Тема: «Внутренний мир русской избы»
Цель: познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома; сформировать понятия духовное и материальное.
Задачи
Образовательная: формировать практические навыки работы с художественными материалами;
Развивающая: развивать творческую и познавательную активность;
Воспитательная: воспитывать любовь к Родине и народной культуре.
Оборудование для учащихся: альбом, карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, иллюстративный материал по теме: «Интерьер русской избы».
Зрительный ряд: примеры интерьеров крестьянского жилища.
Музыкальный ряд: русская народная песня «В низенькой светелке».
Структура урока
- Организационная часть.
- Актуализация опорных знаний.
- Формирование новых знаний.
- Практическая работа.
- Закрепление знаний.
- Итог урока.
- Домашнее задание, завершение урока.
Ход урока.
1. Организационная часть.
2. Актуализация опорных знаний.
- Напомните, ребята, пожалуйста, о чем шла речь на прошлом уроке? (Ответы учащихся. Тема «Декор русской избы».)
Сегодня мы с вами должны ответить на следующие вопросы:
- по каким принципам украшался интерьер крестьянского дома?
- зачем люди украшали свои жилища?
3. Формирование новых знаний.
А сейчас отгадайте загадку:
Всем, кто придет, всем, кто уйдет, руку подает. (Дверь)
- Итак, мы входим в избу, пахнущую хлебом, деревом, травами. А теперь посмотрим по сторонам, что мы там можем увидеть? В этом нам поможет следующая загадка:
Два брата всегда видятся, а вместе не сойдутся. (Пол и потолок)
Внутренний мир крестьянского дома тоже был наполнен символами, а все его пространство отражало принцип устройства мира. Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.
Скажите, ребята, а как могли украшаться потолок и стены? (Потолок часто украшался символами солнца, стены – растительным орнаментом.)
Внутреннее обустройство дома было различным, но археологи находят общие черты планировки избы. Что является одним из основных предметов внутреннего убранства крестьянского жилища? Вы ответите, отгадав загадку:
Под одной шляпой четыре брата стоят. (Стол)
К столу относились с уважением и называли «Божьей ладонью», именно поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям. Непременным элементом всех крестьянских праздников и торжеств являлось застолье (за столом). Семья собиралась вокруг стола, как бы показывая этим свое единство. Вдоль стен были расположены широкие лавки. На них и сидели, и спали. А знаете, чем они отличались от скамьи? (Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.)
Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.
Что вы понимаете под словом материальный? (Это мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья и благосостояния)
Что это за материальный центр дома? Об этом следующая загадка:
Что из угла в угол не переставишь? (Печь)
Как вы, ребята, думаете, почему печь – материальный центр дома? (Печь – кормилица, защитница от голода, лекарь от болезни)
С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считадось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.
В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки.(«По щучьему велению», «Илья Муромец», «Гуси – лебеди», и т.д.)
Печь в доме располагалась по диагонали от духовного центра дома.
Что вы понимаете под словом духовный? (Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями.)
Духовный – от слова «душа». Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Угол, в котором располагались иконы, называли «красным».
Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами «красный угол», снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением, а уже потом только здоровался с хозяевами.
«Красный угол» указывал на полдень, на свет, на восход, на красную или божью силу.
Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, посудные полки, сундуки. В сундуках крестьяне хранили одежду. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами.
Итак, мы с вами побывали в крестьянской избе.
4. Практическая работа.
А теперь давайте посмотрим, какие иллюстрации вы принесли.
Выполняю рисунок – схему на доске с объяснением. (см. Приложение).
Используя мой рисунок и ваши иллюстрации, придумайте свою композицию интерьера избы.
Объяснение последовательности выполнения работы.
Самостоятельная работа учащихся.
5. Закрепление знаний.
Ребята, ответьте на вопросы:
- по каким принципам украшался интерьер крестьянского дома?
- зачем люди украшали свои жилища?
Скажите, можно ли обставить современную квартиру так, как обставляли избу? Ответ обоснуйте.
6. Итог урока.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
7. Домашнее задание:
- подобрать иллюстрации по теме: «Предметы народного быта»
Урок окончен.