Цели:
- познакомить с понятием “многозначные слова”;
- развивать мышление, речь, фонематический слух, произвольное внимание, наблюдательность, фантазию;
- воспитывать интерес к познанию, любознательность, культуру речи.
Задачи:
- учить находить в речи слова, имеющие несколько значений;
- закрепить умение проводить звукобуквенный анализ слов;
- продолжить работу по обогащению словарного запаса и расширению кругозора детей, умению работать со справочной литературой;
- формировать навык осознанного, выразительного чтения;
- способствовать сохранению здоровья детей через использование дыхательной гимнастики, зарядки для глаз, динамических упражнений, смены видов деятельности и создания психологически – комфортной среды на уроке.
Оборудование:
- “Азбука” Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец;
- пособие для учащихся 1 класса “ Я читаю”;
- С. И. Ожегов “Толковый словарь русского языка”;
- магнитофон, аудиозапись детских песен, предметные иллюстрации.
1. Организационный момент. Приветствие учителя.
2. Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель: Ребята, что видите, что можете сказать?
На доске: Л а Ы к ч Ю м.
Предполагаемые ответы детей:
- это буквы;
- они обозначают гласные и согласные звуки;
- заглавные и строчные;
- письменные и печатные;
- “лишняя” буква а, она письменная;
- “лишняя” буква Ы, нет слов начинающихся с буквы Ы.
Учитель: Разделите, пожалуйста, буквы на две группы. Как бы вы предложили это сделать?
Предполагаемые ответы детей:
- буквы, обозначающие гласные звуки – ю а ы;
- буквы, обозначающие согласные звуки– к л ч.
Учитель: Из данных букв составьте слова.
3. Дыхательная гимнастика.
Учитель: Прежде чем вы поделитесь своими знаниями, и мы начнем читать, я предлагаю провести дыхательную гимнастику.
Учитель: На мотив новогодней песенки “Маленькой елочке…” пропойте звук [ о]
4. Работа с новым материалом.
Учитель: Мы хорошо подготовили наш артикуляционный аппарат к работе, и все слова нами будут произноситься четко и понятно.
Предполагаемые ответы детей (юла, калач, ключ, люк, лак)
Если не составлено слово “ключ”, учитель прелагает отгадать загадку.
“Хвост во дворе, Нос в конуре. Кто хвост повернет, Тот в дом войдет” |
“ Из меня берут порою Реки свой исток. А в руках твоих открою Я любой замок” |
Ключ | Ключ |
5. Работа в тетрадях. Звуко - буквенный анализ слова.
Учитель: Ребята, запишите это слово в наших тетрадях и выполните звукобуквенный анализ слова.
-Толик, Катя Ц., и Катя Е., Гриша, Оксана и Света, пожалуйста, напечатайте это слово в своих тетрадях очень красиво.
- 1 ученик выполняет разбор у доски, затем комментирует, дети проверяют.
КЛЮЧ - 4зв., 4б.,1 слог
6. Многозначность слов.
Учитель: Скажите, пожалуйста, какие ключи вам встречались?
Предполагаемые ответы детей: дверной ключ, нотный ключ.
Учитель: Мне кажется, что существуют и другие ключи. Предлагаю обратиться за помощью к нашему знакомому “Толковому словарю русского языка”
“Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегов, страница 273
Ключ:
- Металлический стержень для отпирания и запирания замка.
- Приспособление для отвинчивания или завинчивания механизмов (гаечный ключ).
- Знак, в начале нотной строки.
- Вытекающий из-под земли источник, родник.
На доске иллюстрации.
- Слово одно - “ключ”, а имеет столько значений!
- Сколько? (много)
- Много значений. Как бы вы назвали это слово? (многозначное)
- А для нас слово ключ станет ключом к новым знаниям.
- Тема нашего урока “Многозначные слова”.
7. Зарядка для глаз
8. Работа по “Азбуке” с. 73Учитель: Авторы учебника приглашают нас с вами в самое теплое, уютное место в доме. Как вы думаете куда?
- Мы приглашены на кухню, на страницу 73.
Рассматривание картинки.
Учитель: Как много интересных вещей спряталось на этой картинке.
- Сейчас, мы разобьемся на группы и попробуем найти все предметы.
Дети работают в динамических парах (таблички с названием предметов)
Дети: Трубы – печная, самоварная, музыкальная, отопительная;
- Вот сколько значений у слова труба. Как назовете это слово? (многозначное)
Дети: Звезды – на небе, крышка банки, украшение на стене, на рубашке, на стеклах буфета;
Учитель: Как бы вы назвали слово звезды? (многозначное)
Дети: Фонари – уличный, “под глазом”, осветительный прибор (лампа)
Учитель: Кто запомнил, как называются слова с несколькими значениями?
9. Игра “Почему их так назвали”. Двигательная разминка.
Учитель: А сейчас, ребята, прелагаю пройтись по всей квартире.
-Начнем наше путешествие с прихожей. Почему ее так назвали?
Ответы детей
- Здравствуйте гости! Здравствуйте хозяева!
Учитель: Мы прошли в гостиную. Почему ее так назвали?
Ответы детей.
Учитель: Какие еще комнаты могли нам показать хозяева?
Предполагаемые ответы детей: столовую, кладовую.
Учитель: Почему их так назвали?
Учитель: А в квартире еще может находиться мастерская. Почему ее так назвали?
Учитель: Вы хорошо потрудились, давайте отдохнем и порадуем друг друга!
Выполнение движений под музыку В. Шаинского “Улыбка”.
10. Работа с текстом. “Я читаю” ч. 2 стр.20 (нижняя часть)
Учитель: Как мне было интересно с вами путешествовать по всем комнатам!
- А сейчас, ребята, я прелагаю вам поработать в наших “читалках”.
На доске: КАПИТАН
Учитель: Кто такой капитан?
Предполагаемые ответы детей: воинское звание, командир корабля, команды
Чтение текста учителем.
Учитель: А вы как думаете?
Детей обмениваются мнениями.
- Жужжащее чтение текста всеми учащимися.
Учитель: Так какой у Маши брат?
- Прочитайте текст еще раз.
Учитель: Катя Ц., Толик, Света, найдите в тексте вопросительные предложения, и подготовьтесь их прочитать выразительно?
Учитель: Сколько человек участвуют в разговоре?
Дети: Двое.
Учитель: Кто это?
Дети: Маша и Паша
Учитель: Отметьте слова Маши и Паши. Мы прочитаем этот текст по ролям.
Распределение ролей. Чтение по ролям
11. Итог урока
Учитель: Что сегодня на уроке вас удивило больше всего?
Учитель: А какой цвет вы бы выбрали для вашего настроения? Покажите.
Из набора карандашей или фломастеров выбирается соответствующий цвет.
Если вы хотите еще больше узнать о капитанах, причитайте текст на странице 21, в наших “читалках”.