Конспект урока ИЗО в 5-м классе по программе "Изобразительное искусство и художественный труд" под руководством Б.М. Неменского, тема "Внутренний мир русской избы"

Разделы: МХК и ИЗО


 

Тема: «Внутренний мир русской избы»

Цель: познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома; сформировать понятия духовное и материальное.

Задачи

Образовательная: формировать практические навыки работы с художественными материалами;
Развивающая: развивать творческую и познавательную активность;
Воспитательная: воспитывать любовь к Родине и народной культуре.

Оборудование для учащихся: альбом, карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, иллюстративный материал по теме: «Интерьер русской избы».

Зрительный ряд: примеры интерьеров крестьянского жилища.

Музыкальный ряд: русская народная песня «В низенькой светелке».

Структура урока

  1. Организационная часть.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Формирование новых знаний.
  4. Практическая работа.
  5. Закрепление знаний.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание, завершение урока.

Ход урока.

1. Организационная часть.

2. Актуализация опорных знаний.

- Напомните, ребята, пожалуйста, о чем шла речь на прошлом уроке? (Ответы учащихся. Тема «Декор русской избы».)

Сегодня мы с вами должны ответить на следующие вопросы:

- по каким принципам украшался интерьер крестьянского дома?
- зачем люди украшали свои жилища?

3. Формирование новых знаний.

А сейчас отгадайте загадку:
Всем, кто придет, всем, кто уйдет, руку подает. (Дверь)

- Итак, мы входим в избу, пахнущую хлебом, деревом, травами. А теперь посмотрим по сторонам, что мы там можем увидеть? В этом нам поможет следующая загадка:

Два брата всегда видятся, а вместе не сойдутся. (Пол и потолок)

Внутренний мир крестьянского дома тоже был наполнен символами, а все его пространство отражало принцип устройства мира. Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

Скажите, ребята, а как могли украшаться потолок и стены? (Потолок часто украшался символами солнца, стены – растительным орнаментом.)

Внутреннее обустройство дома было различным, но археологи находят общие черты планировки избы. Что является одним из основных предметов внутреннего убранства крестьянского жилища? Вы ответите, отгадав загадку:

Под одной шляпой четыре брата стоят. (Стол)

К столу относились с уважением и называли «Божьей ладонью», именно поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям. Непременным элементом всех крестьянских праздников и торжеств являлось застолье (за столом). Семья собиралась вокруг стола, как бы показывая этим свое единство. Вдоль стен были расположены широкие лавки. На них и сидели, и спали. А знаете, чем они отличались от скамьи? (Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.)
Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Что вы понимаете под словом материальный? (Это мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья и благосостояния)

Что это за материальный центр дома? Об этом следующая загадка:

Что из угла в угол не переставишь? (Печь)

Как вы, ребята, думаете, почему печь – материальный центр дома? (Печь – кормилица, защитница от голода, лекарь от болезни)

С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считадось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.
В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки.(«По щучьему велению», «Илья Муромец», «Гуси – лебеди», и т.д.)
Печь в доме располагалась по диагонали от духовного центра дома.

Что вы понимаете под словом духовный? (Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями.)

Духовный – от слова «душа». Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Угол, в котором располагались иконы, называли «красным».
Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами «красный угол», снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением, а уже потом только здоровался с хозяевами.
«Красный угол» указывал на полдень, на свет, на восход, на красную или божью силу.
Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, посудные полки, сундуки. В сундуках крестьяне хранили одежду. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами.
Итак, мы с вами побывали в крестьянской избе.

4. Практическая работа.

А теперь давайте посмотрим, какие иллюстрации вы принесли.
Выполняю рисунок – схему на доске с объяснением. (см. Приложение). Используя мой рисунок и ваши иллюстрации, придумайте свою композицию интерьера избы.
Объяснение последовательности выполнения работы.
Самостоятельная работа учащихся.

5. Закрепление знаний.

Ребята, ответьте на вопросы:

- по каким принципам украшался интерьер крестьянского дома?
- зачем люди украшали свои жилища?
Скажите, можно ли обставить современную квартиру так, как обставляли избу? Ответ обоснуйте.

6. Итог урока.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

7. Домашнее задание:

- подобрать иллюстрации по теме: «Предметы народного быта»

Урок окончен.