Цели урока:
- Познакомить учащихся с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь.
- Научить: - уместно употреблять вежливые слова,
- Вежливо приветствовать, прощаться, благодарить, выражать просьбу.
- Воспитывать уважение к старшим и доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
- выставка рисунков учащихся,
- пословицы,
- таблицы с этикетными словами,
- игрушки сказочных героев,
- микрофон,
- видеозапись мультфильма “38 попугаев” и песни “Улыбка”.
Ход урока
I. Орг. момент. Вступительное слово учителя.
-Сегодня мы продолжим путешествие по нашему дворцу Красноречия, но сначала речевая разминка.
II. Речевая разминка.
1.Дыхательная гимнастика
- свеча (глубокий вдох - медленно дуем на воображаемое пламя свечи),
- погаси свечу (короткими толчками выдохнуть воздух: фу! Фу! Фу!)
- надоедливый комар (продолжительный выдох с произнесением звука З-З-З, руки в стороны, медленно соединяйте руки, не спугните комара, хлопок.)
- весело, грустно (тянем звук С меняя положение губ)
2. Артикуляционные упражнения
-работа со скороговорками (произнести текст скороговорок, записанный на карточке, как диктор телевидения)
В четверг четвёртого числа в четыре четверти часа от топота копыт пыль по полю летит: то послали Сеню с донесеньем. Голова у Сени с лукошко, а мозгу не крошки. Доскакать доскакал, да всё не так рассказал: рассказал, что не 33 корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали; что Прокоп не варил свой укроп, а съел у Малаши всю сыворотку из-под простокваши да ещё пирог с грибами, чтоб держать язык за зубами.
III. Постановка проблемы.
Итак, мы продолжаем с вами увлекательное путешествие по необыкновенному дворцу Красноречия…
Вспомните богиню красноречия? (Пейто)
- Сегодня мы пройдём с вами в новый зал (новый раздел)
- Как называется этот раздел?
вежливое общение
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом разделе? (Открываю доску.)
- Определите тему урока? Прочитайте слово по первым буквам.
что такое вежливость
- А как вы думаете, что такое вежливость? (Ответы детей)
Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе.
Вежливый человек - учтивый, внимательный, с ним легко установить и поддержать контакт.
IV. Работа по учебнику. С.96
Прочитайте отрывок из стихотворения Л. Щипахиной и подумайте над его смыслом.
- В чём заключается смысл стихотворения?
Поэтесса благодарит за доброе слово, оно для нас дороже всего на свете.
Вывод: Итак, добрые слова – а к ним относятся и вежливые слова – поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его деликатности, такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается. Именно поэтому добрые слова дороже, чем горсть серебра. Поэтому не надо скупиться на добрые слова, надо стараться не огорчать людей своим невниманием, а делать так, чтобы людям, которые окружают вас, было приятно, удобно – хорошо.
Прочитайте обращение поэта.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
(В. Солоухин)
- Какие же вежливые слова рождают тепло души?
- Считаете ли вы себя вежливым человеком?
V. Риторическая задача.
1) Задание с.98
- Итак, что же такое вежливость? – спрашивает крокодил Гена. Ему отвечают посетители музея Дворца Красноречия.
а) - Оцените ответ Чебурашки. ( Ответ детей. Вежливость – это вежливая речь, которую приятно слушать собеседнику)
б) Что считает вежливостью Лев Чандр? (Он считает, что вежливость – это вежливые привычки, манеры, поступки, т.е вежливое поведение)
Послушайте стихотворение “Ежели вы вежливы” (Читают подготовленные дети)
Ежели вы
Вежливы
И к совести не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите
Старушке.Ежели вы
Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду.Ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – То есть самиИ ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.И ежели вы
Вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.
И ежели вы
Вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.И ежели вы
Вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Знал одного ребенка я.Гулял он с важной нянею,
Она давала тонкое
Ребенку воспитание.
Был вежлив
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших
Мячик,
Он их благодарил,
“Спасибо” говорил.Нет, ежели вы
Вежливы,
То вы благодарите;
Но мячика
У мальчика
Без спроса
Не берите!
- О каких манерах и привычках вы услышали?
Вежливое поведение поднимает настроение людей, облегчает их жизнь. А это очень важно.
.в) Что говорит собачка Тоби?
Вежливость – это и волшебные слова: “пожалуйста”, “извините”, “спасибо”.
А как мы называем эти слова? (этикетные слова и выражения)
-Назовите слова приветствия
Здравствуйте
Добрый день!
Доброе утро!
Добрый вечер!
Привет!
(Дети читают стихи)
- Добрый день! – тебе сказали.
Добрый день! - ответил ты
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
г) - Назовите слова благодарности
спасибо
благодарю
большое спасибо
(дети)
За что мы говорим “спасибо”?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
Кому сказали? Сколько раз?
Историческая справка о слове спасибо.
“Слово “спасибо” известно в русском языке с ХVI века. Оно произошло от слов “спаси бог”. Теперь “спасибо” - новое слово.
В конце второго слова исчезла буква “Г”, и из двух слов образовалось слово “СПАСИБО”, которое обозначает следующий смысл: “Я вас благодарю и желаю вам всех благ”.
д)- Назовите слова просьбы
будьте добры
пожалуйста
будьте любезны
не могли бы вы
(дети)
Отменить, что ли слово “пожалуйста”?
Повторять ли его поминутно.
Нет, пожалуй, что без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.
е) – Назовите слова извинения
извини (те)
прости (те)
виноват (а)
я не хотел (а) вас обидеть
- Назовите слова похвалы
я хвалю твоё терпенье
мне нравится…
ты такой…
2) Риторический анализ
Внимательно посмотрите эпизод из мультфильма и оцените поведение и речь героев (просмотр отрывка из мультфильма “38 попугаев”)
- Какие этикетные слова используют герои?
- Вежливы ли они?
3) Риторическая игра.
Я проверю, как вы усвоили этикетные слова.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (спасибо)Зазеленеет старый пень
Когда услышит… (добрый день)Если больше есть не в силах
Скажем маме мы… (спасибо)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…… (простите, пожалуйста)И во Франции, и в Дании
На прощание говорят… (до свидания)
- Я очень рада, что вы знаете вежливые слова и умеете их применять.
ё) - Что же сказала Мартышка?
VI. Беседа о значении несловесных средств.
1. Одних слов очень часто бывает мало. Нужны не только добрые слова, но и добрые дела, мимика, жесты, улыбка. Оказывается, при разговоре люди придают словам лишь 7% значимости, интонации 38%, а мимике и жестам 55%.
Один неправильный жест может полностью изменить смысл произнесённых слов. Особенно высоко ценится в общении улыбка.
(звучит песня “Улыбка”).
- В каких ситуациях особенно важно улыбнуться собеседнику? (Приветствие, в гостях, благодарность, извинение)
2. Прочитайте слова Слоненка и Пони. Вежливость – это добрые слова и добрые дела.
Вопросы:
- Всегда ли вы уступаете место старшим в автобусе?
- Пропускаете ли вы вперед младших школьников – при входе в школу, в столовую?
- Выполняете ли вы просьбы старших?
а) Задание с. 99.
- Какой ответ тебе больше всего понравился?
б) Сообщение учителя:
Слово вежливый образовалось от древнерусского слова “вежа”, с помощью суффикса “лив”. “Вежа” - знаток (“ведать” - знать). Буквальное значение слова “вежливый” - знающий, как себя вести.
Посмотрим. Что обозначает слово вежливость в словаре по этике.
Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
в)- Как бы вы ответили на вопрос Гены?
Интервью (Ученик проходит по классу и берёт интервью у учащихся, в руках у него микрофон)
VII. Итог урока. Прочитайте пословицу: “Вежливость ничего не стоит, но приносит многое”
- Как вы её понимаете?