Атмосфера актуализации переосмысливания жизни в Украине требует нового педагогического взгляда и изменения в направлении воспитателя и самовоспитания творческого, конкурентоспособного человека.
Сегодня стало очевидным, что решение многих задач, которые стоят перед нашим обществом, невозможно без реализации резервов творческих способностей и возможности каждого ребёнка.
Основным направлениям сегодняшнего дня стало представление о ребёнке, как об одарённой личности, которая самостоятельно выбирает свои действия и решения, достигает существенного уровня умственного развития.
Все это возможно при условии раннего развития и обучении ребёнка.
Ранее развитие - это интенсивное развитие ребёнка в раннем возрасте. Это активная позиция взрослого по отношению к ребёнку, в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, кропотливый труд постоянной “включённости” в детскую жизнь, постоянного творческого направления. Это путь к взаимопониманию между взрослым и ребенком. Это стремление наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества.
На сегодняшний день существует огромное множество различных методик, которые обещают быстрое и беспроблемное обучение чтению. Очень трудно выбрать ту, которая действительно окажется приемлемой для ребёнка. Следует помнить, что большинство из них расчитанно на ребёнка старшего дошкольного возраста. Что же подойдёт малышам?
Ознакомившись с различными методиками, мы пришли к выводу, что для детей раннего возраста наиболее подойдёт система раннего развития и обучения детей по методу Н. А. Зайцева. Николай Александрович предлагает отказаться от вербально-фонемного принципа овладения чтения, как технологии, негативно отражающейся на психомоторном развитии ребёнка и его здоровье, и вернуть в современную педагогику складовой метод обучения, имеющий давние традиции в русском языке.
Пособия Н. А. Зайцева существенно отличается от других пособий.
Это увлекательная игра, позволяющая детям все время находится в движении. Данная методика может использоваться как самостоятельно так и в сочетании с разнообразными имеющимися и наработанными методика.
Узнав буквы, ребёнок стремится материализовать их на письме. Этому и помогают разноцветные, звучащие кубики и клеточки таблицы.
Николай Александрович утверждает: начинать обучение чтению надо раньше, тогда быстрее выявим тех, кому труднее. Ребёнок трёх-пяти лет значительно пластичнее, чем семилетка, поэтому обучение начинать нужно с этого возраста.
Изучив методику Н. А. Зайцева, мы решили провести эксперимент по проблеме раннего развития и обучения по данной методике.
В процессе работы я на практике убедилась, что методика Н. А. Зайцева позволяет решать не только задачу обучения чтению, но и множество других, самых разнообразных развивающих задач.
Прописывание слов по таблице и кубиками позволяет детям быстрее и легче усвоить грамматику русского языка.
Без всяких терминов и словесно-логических пояснений дети усваивают особенности твёрдых и мягких, глухих и звонких, сходство и различие между ними.
Работа с кубиками позволяет так же вести работу по коррекции звукопроизношения. Наблюдая за собой и другими ребятами, различая руками, глазами, помня телом местонахождения складов, которые он не различал на слух или плохо выговаривал, ребёнок в большинстве случаев сам себе выправляет произношение. Для этого с плохо выговаривающими какой либо звук детьми я использовала кубики и колонки в таблице, содержащие этот звук. Мы пропевали попевки, придумывали и писали слова с этим звуком.
Различные складовые игры, как и игры с кубиками позволяют научить ребёнка думать самостоятельно, рассуждать и анализировать. Развивают внимание и память, логическое мышление, помогают пополнить и активизировать словарь малыша.
Работу по обучению грамоте с помощью методики Зайцева я начала в феврале прошлого учебного года. На момент начала обучения старшим детям было 3г.5м., а младшим-2г.9м.
На первом этапе я ставила перед собой цель познакомить детей со складовыми кубиками и таблицами, научить детей ориентироваться в нахождении заданного склада, показать процесс превращения звуков в знаки.
Детям была дана возможность поиграть с кубиками, послушать, как они звенят. В процессе игры мы озвучивали каждый кубик: “ У кубика есть своя песенка. У большого кубика большая песенка, а у маленького, маленькая: МА-МО-МУ-МЫ-МЭ-М; мя-мё-мю-ме-ми-мь.” Одновременно пропевали склады по таблице. Дети быстро запомнили ритмичные попевки и пели их самостоятельно во время игр, а так же дома.
Появились вопросы у родителей. Я провела родительское собрание, на котором познакомила родителей с методикой Зайцева, показала небольшое занятие. Родители с интересом и пониманием восприняли мою работу и стали моими надёжными помощниками. Я изготовила отдельные песенки на каждый кубик и, уходя, домой, дети просили дать им песенку. Родители перед выходными тоже спрашивали: “ А нам песенку?”
Постепенно я учила детей соотносить звуки с буквенным эквивалентом, задерживать указку на произносимом складе, находить нужный склад по таблице и на кубике,ставить нужный склад лицом к себе. В процессе игры давала задания: построить из кубиков мостик, но так, чтобы на нас смотрели склады с одинаковой второй буквой (МА-ПА-РА-ЖА-ТА; тя-дя-ля-вя), кто быстрее найдёт склад с “е” (У, и, Ы…). Одновременно я показывала детям, что кубиками можно писать слова. Мы писали имена детей, имена родителей, слова по желанию детей. Письмо кубиками я включала, как элемент занятия: прописывала тему занятия, количество предметов: “один”, “много”, величину, название игрушек, приходивших на занятия. Когда дети научились подбирать нужные кубики, мы стали пробовать писать простые слова: МАМА, ПАПА, ДОМ, КОТ, дети, зиМА и т. д. Чтобы поддержать у детей интерес и способствовать более быстрому запоминанию складов я изготовила складовые игры “Чей голос?”, “Парные картинки”. Кроме таблиц и кубиков я использовала складовые картинки, разработанные Н. А. Зайцевым.
Работа со складовыми картинками показала, что ребята быстрее привыкают охватывать глазами всё слово целиком мгновенно производить его анализ и осуществлять по сумме признаков синтез, выражающийся в узнавании слова и быстром его прочитывании. Сначала мы с детьми “прочитывали” несколько карточек, а затем, я переворачивала карточки картинками вниз и просила найти, что либо из “прочитанного”. При первом знакомстве со складовыми картинками дети стали находить слово через несколько дней. Через две недели процесс сократился до двух - трёх показов. На основе складовых картинок я изготовила игры: “Кто что ест?”, “Кто где живёт?”, “Найди маму”.
Кроме того, я сделала надписи к предметам, окружающим детей в группе: “СТОЛ”, “КНИГИ”, “СПАЛЬНЯ”, и т. д. Постоянно видя эти слова, дети вскоре узнавали их без подсказок, среди других слов, прописывали кубиками. На первом этапе работа велась в основном индивидуально, по два-три человека утром и во второй половине дня; игры со складовыми картинками проводились небольшими подгруппами восемь-десять детей. Через четыре месяца работы, я получила первые результаты: дети могут ориентироваться по складовой таблице и кубикам, умеют находить заданный склад. Двое ребят могут самостоятельно найти кубики для простых двух-трёх складовых слов: МАМА, ПАПА, лиСА…, могут их прочитать. Можно сказать, что поставленная на данном этапе задача выполнена. В процессе работы я столкнулась с тем, что детям быстрее и легче ориентироваться по таблице и целым словам, чем по кубикам. Поэтому, основная работа первого этапа велась в основном с таблицей и складовыми картинками, периодически используя кубики.
Основной работой второго этапа стала работа с кубиками. Я учила детей самостоятельно прописывать кубиками слова. Сначала это были собственные имена детей, письмо по образцу, затем самостоятельное письмо. Необходимо было научить детей производить анализ и синтез слова, научить определять порядок складов в слове, выделять отдельные склады, находить нужный кубик, выкладывать слово слева на право.
Для этого я прописывала слова по таблице, а дети одновременно со мной выкладывали их кубиками. Так же я использовала складовые картинки: дети писали слово, списывая его с надписи к картинки.
Результативность этого процесса значительно повысили игры: “Достань слово”, “ Поезд”. Детям очень нравятся эти игры, так как выполнение заданий связано с разнообразными движениями.
Продолжается работа со складовыми картинками и играми на их основе: “Помоги бабушке собрать урожай”, “Варим борщ”, “Кто где живёт”, “Куда летал Журавлик” и т.п.
От отдельных слов я постепенно стала переходить к простым предложениям, одновременно знакомя детей с заглавной буквой и ударением. Дети быстро поняли, что такое “ударение” и стали ставить значок на место.