классной комнаты. Обобщается весь наработанный материал о питательных веществах и их наличие в продуктах питания.

Учитель предлагает ответить на следующий вопрос, зачем важно знать, в какой пищи какие полезные вещества находятся? Ведётся разговор о том, какую пищу можно назвать полезной, что такое витамины, в каких продуктах  находится больше всего витаминов.

Учитель предлагает детям составить тезис урока. Предлагает свой вариант. Проходит обсуждение. Делаются выводы о необходимости того, чтобы пища была разнообразной.  Учитель просит оценить питание детей дома, в школе, сделать выводы.

Проводится рефлексия урока: В чём полезность урока для каждого ребёнка? О чём заставил урок задуматься?

Учитель предлагает на выбор домашнее задание.

  1. Проанализировать завтрак, обед и ужин семьи: каких полезных веществ больше поглощает семья, является ли питание разнообразным, не забывают ли об употреблении витаминов.
  2. Нарисовать памятку, в каких продуктах, какие полезные вещества (с.146)
  3. Выяснить, какими витаминами богаты овощи и фрукты.