Урок русского языка по теме "Подбор однокоренных слов"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  1. Развивать умения подбирать однокоренные слова, выделять безударную гласную и парную согласную в корне и на конце слов;
  2. Обогащать словарный запас учащихся через использование загадки, слов синонимов;
  3. Формировать орфографическую зоркость;
  4. Способствовать развитию внимания, памяти, творческого мышления, речи учащихся;
  5. Воспитывать чуткое внимательное отношение к природе, ответственность и заботу о братьях наших меньших, привлечь внимание детей к красоте зимы и ее забавам.
№ п/п Ход урока Примечание
1 Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. И поэтому вы не удивляйтесь, если на уроке будут происходить чудесные превращения. Сегодня мы встретимся с одной важной особой, а с какой, вы скажете, если угадаете загадку :

Тройка-тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула раковом
Все покрылось серебром. (Зима)

 
  - Правильно это зима. Давайте послушаем и посмотрим, как идет зима, и пригласим ее в гости. А для этого скажем слова: “Здравствуй, гостья-зима! Зимушка приходи!” (Звучит музыка П.И. Чайковского “Декабрь”) (Ответы детей:

- Хотим в снежки играть, на лыжах и коньках кататься, бабу снежную лепить, строить крепости)

2 (Входит Зимушка)

- Зачем звали меня? Что хотели?

- Прежде чем выполнить ваши желания, я хочу проверить, как вы меня знаете. И первое мое задание – это расположить числа от меньшего к большему и вы узнаете, как меня называют

5 8 3 1
Е И Л В
13 17 11 15
М Н З ! (волшебница зима!)
9 12 14 10
Ц И А А
2 6 4
О Б Ш

- Почему зиму называют волшебницей?

- А сейчас для вас будет блиц-опрос. Кто больше угадает слов, получит от меня подарок. Итак, начинаем.

  1. Как называется снежная буря? (Вьюга)
  2. Какие близкие по значению слова можете назвать к слову вьюга? (Пурга, метель, буран)
  3. Как называют такие слова ? (Синонимы)
  4. Ледяная морковка? (Сосулька)
  5. Сами едут с горки? (Сани)
  6. Назовите слово синоним к слову сани (салазки)
  7. Скользят по льду? (Коньки)
  8. Игра с шайбой? (Хоккей)
  9. Два деревянных коня? (Лыжи)
  10. Игра с комочками снега? (Снежки)
  11. Приходит в конце декабря?(Новый год)
  12. Прилетает с первым снегом? (Снегирь)
  13. Большой сугроб с которого можно кататься? (Горка)
 
3 - Молодцы, ребята, на все вопросы ответили правильно.

- А как пишется слово зима?

- Выделите корень. Какая безударная гласная стоит в корне? Назовите проверочное слово. Запись на доску

Подберите к слову зима однокоренные слова.(Зима, зимушка, зимний, зимовать, озимые)

-Я пришла сегодня к вам в гости не одна. У меня есть верные помощники.

Зимой греет, весной тлеет
Летом пропадает,
Осенью оживает (Снег)

Дети записывают слово зима на доске и в тетради, выделяют орфограммы
 

Лежал, лежал,
А весной в реку убежал. (Снег)

Запись слова снег в тетрадь
  - А кто знает стихотворение о снеге.

Снег

Снег бывает разный:
Глубокий и пушистый.
В морозный день – скрипучий,
Холодный и колючий.
Первый снег бывает лёгкий,
Будто пух он лебединый.
В марте грязный он и рыхлый
Состоит из мелких льдинок.
- Какой бывает снег?

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Снег- русское слово, обозначает осадки, выпадающие в виде кристалликов. Всего у слова снег 42 однокоренных слова. В народном творчестве многих стран - в песнях, сказках - снег служит символом всего мягкого, пушистого, нежного.

- Составьте предложение о снеге.

Что за звездочка такая
На пальто и на платке,
Вся сквозная, вырезная,
А возьмешь, вода в руке? (Снежинка )

Подружились звездочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке. (Снежинка )

- Скажите, какой корень у слова снег? Снежинка?

- Являются ли они однокоренными? Почему?

(г-ж чередующаяся согласная)

- Какая безударная гласная в корне? е

- Что написано на конце слова? Почему?

Учащийся читает стихотворение “Снег” наизусть
  - А сейчас я повелеваю всем сделать снежинку. Объявляю конкурс на лучшую снежинку. (Играет музыка П.И. Чайковского “Вальс снежинок”)

- Что будет если все снежинки сложить с одно место? (Сугроб)

-Является ли слово сугроб однокоренным к слову снег? (Нет)

- Какую букву напишите на конце слова СУГРОБ? Почему?

Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

- Можно ли сказать, что слово снегирь является однокоренным словом к слову снег? Почему?

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что для выбора птичьего имени снегирь послужило то, что снегирь прилетает к нам вместе с первым снегом и живёт всю зиму.

- Какие птицы зимуют в наших краях?

- Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?

- Чем они питаются, где находят себе корм?

- Что птицам страшнее холод или голод зимой?

- Как человек помогает птицам пережить зимние месяцы?

- Поднимите руку у кого есть кормушки?

- Кто из вас сегодня подкармливал птиц?

- А сейчас мы с вами доделаем кормушки для птиц и расставим их около школы!

Красна девица, грустна,
Ей не нравиться весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льет бедняжка! (Снегурочка)

- Какой корень у слова Снегурочка? Почему? Является ли это слово однокоренным к слову снег?

- А сейчас из геометрических фигур вам необходимо собрать ещё одного моего помощника. (Дети собирают снеговика)

Снеговик. Проверка словарных слов. Перфокарта. Является ли слово снеговик однокоренным к слову снег?

Из под снега вышел друг
И весной запахло вдруг. (Подснежник)

- Какие однокоренные слова к слову снег вы запомнили?

- Какой частью речи являются все эти слова?

- Подберите однокоренное слово, являющееся прилагательным?

Приз за лучшую снежинку
4 - Запишите однокоренные слова, выделите корень, подчеркните безударную гласную.

Физминутка

Мы снежинки, мы пушинки
Покружиться мы не прочь
Мы снежинки - балеринки
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли
Встанем вместе мы в кружок
Получается снежок.

Проверка
5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

- А сейчас я познакомлю вас со своим братом.

Невидимкой осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник
Он узоры на окне. (Мороз)

- Что это за слово? (словарное)

- Объясните орфограммы. Запишите слово мороз, подберите несколько однокоренных слов.

Пословица на доске:

Не велик……, да краснеет нос.

- Какое слово вставим?

- Как понимаете пословицу?

- Мой брат Мороз Иванович, любит рисовать узоры, и для вас он нарисовал чудо-картину. (На доске узор из геометрических фигур)

- Из каких геометрических фигур состоит этот узор? Посчитайте, сколько в нём треугольников, прямоугольников, кругов, умножьте каждое число на 3

Проверка
  - Сколько снежков может съесть Дед Мороз на голодный желудок?

- А сейчас вы встретитесь с моими сыновьями

- Что за сыновья? Кто они? (Месяцы) Отгадайте о каком месяце идее речь, запишите отгадку и однокоренное слово к ней.

Назовите-ка ребятки
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи
Только месяц наш пройдет
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится
От мороза стынет птица
Повернуло солнце к лету
Что сажи за месяц это? (Январь)

Снег мешками валит с неба
С дом стоят сугробы снега
То бураны и метели
На деревню налетели
По ночам мороз силен
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это?  (Февраль)

Составьте предложение о месяцах.

Проверка
7 Физминутка

Метели, метели, летели, летели
Стелили в долинах из снега постели
Кружились метели, звенели метели.
Над лесом, над полем
Гудели и пели
Летели метели, летели, летели.

 
8 Составление связного рассказа о зиме  
9 Итог

- Я доволен…

- Я благодарен…

- Я восхищаюсь…

- Мне приятно…

- Меня удивили…

- Мне понравилось…

- Я согласен…

Работа в группах, проверка