Цель урока: систематизировать знания, имеющиеся у учащихся о понятиях: «работа», «мощность», «КПД», расширить область знаний о данных понятиях. Развивать умения анализировать учебный материал.
1. Орг. момент – 1 мин.
2. Изучение нового материала.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Порой для описания каких-то действий недостаточно знания тех физических величин, которые мы изучили. На пример: - По горизонтальной поверхности двигается трактор. Со стороны трактора действует на прицеп постоянная сила тяги. Под действием этой силы прицеп переместился на 2 км, а затем на 4 км. Какая физическая величина будет характеризовать действие трактора в обоих случаях? |
Высказывают свои предложения. |
- Грузчик у стены стоит, На плечах мешок лежит. Дайте поскорей ответ: Он работает иль нет? |
Высказывают свои предложения. |
Тема нашего урока (презентация слайд № 1) | Записывают тему урока. |
Мы уже раньше знакомились с данными понятиями и поэтому давайте вспомним что вы о этих понятиях помните. - Что вы знаете о понятии работа? |
Называют (обозначение, ед. измерения и т.д.) и на доске записывают. |
Давайте проверим ваши знания о данном понятии (Слайд № 2, презентация) | Смотрят, делают записи в тетрадь. |
Давайте дадим определение физической величине – мех. работа. Для этого смотрим фрагмент. (Библиотека наглядных пособий. Механика. Анимация №14 «Энергия как способность совершить работу. Для данной темы используем фрагменты 1-3 ) Что называют механической работой? Давайте рассмотрим случай, когда вектор силы параллелен перемещению и модуль силы не меняется. |
Смотрят опыт, делают выводы. |
ДЭЗ № 1 (с. 133 учебник А.В.Касьянова) | По учебнику находят ответы на поставленные вопросы |
1. Дайте определение работе? | Работа – физическая величина, равная произведению проекции силы на ось Х на перемещение по этой оси. |
2. Запишите формулу расчёта работы для этого случая | А=Fx sx |
3. Сформулируйте физический смысл единицы измерения работы. | 1 Дж – работа, совершаемая силой 1 Н при перемещении на 1м. |
4. Что собой представляет график силы? | Чертят график. Прямая параллельная оси Х. |
5. Чему численно равна работа силы в этом случае? | Площади прямоугольника со сторонами |
Анализ ответов А если сила направлена под углом к перемещению? (слайд № 4) |
|
ДЭЗ № 2 (с. 134) | По учебнику находят ответы на поставленные вопросы |
1. Как в этом случае определить работу? | Нужно найти проекцию силы на ось Х и по формуле рассчитать работу. |
2. Чему равна проекция силы на ось Х? | Fx= F cos ά |
3. Запишите формулу расчёта работы для этого случая | А= F sx cos ά |
4.Влияет ли проекция силы на ось У на движение тела вдоль оси Х? | Нет, не влияет. |
5.Почему не влияет? | Проекция силы на ось У перпендикулярна перемещению (оси Х), cos ά=0. |
6. Чему численно равна работа силы в этом случае? | Площади фигуры под графиком силы. |
7. Сформулируйте определение работы для данного случая. | Формулируют. |
Анализ ответов | |
Как вы думаете какое определение является более общим? (слайд №3) |
Второе (записывают в тетрадь) |
Сила и перемещение величины векторные, чем они характеризуются? | Направлением и модулем. |
Чем определяется знак работы? | Работа - скалярная физическая величина. Знак работы определяется знаком cos ά. |
Проанализируем всевозможные случаи (слайд № 5). | Записывают в тетрадь |
А если сила, действующая на тело – переменна? Рассмотрим слайд № 6. Как определить работу силы? |
А = ∑ А1, А1- работа силы модуль которой постоянен. |
Чему численно равна работа силы в этом случае? | Площади фигуры под графиком силы. |
В чём заключаетя геометрический смысл работы. А если действует сразу несколько сил? (слайд № 4, 6, 7) |
(с. 133, учебник А.В.Касьянова) Записывают в тетрадь. |
Давайте сформулируем физический смысл физической величины – работа. | Работа силы показывает, какую силу нужно приложить, чтобы переместить тело на один метр. |
Занимательные примеры. Золотое правило механики. | |
Одну и туже работу можно выполнить за разное время. Приведите примеры. Для характеристики скорости выполнения работы вводят величину Мощность. |
|
Что вы знаете о мощности? (слайд № 8, 9) |
Высказывают свои предложения. Делают записи в тетрадь. |
ДЭЗ № 3 (c. 148 - 149) | По учебнику находят ответы на поставленные вопросы |
1Какие виды мощности можно ввести? (с. 148) | Средняя и мгновенная |
2. Что называют средней мощностью? 3. Что называют мгновенной мощностью? |
|
4.Что характеризуют эти величины (физ. смысл). | Среднюю работу в ед. времени. Работу в ед. времени. |
5.Какой физической величине пропорциональна мгновенная мощность? | Скорости. |
6.Запишит е формулу расчёта мгновенной мощности. | N= Fx x |
7.Какие выводы из этой формулы можно сделать, чтобы мощность оставалась постоянной ? | 1. Для увеличения силы уменьшают скорость. 2. Для увеличения скорости уменьшают силу. |
8.Где это применяют? | |
9. При больших скоростях как соотносятся сила сопротивления и скорость тела? | Fсопр=μ2 |
8.Чему равна в этом случае мощность? | N= μ3 |
Анализ ответов | |
Занимательные задачи. | |
Любой механизм характеризуется ещё одной величиной, показывающий насколько он выгоден. Эта величина - КПД (слайды №10, 11) Работа затраченная – |
Аз – работа затраченная равна сумме работы полезной (для выполнения, которой предназначен механизм) и работы против сил сопротивления. |
Чем больше КПД тем лучше устройство. Запишем формулу КПД. |
η= Ап/Аз *100% |
Закрепление. Самостоятельная работа. (5 минут) | |
В каких случаях совершается механическая работа? | |
1 вариант 1.Санки скатываются с горы. 2.Юноша разговаривает по телефону. 3.Девочка рисует. 4.Выстрел из арбалета. 2 вариант 1.Штангист удерживает штангу. 2.По льду катится шайба. 3.Спортсмен поднимает гирю. 4.Ученик поднимается по лестнице. |
Выполняют работу, выбирают случаи где совершается работа и поясняют. |
Работа по пословицам и поговоркам. Почему так говорят, объясните с точки зрения изученной темы.
|
Фронтальная беседа. |
Д/з: параграфы 30, 34 |