Внеклассное занятие по литературному чтению "Путешествие в Книгоград"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: привлечь внимание учащихся к народной и авторской литературе.

Задачи:

  • ввести в круг детского чтения русские народные сказки, произведения А. С. Пушкина, П. П. Ершова, К. И. Чуковского.
  • формировать потребность и умение работать с книгами;
  • развивать умение выразительно читать эпизоды из произведений, изображая голосом и мимикой образы героев, выражать свое отношение к ним.

Задание для внеклассного занятия: работа в группах – изучение творчества А. С. Пушкина, П. П. Ершова, К. И. Чуковского, русского фольклора. Составление списка литературы для дополнительного чтения.

Ход занятия

I. Мобилизующее начало.

  • Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в удивительную страну. Побываем в необычном мудром городе, где вместо широких проспектов и улиц ряды книжных шкафов и стеллажей, вместо этажей – книжные полки, вместо домов – тома книг. Причем у каждого дома есть своё название. Живут в этом прекрасном городе ваши чудесные друзья – литературные герои. С одними вы уже успели познакомиться и полюбить их, но ещё очень многих вам предстоит узнать!
  • Вы догадались, о какой стране идёт речь? (Литературия)
  • В каком городе нам предстоит побывать? (Книгоград)
  • Каким вы хотите видеть наше путешествие?
  • С кем встретиться? Что узнать?

II. Введение. Из истории книги. О библиотеках.

- Чтобы жизнь в этом городе была интересной, захватывающей, волшебной многие люди приложили свои усилия. Это писатели и поэты, редакторы и художники-иллюстраторы, книгоиздатели и, конечно же, вы, наши дорогие ребята – читатели!

Как и у людей, у книг есть своя судьба и своя история…

(входят ребята в костюмах книг)

  1. Знаете ли вы, какой была прабабушка нашей книжки? Нет?! Тогда послушайте. Книги живут уже несколько тысяч лет. Но не всегда они были такими, какими мы их видим сегодня.
  2. Печатные книги возникли не сразу,
  3. Писец переписывал каждую фразу,
    Глаза уставали, дрожала рука
    И так продолжалось века и века.

  4. В старину люди очень ценили книги. Книги стоили очень дорого, так как создавались медленно ценой кропотливого труда летописца, который от руки переписывал строку за строкой. Писал он гусиным пером или острой палочкой на папирусе, бересте или пергаменте. Труд летописца был очень тяжел.
  5. И вот 10 веков назад во всех европейских странах, в том числе и в России, стали изготавливать бумагу. Более 400 лет назад в России Иван Федоров и его помощники стали печатать первые печатные книги. Иваном Федоровым был создан первый русский букварь, по которому обучались грамоте и взрослые и дети.
  6. Сейчас в нашей стране книги печатаются очень быстро. Каждую секунду у нас появляется 45 книг, из них 7 – 8 книг для детей.
  7. Чтобы ты, дружок, получил книгу, над ней поработало очень много людей. Книга прошла нелёгкий и длинный путь, прежде чем попасть к вам.
  8. Можно ли обращаться с ней небрежно? Как надо обращаться с книгой?

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

- Мы обязательно воспользуемся вашими советами.

  1. Вся человеческая мудрость, все накопленные знания, поэтические образы – все хранится в книгах, а книги хранятся …? (в библиотеках). Библиотеки бывают разные: государственные и личные, научные и учебные, школьные и городские. Первой общедоступной библиотекой, куда мог прийти каждый человек, стала основанная в 1795 году и открытая для читателей в 1814 году Публичная библиотека (Российская национальная библиотека в Санкт - Петербурге).

  2. Очень интересная библиотека есть в Москве. В этой библиотеке находятся самые разные книги: есть книги – малютки, величиной с почтовую марку, есть великаны, выше метра ростом. Самая длинная книга – китайский словарь, самая толстая – английский словарь, в 8 тысяч страниц. Общая длина полок 300 км. Это Российская государственная библиотека.

  3. Увидеть вас в который раз.
    Явилась книг семья.
    Быль, сказка, повесть и рассказ –
    Все старые друзья.
    Но не стареем мы, друзья,
    Попробуй заглянуть,
    Страницы наши развернуть –
    И с книгой в Добрый путь!

Работа групп.

- Вот сейчас мы с вами развернем страницы этих книг.

Давайте знакомые книжки откроем,
И снова пройдем от страницы к странице,
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться

- Интересно, с какими героями встретились наши творческие группы учеников и родителей? С кем они нас познакомят?

Слово первой группе. /Русские народные сказки/.

1 ученик: Мы совершим интересное и увлекательное путешествие в сказку.

2 ученик: Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать.

3 ученик: Сказки сочиняли мечтатели и рассказывали их своим родным и друзьям, а те передавали сказку дальше. И шагала она по всему свету из уст в уста, яркая, умная, веселая.

(Инсценировка сказки “Морозко”)

Автор: Жили - были дед да баба. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить. И придумала мачеха падчерицу со свету сжить.

Старуха: - Вези, вези её старик, куда хочешь, чтобы мои глаза её не видели! Вези её в лес на трескучий мороз.

Автор: Затужил старик, заплакал. Ведёт дочь и садит под дерево.

Морозко: - Тепло ли тебе, девица?

Девица: - Тепло, Морозушко, тепло батюшка.

(Морозко подходит ближе)

Морозко: - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Девица: Тепло, Морозушко, тепло батюшка.

(Морозко подходит ещё ближе)

Морозко: - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Девица: Ой, тепло, голубчик, Морозушко!

  • Как называется эта сказка?
  • Кто герои этой сказки?
  • Вам пришла телеграмма. Отгадайте отправителя.

1 ученик: - Спасите! Моих детей съел серый волк!

(Коза. “Волк и семеро козлят”)

2 ученик: Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко.

(Мышка. “Курочка Ряба”)

3 ученик: Рыбалка закончилась благополучно, только хвост остался в проруби.

(Волк. “Лисичка – сестричка и серый волк”)

- Много героев в русских народных сказках. Каждый из них может составить свой текст телеграммы. Подумайте, какие? В этом вам помогут прочитанные сказки из нашего “Сказочного Указа”

Слово второй группе. /Творчество А. С. Пушкина/.

(Выходит Кот Учёный)

Привет, друзья – читатели,
Читатели – мечтатели!
Девчонки и мальчишки,
Читающие книжки.

Здравствуйте, гости дорогие! Вы меня узнали? Да, конечно же, я кот из сказки А. С. Пушкина. За свою долгую, интересную жизнь я много увидел, много узнал. Да что там! Скажу, не хвастаясь, это я ведь подсказывал сюжеты сказок САМОМУ Александру Сергеевичу! Помню, бывало…. Да что говорить!

(Инсценировка “Сказки о рыбаке и рыбке”)

- Как называется эта сказка?

2 ученик:

Начинаем мы играть,
Чтобы книжки все назвать.
Угадайте без подсказок
Всех героев этих сказок.

3 ученик:

Свет мой зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?…

(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

2 ученик:

Вдруг шатёр распахнулся… и девица.
Вся сияя, как заря.
Тихо встретила царя.
Что это за девица?

(Шамаханская царица из “Сказки о золотом петушке”)

3 ученик:

Пошел, сел у берега моря;
Там он стал верёвку крутить
Да конец ее в море мочить?

(Сказка о попе и работнике его Балде)

Кот Ученый: Ой, какие ребята умники! Вы очень хорошо знаете сказки А. С. Пушкина. А я рекомендую продолжить чтение сказок А. С. Пушкина, чтобы вновь встретится с любимыми героями. /Указ Ученого Кота/

Слово третьей группе. /Творчество П. П. Ершова/

Скок – поскок, скок – поскок –
Через море и лесок!
По пути нашел Жар – птицу
И красавицу – девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конёк,
Всем известный …

(Горбунок)

- Как можно говорить о книгах, но не назвать нашего земляка, известного писателя П. П. Ершова и его знаменитого Конька – Горбунка.

6 марта П. П. Ершову исполнилось бы 192 года.

До 8 лет Петр Ершов прожил в Петропавловске и Омске. Оба эти города в то время были весьма примечательными. Это своего рода ворота России в легендарные страны юга и востока – Китай, Индию, Афганистан, Бухару, Ташкент …

На базарах Омска и Петропавловска почти круглый год велась шумная торговля с азиатскими гостями. Мальчиком Ершов видел на базарах диковинных горбатых животных – верблюдов, которые словно сказочные существа, неделями могли обходиться без пищи и без воды, преодолевая пустыни и горы. Возможно, что именно это воспоминание детства и любимые эпизоды из русских сказок о Сивке – Бурке впоследствии воплотились в сказочный персонаж “на спине с двумя горбами” - Конька – Горбунка.

(Кроссворд по стихотворной сказке “Конек - Горбунок”)

Слово четвертой группе /Творчество К. И. Чуковского/

1 ученик: Вы, ребята знаете сказку про Муху – Цокотуху, которую спас маленький храбрый комарик?

2 ученик: Знаете историю Грязнули с его некрасивой кляксой?

3 ученик: Но помните ли вы имя человека, который написал все это для вас?

Родители: Это высокий, седой, добрый человек. Жил он в посёлке Переделкино, недалеко от Москвы. Он выходил из калитки дачи, и сейчас же к нему со всех сторон бросалась армия ребят. Этим маленьким его друзьям “от двух до пяти” он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки – громадный, громогласный, не похожий ни на кого, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого, для маленького и большого шутку, смешную присказку, звонкое слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щёки.

4 ученик: Сегодня мы встретимся с героями сказок дедушки Корнея.

1 ученик: Внимание! Закройте на несколько секунд глаза, а когда вы их откроете, то окажетесь у него в гостях.

(Открывается доска: изображение Чудо - дерева)

2 ученик:

Как у наших у ворот
Чудо – дерево растет
Чудо – чудо, чудо – чудо,
Расчудесное!
Не цветочки на нём,
Не листочки на нём,
А чулки и башмаки
Словно яблоки!

3 ученик: В какой сказке растёт чудо – дерево? Кто написал?

4 ученик: Назовите, какие еще герои и из каких сказок есть на нашем дереве?

5 ученик: К вам в гости пришла сказка. Посмотрите и назовите её.

(Инсценировка “Мойдодыра”)

(Выходит Грязнуля)

Грязнуля: Одеяло убежало,
Улетела простыня.
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку –
Свечка в печку,
Я за книжку,
Та – бежать
И вприпрыжку
Под кровать.

(Входит мальчик)

Мальчик: Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой.

(Выходит умывальник)

Умывальник: Я – великий Умывальник.
Знаменитый Мойдодыр.
Умывальников Начальник
И мочалок Командир.
Все вместе: Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам! Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое!
И полотенце пушистое!
И зубной порошок!
И густой гребешок!
И в ванне, и в бане!
Всегда и везде
Вечная слава воде!

1 ученик: Как называется это произведение?

Интересна история создания “Мойдодыра”. Однажды Чуковский работал в кабинете и услышал громкий плач. Плакала его младшая дочь. Она не хотела мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял дочь на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал: Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так появился на свет “Мойдодыр”

2 ученик: Каждое новое произведение – это добрые и поучительные истории. С ними вы вновь встретитесь, прочитав чудо - книги К. И. Чуковского. (Показать список)

III. Творческая работа

Учитель: Множество книг стоят на полках в библиотеках, ждут своего читателя. С каждой прочитанной книгой человек становиться умнее, ему есть, что рассказать друзьям, о чём поспорить.

- Как вы думаете, о чем должна быть книга, чтобы её было интересно читать и девочкам и мальчикам?

- Напишите 5 предложений, с которых должна начинаться интересная для всех книга.

Нарисуйте обложку для будущей книги. Проверка.

- Интересные начала. А еще интереснее написать продолжение. Попробуйте дома закончить свой текст и оформить титульный лист.

IV.

Я благодарю вас за работу. Вы любознательны, внимательны, находчивы и артистичны! Кого вы хотели бы поблагодарить за работу во время нашего путешествия?

Скучно жить нам и уныло
Без Федоры, Мойдодыра,
Без Емели, Айболита,
Без разбитого корыта.
Чтобы радостно нам жить,
Надо сказки полюбить!
А, чтобы все на свете знать,
Книжки надо нам читать!

Презентация