Цели:
- познакомить со значением газеты как источника информации, средства передачи новостей и обмена мнениями;
- познакомить, какими знаниями и умениями должен обладать журналист, повторить профессии, необходимые в газетном деле;
- развивать экономическое мышление школьников, прослеживать связь экономических явлений и окружающей жизни;
- воспитывать нравственные качества, желание через газеты следить за новыми событиями в мире.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1. Беседа.
- Что такое газета?
- Как часто выходит газета?
- Для чего нужны газеты?
2. Работа по карте города.
- У меня в руках макеты Агентства новостей, Типографии, Издательства. Подумайте, как их лучше разместить.
3. Проверка домашнего задания – разгадывание ребусов.
- Кто делает газеты? (название профессий, какую работу выполняет, где работает (типография или издательство))
II. Работа по теме урока.
Сообщение цели – сегодня вы на практике узнаете, в чем заключается работа журналиста.
Интервью у гостей – берут дети с заранее подготовленными вопросами.
- Что нужно знать и уметь, чтобы работать журналистом?
- Приходилось ли вам видеть, как берут интервью; читать интервью в газетах и журналах?
- Я уверена, что когда-нибудь вам представится возможность побеседовать с теми людьми, кто вам интересен. Важно быть готовым к такому случаю. Потренируемся в умении проводить интервью.
2) Конкурс интервью – работа в парах.
Вопросы интервью на доске (ответы записываются в специальных формах):
- Как тебя зовут?
- Твой любимый день недели?
- Почему ты любишь этот день?
- Чем ты обычно занимаешься в этот день?
- Ответы будут записаны, а потом помещены в школьной газете (повесить макет газеты).
Объяснить, как работать:
- определить, кто спрашивает, а кто отвечает;
- записывать ответы (на каждого по 3 минуты);
- подписывать карточки-формы.
- Гостям предстоит выбрать самое интересное интервью.
3) Работа в группах (по 6 человек). Создание заметок.
Темы для заметок:
1-2 группа – на этом уроке мне не бывает скучно…
3 группа – мое последнее открытие…
4 группа – прочти, это интересно…
5 группа – о братьях наших…
На листке 1-2 предложения + рисунок от группы.
Поместить заметки на макет газеты. Над заголовком будем работать на следующем уроке.
4) Национально-региональный компонент.
- Какие газеты издаются в нашем городе?
- Покажите, какие газеты вы принесли? (кто выпускает? как часто выходит? где издается?)
Прикрепить газеты на доске.
Показать фотоформу газеты.
- В нашем городе несколько типографий. Какие? (ИПЦ “Гузель”, городская типография, типографии на предприятиях)
III. Итог.
1) - Что нужно знать и уметь, чтобы стать журналистом?
- У кого появился интерес к какой-то профессии, связанной с изданием газеты?
- Хотел бы кто-нибудь в будущем посвятить себя изданию газет?
- В Казани есть полиграфический техникум, а в Самаре – полиграфический институт. Здесь можно получить профессии полиграфистов.
2) Чтение высказываний великих людей о газетах.