Цели:
- Реализация принципа умственного развития учащихся.
- Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся; привитие навыков самостоятельного поиска новых закономерностей, пробуждение их любознательности; развитие культуры коллективного умственного труда.
- Формирование и развитие интереса учащихся к занятиям математикой и информатикой, расширение кругозора учащихся.
Тип занятия:
- дидактическая игра (две команды и болельщика).
Оборудование:
- компьютер, листы Мёбиуса, презентация, таблички для жюри, 2 тарелки.
(На доске написано меню.)
Салаты:
- Мышь под шубой.
- Математическое ассорти.
Первые блюда:
- Компьютерный рассольник.
- Уха арифметическая.
Вторые блюда:
- Лист Мёбиуса.
- Мониторная запеканка.
Напитки
- Информационный коктейль.
Десерт.
ХОД ЗАНЯТИЯ
(На экране слайд “Реклама кафе”). <Приложени 4>
- Здравствуйте! Сегодня мы присутствуем на открытии первого в нашей школе научного кафе для продвинутых пользователей и для начинающих Юзеров “Цифровой микс”.
Рецепт фирменного пирога “Цифровой микс”
Для коржей:
Берем 1/2 учебы в 9 классе,
Добавляем 3 стакана жизни на школьном сайте,
Добавить 2-3 победы в конкурсах, замесить тесто и
поставить в теплое место.
Для начинки:
2 столовых ложки NFS,
1 чайная ложка Fifa 0.8,
щепотка Sims,
на кончике ножа Counter-Strike
Косынка по вкусу.
Начинка равномерно прокладывается между
коржами.
Крем:
5 ст.л юмора,
4 ст.л хорошего настроения,
10 ст.л оптимизма. Взбить миксером до пышной массы
и украсить пирог.
Логин. Регулярное употребление пирога стимулирует работу мозга, что способствует повышению рейтинга девятиклассника.
Всегда ваш ДоменRU.
Вступительное слово учителя.
- Для полноценной работы кафе необходима слаженная и опытная команда профессионалов во главе с шеф-поваром так как в дальнейшем мы намеренны нашим посетителям предлагать только самые научные блюда.
- Так же вы увидите ролики с фирменными рецептами от других претендентов, не прошедших в финал.
- Уважаемые гости вам предоставляется ответственная роль - дегустировать и оценивать приготовленные блюда.
- Работу кафе начинаем с утверждения шеф повара.
I. Мастер-класс от шеф повара “Мышь под шубой”
- Предоставляем возможность каждой команде приготовить салат. Мышь – универсальное устройство ввода, существенно облегчающее работу.
- Получите продуктовую корзину (детали от старого компьютера, винтики, шурупы, и главное – мышки) и займите место у рабочего стола.
1. Из предложенного набора приготовить салат
- Пока команды заняты приготовлением салата, послушаем старинный рецепт, один из самых первых в истории научной кулинарии, приготовления мышки.
Историческая справка “Изобретение мыши” (рассказывает ученик)
9 декабря 1968 года считают “днем рождения” компьютерной мыши: в этот день состоялась ее первая публичная презентация. Американские ученые под руководством Дугласа Энгельбарта предложили графическую среду которая управлялась специальным устройством Жуком-. Это была Первая мышь, она же “индикатор позиций х и y”, она же манипулятор, выглядела как деревянная коробочка, которая перемещалась по столу на металлических колесиках, курсор перемещался только по горизонтали и вертикали.. Устройство выглядело как мышь с хвостом, и это название прижилось. Первая мышь была сделана руками аспиранта по имени Билл Инглиш.
С течением времени конфигурация мыши претерпела значительные изменения. Появился новый модельный рад: оптическая мышь, лазерная, беспроводная.
2. А теперь за компьютером попробуем на скорость открыть текстовый документ, на рабочем столе не пользуясь манипулятором.
3. Защитить свое произведение.
- У нас уже одно блюдо готово.
- Пока жюри подводит итоги конкурса, предлагаем Вашему вниманию видео рецепт от МИШИ - приготовления блюда “фаршированный принтер”. (На экране ролик 1). <Приложение 3>
II. “Математическое ассорти” <Приложение 2>
- Следующее блюдо в нашем меню “Математическое ассорти”.
На слайде по времени появляются задания и поочередно исчезают. Команды выполняют задания в своих “тарелках”.
Первый компонент “Решение неравенства”: каждой команде необходимо решить неравенство.
- Решите неравенство x2-6x+8>0.
- Как называется наглядное изображение
функциональной зависимости? (График)
- Назовите ученого, который написал самый первый учебник по геометрии. Он однофамилец известного греческого медика? (Гиппократ)
- Сколько треугольников изображено? (15)
- Вопрос: Какая геометрическая фигура была отличительным знаком пифагорейцев? (Правильный невыпуклый звездчатый 5-угольник – пентаграмма.) (слайд 4 – варианты ответов)
- Прежде чем в тарелке появится
дополнительный компонент, посмотрим на экран.
Внимание правильный ответ.
Одной из первых и самых известных философских (а
позднее математических) школ была пифагорейская
(VI – V в.в. до н. э), названная в честь своего
основателя Пифагора.
- Выигрывает в этом конкурсе та команда, в тарелке которой окажется больше компонентов.
Пока жюри подводит итоги конкурса.
- Мы вам предлагаем посмотреть видео рецепт приготовления блюда “Суши из клавиатуры” (На экране ролик 2.)
3. Компьютерный рассольник. <Приложение 6>
-Перейдем к горячим блюдам.
-Предлагаем приготовить командам компьютерный рассольник за 3 минуты из готовых наборов.
Задание: В папке Компьютерный рассольник откройте файл “Суповой набор”. В данном кроссворде слова написаны произвольным образом, кроме диагонали. Необходимо найти зашифрованные слова и записать их на бумаге. Можно использовать рецептом – подсказкой (распечатка на столе).
-Перечислите наборы, которые вы использовали при приготовлении блюда.
к |
й |
а |
й |
л |
р |
е |
т |
р |
а |
б |
е |
ы |
и |
ф |
к |
о |
м |
п |
ь |
и |
ф |
о |
л |
л |
к |
б |
а |
й |
т |
а |
р |
х |
м |
р |
а |
р |
с |
р |
е |
п |
с |
а |
к |
и |
о |
п |
к |
я |
д |
и |
с |
к |
е |
т |
а |
в |
м |
е |
и |
ч |
н |
и |
в |
п |
р |
и |
н |
а |
а |
т |
г |
е |
ы |
м |
с |
к |
а |
н |
т |
т |
р |
р |
о |
с |
ш |
м |
о |
н |
и |
е |
е |
о |
у |
к |
л |
т |
ь |
л |
р |
о |
т |
р |
р |
р |
т |
о |
е |
е |
г |
о |
д |
е |
ф |
р |
а |
г |
а |
д |
и |
р |
и |
к |
а |
а |
т |
н |
е |
м |
и |
и |
н |
в |
и |
р |
у |
ц |
а |
р |
х |
к |
в |
р |
а |
т |
и |
б |
с |
и |
я |
в |
и |
л |
а |
о |
в |
Рецепт – подсказка.
1 |
Программа, сжимающая данные. |
2 |
Программа, предназначенная для борьбы с компьютерными вирусами. |
3 |
Гибкий магнитный диск |
4 |
Устройство для вывода информации на бумажный носитель. |
5 |
Жесткий диск |
6 |
устройство ввода информации с бумажного носителя. |
7 |
устройство ввода информации. |
8 |
Устройство вывода информации. |
9 |
8 бит |
10 |
Наименьшее количество информации. |
11 |
Устранение фрагментации файлов. |
12 |
Специально написанная программа, основное назначение которой нанести вред компьютерной системе. |
13 |
Именованная область диска. |
14 |
Клавишное устройство ввода. |
15 |
Универсальное устройство работы с информацией. |
16 |
Одно из изобретений Блеза Паскаля |
17 |
Средство быстрого доступа к папкам или файлам. |
18 |
Процесс преобразования информации из одной знаковой формы в другую. |
19 |
Самая большая клавиша. |
20 |
Наука о формах и способах мышления. |
Идет подведение итогов конкурса.
- Жюри, пожалуйста, оцените предложенное блюдо.
- Следующий претендент со своим рецептом “Процессор заливной” (На экране ролик 3).
4. Уха арифметическая. <Приложение7>
- Мы осмелились предложить командам приготовить уху арифметическую из только что пойманной рыбки. Каждой команде предстоит выловить из аквариума рыбку и сварить из нее уху.
На слайде рыбки с буквами и числами.
|
- Задание: Необходимо найти значение выражения.
- установить соответствие с буквой
- Расшифровать слово.
- Послушаем специалиста по морепродуктам со своим рецептом от Антона: презентация, Кулалаев Антон.
Идет подведение итога конкурса.
5. Лист Мёбиуса
- Вашему вниманию представляем - Загадочное, Низкокалорийное, фирменное, научное блюдо от Алисы.
Рецепт от Алисы.
А. Дима, слушай, что бы ты сказал, если бы тебе пошили рубашку без изнанки? Д. А у меня есть такая куртка. Её можно с двух сторон носить. А. Нет, тут дело по-сложнее: рубашка только с одной стороны. Д. Не морочь мне голову. Таких рубашек не бывает. А. Конечно, я пошутила. Д. То-то, быть такого не может! Вот, например цилиндр, он представляет собой двухстороннюю поверхность. Если двигаться по одной его поверхности, то, не пересекая “границы”, нельзя очутиться на другой стороне. А. а теперь ты посмотри (показывает лист Мёбиуса): я ставлю жирную точку на одной стороне этой поверхности и буду вести вправо и прихожу в ту же точку. Как видишь у меня получилась замкнутая линя. То есть сторона получилась одна! Д. Этого не может быть. А. Эх ты, Фома неверующий. Такую одностороннюю поверхность впервые рассмотрел немецкий математик Август Фердинанд Мёбиус, ученик “короля математики” К. Гаусса. Ныне эта поверхность называется листом Мёбиуса. Таинственный и знаменитый лист Мёбиуса имеет удивительные свойства: он имеет один край; одну поверхность. Действительно, начав закрашивать лист с любого места, можно убедиться, что постепенно вся поверхность будет закрашена. Так изучение свойств именно этой поверхности во многом положила начало развитию новой ветви геометрии – науки топологии. В Вашингтоне у входа в Музей истории и техники установлен вращающийся монумент этой поверхности. |
- Вы получаете по листу Мёбиуса.
Задание командам.
На время разрезать лист по красной линии.
Результат показать.
Вывод: получили 2 сцепленных друг с другом кольца, каждое из которых дважды перекручено.
– Вот такие неожиданные вещи происходят с простой бумажной полоской, если склеить из неё лист Мебиуса.
Эти свойства листа Мебиуса не смогли оставить равнодушными знаменитого художника М. Эшера. Он посвятил ему серию картин (демонстрация репродукций художника).<Приложение 8>
Также свойства листа Мебиуса используют в матричном принтере. В картридже красящая лента склеена как лист Мебиуса (демонстрация картриджа)
Подведение итогов конкурса.
- Уважаемое жюри оцените приготовленное блюдо
-Оригинальное решение предлагает следующий претендент, его рецепт “Клавиатура под соусом”.(На экране ролик 4.).
- Интересная находка, можно поэкспериментировать, только если это самый настоящий друг.
6. А теперь командам предлагаем отведать “Мониторную запеканку”. <Приложение 9>
-Она отлично усваивается и усиливает работу мозга.
(Задание выполняется за компьютером).
Откройте на рабочем столе файл MS Excel “Мониторная запеканка”.
Наша задача: Определить о чем думал повар, когда готовил запеканку.
Установите соответствие между объектом и его определением
1 |
Магистраль | Да |
4 |
1 |
Устройство, производящее считывание и запись информации на соответствующий носитель. | |
2 |
Оперативная память | Да |
9 |
2 |
Лицензионный программный продукт, который может быть установлен на компьютер пользователя. | |
3 |
Накопитель (дисковод) | - |
3 |
Разъем на материнской плате компьютера. | ||
4 |
Звуковая карта | - |
Многопроводная шина, по которой передаются между компонентами компьютера данные, команды, сигналы управления в форме последовательностей электрических импульсов. | |||
5 |
Видеокарта | - |
5 |
Специальные программы, которые обеспечивают управление работой устройств и согласование информационного обмена с другими устройствами. | ||
6 |
Слот | - |
6 |
Гибкий магнитный диск. | ||
7 |
Дистрибутив | - |
7 |
Устройство для обработки и вывода изображения на экран. | ||
8 |
Драйверы | - |
8 |
Устройство, которое обеспечивает возможность работы с цифровым звуком. | ||
9 |
Дискета | - |
В ней хранится информация, которая используется в данный момент, то есть все открытые программы. Физически реализована на БИС. |
-Про это полезное блюдо не стоит забывать. Наш совет принимайте его регулярно и тогда проблем с учебой не будет.
- Последний участник отборочного тура со своим рецептом “Закручивание рулета” На экране ролик 5).
- Для открытия нашего информационного кафе меню достаточно убедительное.
- Команды работали слаженно, блюда приготовлены качественно, оценены по достоинству, администрации кафе остается только предложить вам коктейль, не простой, а информационный!
7. Информационный коктейль.
В том же файле (MS Excel “Мониторная запеканка”) перейдите на вкладку Информационный коктейль.
- В белом контейнере зашифрованы различные устройства компьютера!
- Расшифруйте и рассортируйте устройства по контейнерам “Устройства ввода”, “Устройства вывода”, “Системный блок”
Зашифрованные устройства:
1 |
тямьпа | |||||||||||||
2 |
ниша | Устройства ввода |
Устройства вывода |
Системный блок |
||||||||||
3 |
красен | 1 |
1 |
1 |
||||||||||
4 |
трионом | 2 |
2 |
2 |
||||||||||
5 |
россецорп | 3 |
3 |
3 |
||||||||||
6 |
стойджик | 4 |
||||||||||||
7 |
камыш | |||||||||||||
8 |
терполт | |||||||||||||
9 |
тернирп | |||||||||||||
10 |
туравиакла |
8. Десерт “Мороженое “Цифровой МИКС”
Перейдите наследующую вкладку.
В предложениях спрятано ключевое слово найдите его и вы прочитаете сообщение
Предложения: Ответы: | ||
Этот кадр, естественно, оказался испорченным. | адрес |
|
Его политический курс ориентировался на либеральные идеи. | ||
На форуме было много украинцев и русских — выходцев из бывшего Советского Союза. | ||
Из всех своих пасек Торобов выделял только одну. | ||
Для Остапа роль эта оказалась довольно легкой. | ||
И только уже будучи на пароме, Нюра вспомнила об этом. | ||
А поскольку слово помещик по-местному — бай, то Салима все таки называли. | ||
Только после этого Митя понял, где находится на диске так называемая "та блица размещения файлов". | ||
Мы начали с ним разговор о ботанике, а закончили – о политике. | ||
Зашифрованное сообщение: | ||
Приглашаем вас посетить наше кафе снова! | ||
Друзья!!! Добро пожаловать! |
Слово уважаемому жюри.
Благодарим жюри за проделанную работу, всех присутствующих за помощь и оказанную поддержку