Какие бывают животные

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: Познакомить детей с классификацией мира животных. Научить правильно определять принадлежность животного к той или иной группе. Отметить характерные признаки каждой выделенной группы животных. Развивать мышление, стимулировать интерес к познанию мира живой природы. Воспитывать ценностное отношение к природе своего края. Развивать технику выразительных движений в воспитании эмоций через отображение животного мира.

Словарная работа: закрепление названий классификационных групп животных (насекомые, птицы, рыбы, звери).

Оборудование и материалы: Картинки с изображением насекомых, разрезанные по принципу мозаики; магнитофон с кассетой, на которой записаны голоса птиц (при проведении занятий весной), видеозапись “Птицы зимой” (при проведении занятий в зимний период); картинки с изображением зверей; конверт с листом бумаги; 4 картонных домика – символа; листы бумаги с точками – контурами изображения зверей; картинки с изображением зимующих и перелетных птиц нашего края; картинки с изображением насекомых, птиц и зверей нашего края, которые находятся под угрозой исчезновения и нуждаются в особой охране; модели обобщенных признаков всех групп животных.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, хотите послушать и поучаствовать в интересной сказке?

Сказка

Далеко в море на одном волшебном острове жили различные животные. Как-то раз захотели они построить себе дома. Этим островом правила красавица – фея. Пришли к ней животные и стали просить построить им по домику. Фея очень удивилась и ответила им так: “Вас слишком много и если каждому построить по домику, то на нем совсем не останется места, где можно было бы гулять среди деревьев и цветов. Я построю вам четыре больших, красивых дома, а вы посмотрите, кто из вас друг на друга похож, найдите, что вас объединяет и расселитесь в них”.

Воспитатель. Животные растерялись, не знают, что им дальше делать. Решили так: - попросим ребят из детского сада помочь, а то самим не разобраться. Через меня они передали эту просьбу, а ответ просили прислать в письме. Поможем, животным ребята? Я же, в свою очередь, помогу разобраться вам.

Воспитатель. Давайте представим, что мы сейчас находимся на волшебном острове. Чтобы узнать, кого мы сейчас поселим в первый дом, попробуйте собрать вот эти картинки (раздает разрезанные по принципу мозаики картинки)

Воспитатель. Что у вас там получилось?

Дети. Перечисляют (бабочка, жук, муха и т. д)

Воспитатель. Как их всех можно назвать одним словом?

Дети. Насекомые

Воспитатель. На Земле существует огромное множество самых разных насекомых. Как вы думаете, что их объединяет, чем они похожи между собой? (демонстрация модели). Дети находят черты сходства между насекомыми.

Воспитатель. Где живут насекомые, как они передвигаются, куда исчезают зимой?

Вот наш первый дом, подойдите и поселите в него своих насекомых (дети складывают картинки в первый дом)

Воспитатель. Чтобы определить обитателей второго дома, давайте прослушаем магнитофонную запись и представим себе этих животных (дети слушают запись голосов птиц)

Дети. Это птицы

Воспитатель. Верно, а сейчас подойдите к столику. На нем разложены картинки с изображением птиц. Возьмите каждый по картинке поднимите и назовите изображенную на ней птицу.

Воспитатель. Кажется, что птицы такие разные, однако все они похожи между собой. Давайте подумаем чем? (демонстрация модели)

Дети. Ищут признаки сходства между птицами

Воспитатель. Где живут птицы, как они предвигаются, куда исчезают зимой некоторые птицы? Покажите, есть ли у нас в живом уголке птицы, как они называются? Так кого можно поселить во второй домик? (Дети отвечают и помещают картинки с изображением птиц во второй домик).

Воспитатель:Узнать обитателей третьего дома на острове вам поможет загадка:

“Жабрами вздохнула, хвостиком махнула, чешуей в воде сверкнула”

Дети. Это рыба

Воспитатель. Верно, почему же мы можем поселить всех рыб в один домик? Что общего между ними? (демонстрация модели). Среда обитания рыб – вода, они не могут жить в воздухе или под землей. Что ж, вот и определились жильцы третьего домика (показывает на домик-символ).

Воспитатель. Не заселенным у нас остался всего один дом. Кто же там будет жить? Вот вам подсказка. Подойдите к мольбертам, на которых нарисованы точки. Эти точки волшебные. Если их соединить, получится какое-либо животное. (Дети соединяют точки). Назовите животных, которые у вас получились?

Дети. Заяц, слон, верблюд и т. д.

Воспитатель. Как их можно назвать одним словом? Давайте поищем черты сходства между ними (демонстрация модели). (Дети находят признаки сходства).

Воспитатель. Попробуйте назвать сказки, персонажами в которых выступают звери? (Дети называют: “Машенька и медведь”, “Три медведя”, “Теремок” и т. д.). Мы теперь знаем, кто будет жить в четвертом доме. Кто же это, ребята? Молодцы, всех животных расселили по домам. Теперь осталось сложить домики в пакет и отправить письмо на остров (складывают). Вы помогли животным, ребята, и теперь вас ожидает сюрприз.

Звучит музыка, входят дети, одетые в костюмы различных животных: бабочка, рыба, петух с курицей, лиса, медведь, волк. Исполняют танцы, передавая движениями образ животного.