ЦЕЛИ:
- Развивать умения подбирать однокоренные слова, выделять безударную гласную и парную согласную в корне и на конце слов;
- Обогащать словарный запас учащихся через использование загадки, слов синонимов;
- Формировать орфографическую зоркость;
- Способствовать развитию внимания, памяти, творческого мышления, речи учащихся;
- Воспитывать чуткое внимательное отношение к природе, ответственность и заботу о братьях наших меньших, привлечь внимание детей к красоте зимы и ее забавам.
№ п/п | Ход урока | Примечание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. И поэтому вы не удивляйтесь, если на уроке будут происходить чудесные превращения. Сегодня мы встретимся с одной важной особой, а с какой, вы скажете, если угадаете загадку :
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Правильно это зима. Давайте послушаем и посмотрим, как идет зима, и пригласим ее в гости. А для этого скажем слова: “Здравствуй, гостья-зима! Зимушка приходи!” (Звучит музыка П.И. Чайковского “Декабрь”) | (Ответы детей: - Хотим в снежки играть, на лыжах и коньках кататься, бабу снежную лепить, строить крепости) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | (Входит Зимушка) - Зачем звали меня? Что хотели? - Прежде чем выполнить ваши желания, я хочу проверить, как вы меня знаете. И первое мое задание – это расположить числа от меньшего к большему и вы узнаете, как меня называют
- Почему зиму называют волшебницей? - А сейчас для вас будет блиц-опрос. Кто больше угадает слов, получит от меня подарок. Итак, начинаем.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | - Молодцы, ребята, на все вопросы
ответили правильно. - А как пишется слово зима? - Выделите корень. Какая безударная гласная стоит в корне? Назовите проверочное слово. Запись на доску Подберите к слову зима однокоренные слова.(Зима, зимушка, зимний, зимовать, озимые) -Я пришла сегодня к вам в гости не одна. У меня есть верные помощники.
|
Дети записывают слово зима на доске и в тетради, выделяют орфограммы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Запись слова снег в тетрадь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- А кто знает стихотворение о снеге. Снег
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Снег- русское слово, обозначает осадки, выпадающие в виде кристалликов. Всего у слова снег 42 однокоренных слова. В народном творчестве многих стран - в песнях, сказках - снег служит символом всего мягкого, пушистого, нежного. - Составьте предложение о снеге.
- Скажите, какой корень у слова снег? Снежинка? - Являются ли они однокоренными? Почему? (г-ж чередующаяся согласная) - Какая безударная гласная в корне? е - Что написано на конце слова? Почему? |
Учащийся читает стихотворение “Снег” наизусть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- А сейчас я повелеваю всем сделать
снежинку. Объявляю конкурс на лучшую снежинку.
(Играет музыка П.И. Чайковского “Вальс
снежинок”) - Что будет если все снежинки сложить с одно место? (Сугроб) -Является ли слово сугроб однокоренным к слову снег? (Нет) - Какую букву напишите на конце слова СУГРОБ? Почему?
- Можно ли сказать, что слово снегирь является однокоренным словом к слову снег? Почему? ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Что для выбора птичьего имени снегирь послужило то, что снегирь прилетает к нам вместе с первым снегом и живёт всю зиму. - Какие птицы зимуют в наших краях? - Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? - Чем они питаются, где находят себе корм? - Что птицам страшнее холод или голод зимой? - Как человек помогает птицам пережить зимние месяцы? - Поднимите руку у кого есть кормушки? - Кто из вас сегодня подкармливал птиц? - А сейчас мы с вами доделаем кормушки для птиц и расставим их около школы!
- Какой корень у слова Снегурочка? Почему? Является ли это слово однокоренным к слову снег? - А сейчас из геометрических фигур вам необходимо собрать ещё одного моего помощника. (Дети собирают снеговика) Снеговик. Проверка словарных слов. Перфокарта. Является ли слово снеговик однокоренным к слову снег?
- Какие однокоренные слова к слову снег вы запомнили? - Какой частью речи являются все эти слова? - Подберите однокоренное слово, являющееся прилагательным? |
Приз за лучшую снежинку | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | - Запишите однокоренные слова, выделите
корень, подчеркните безударную гласную. Физминутка
|
Проверка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5
6 |
- А сейчас я познакомлю вас со своим
братом.
- Что это за слово? (словарное) - Объясните орфограммы. Запишите слово мороз, подберите несколько однокоренных слов. Пословица на доске: Не велик……, да краснеет нос. - Какое слово вставим? - Как понимаете пословицу? - Мой брат Мороз Иванович, любит рисовать узоры, и для вас он нарисовал чудо-картину. (На доске узор из геометрических фигур) - Из каких геометрических фигур состоит этот узор? Посчитайте, сколько в нём треугольников, прямоугольников, кругов, умножьте каждое число на 3 |
Проверка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Сколько снежков может съесть Дед Мороз
на голодный желудок? - А сейчас вы встретитесь с моими сыновьями - Что за сыновья? Кто они? (Месяцы) Отгадайте о каком месяце идее речь, запишите отгадку и однокоренное слово к ней.
Составьте предложение о месяцах. |
Проверка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Физминутка
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Составление связного рассказа о зиме | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Итог - Я доволен… - Я благодарен… - Я восхищаюсь… - Мне приятно… - Меня удивили… - Мне понравилось… - Я согласен… |
Работа в группах, проверка |