Цели
Образовательная: изучить свойства степени с натуральным показателем, их формулировки и символическую запись; учить применять свойства при решении физических задач.
Развивающая: развивать логическое мышление, память, монологическую речь, внимание; учить делать выводы.
Воспитывающая: показать межпредметную связь математики и физики , прививать интерес к точным наукам, воспитывать экологическую культуру; ознакомить с некоторыми сведениями из истории развития теории степеней; воспитывать культуру поведения на уроке, толерантное отношение к одноклассникам.
Средства: карточки с пропусками математических величин; А.Г. Мордкович и др. Алгебра 7 кл. в двух частях. Часть 1. Учебник для общеобразовательных учреждений. – 6-е изд. – М.: Мнемозина , 2004. Часть 2. Задачник для общеобразовательных учреждений.-6-е изд. – М.: Мнемозина, 2004; Громов С.В., Родина Н.А., Физика: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: «Просвещение», 2002г., таблица «Свойства степени», мультимедийный диапроектор.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка цели урока
Тема прошлого урока «Степень с натуральным показателем».
Сегодня мы продолжим работу над степенями. Изучим свойства степеней с одинаковым основанием, научимся их применять к решению задач, а также покажем применение этих свойств при решении задач по физике.
3. Актуализация опорных знаний
- Повторим определение степени. (1 учащийся отвечает)
- Выполнить задания по карточкам.
1 вариант
Выполните вычисления карандашом. Заполните таблицы буквами, учитывая найденные ответы, и прочитайте текст:
|
|
|
2 вариант
Выполните вычисления карандашом. Заполните таблицы буквами, учитывая найденные ответы, и прочитайте текст:
|
|
|
(Учащиеся по вариантам выполняют вычисления карандашом на карточках, заполняют таблицы буквами, учитывая найденные ответы, и записывают текст; сдают работы на проверку учителю).
Ответы
1 вариант: Симон Стевин . (Портреты ученых на доске.)
Нидерландский математик, который в конце 16 - начале 17 века предпринял шаги к построению современной теории степеней. Он обозначал неизвестную величину кружком, а внутри его указывал показатели степени. Например, х2 он обозначал как
2 вариант: Рене Декарт.
Французский математик, ввел современное обозначение степеней.
4. Изучение нового материала
1) 23 25 = 2*2*2 * 2*2*2*2*2=28
2) 102 *10 = 10*10 * 10 =103
Вывод: аn am = an+m
3) |
4) 107 : 105 = 102 =100
Вывод: an am = an-m , |
5. Первичное закрепление
- 1 учащийся выполняет у доски с объяснением номера из учебника № 559(а), №560(а), №562(а), № 563 (а), № 565(а); остальные в тетрадях.
- 1 учащийся выполняет № 577 на переносной доске, остальные в тетрадях самостоятельно. (Итог: фронтальная проверка у ученика, самопроверка у остальных учащихся).
- Дополнительно: № 571
6. Зарядка. Зарядка для глаз
7. Применение степеней и их свойств в задачах по физике
- Беседа учителя физики с учащимися на тему «Что я знаю о солнце?»
- Сообщение учащегося о солнце с демонстрацией презентации «Солнце». (Приложение 1)
Сообщение к уроку
1. В нашу солнечную систему входят 9 планет. Земля – третья планета от Солнца.
2. Солнце – большой и массивный плазменный (плазма – ионизированный газ) шар, являющийся динамическим центром солнечной системы и источником света и тепла в ней.
Радиус Солнца R = 6,9·105 км, т.е. в 109 раз больше радиуса Земли; масса Солнца . = 1,99·1030 кг, т. е. в 333 000 раз больше массы Земли. В Солнце сосредоточено 99,9% массы Солнечной системы.
3. В центре Солнца подобно строению Земли – ядро, температура которого достигает 60000С (градусов). Окутывает огненный шар – солнечная корона.
4. Солнце освещает и согревает нашу планету. Без его энергии была бы не возможна жизнь на нашей планете. Солнце – главный источник энергии, питающий происходящие на Земле процессы.
5. Но не только тепло и свет получает Земля от Солнца. Различные виды солнечного излучения и потоки частиц постоянно оказывают влияние на жизнь нашей планеты. Огромное влияние оказывает Солнце на здоровье человека.
6. Солнечные вспышки сильно воздействуют на магнитосферу, атмосферу и биосферу Земли.
Таймыр – край северного сияния. Мрак полярной ночи ослабляется полярными сияниями. Полярные сияния имеют вид дуг, лучей, корон, занавесей
- Фронтальное решение задачи № 19 учебника физики- 7 класса Громова С.В.
Задача
За какое время солнечный свет достигает Земли, если расстояние от Земли до Солнца составляет примерно 15* 10 км? Скорость распространения света принять равной
3 * 10 м/с.
Дано: S=15*10 км |
|
СИ: 1,5*1011м |
|
Решение: t=s\v |
|
Вычисление: t =1,5*1011м \ 3 * 10 м\с.= |
Ответ: 500с. |
8. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Какие свойства степени изучили?
- Только ли в курсе алгебры мы решаем задачи, которые содержат степени, их свойства? (физика, химия – изучается с 8 кл)
9. Задание на дом
Алгебра: § 17, свойства выучить, № 585, № 587, № 567.