Цель: приобщение к национальной культуре народа саха, пропаганда здорового образа жизни
Задачи:
- изучение истории происхождения кумыса;
- воспитание любви к традициям своего народа;
- расширение знаний о лечебных свойствах кумыса и
его пользы для организма;
- приобщение к духовно-нравственному наследию
народа саха.
Оснащение:
- традиционная посуда для приготовления кумыса;
- слайды о национальном празднике ысыах;
- утварь для разлива кумыса;
- таблицы;
- выставка книг о кумысе;
- музыкальное оформление “Кумысная заздравная”.
Основные этапы мероприятия:
- Ысыах.
- Якутская лошадь.
- Технология приготовления.
- Химический состав.
- История происхождения кумысного чорона.
- . Творческая мастерская.
- . Заключительная часть.
а) “Синквейн” - белый стих на тему “Кумыс”.
б) Ассоциограмма о кумысе.
Церемония кумысопития.
I. Ысыах.
Ысыах – традиционный праздник, олицетворяющий приход нового года по якутскому календарю.
С древних времен сохранились обряды встречи солнца, кормление Духа местности, ритуал кумысопития, игры Тыгына, в которых принимают участие современные боотуры.
Логическим продолжением культурной политики республики стало придание художественного статуса национальному празднику народа саха Ысыах и включение его в официальный праздничный календарь Якутии. [см. приложение 1]
Yhyach.
Yhyach ist ein traditionelles jakutisches Fest zu Beginn des Sommers. Man feiert es am 21 Juni. Die Menschen versammeln sich auf einer festlich geschmueckten Wiese. Viele von ihnen tragen schoene nationale Trachten. In der Mithe der Wiese steht eine rituelle Saeule zum Anbinden der Pferde. Ein Oloncho-Saenger eroefnet das Fest mit seinem Kehlkopfgesang. Er bewirtet das heilige Feuer, in dem er das Feuer und die Erde mit Salamat und Kumys bescheukt und besprengt und bittet sie um Wohlstand fuer sein Volk.
Junge Jakutinnen reichen Kumys in Tschoronen herum: zuerst den Aeltesten, dann den Gaesten und dann allen anderen Menschen. Alle trinken Kumys, essen gekochtes Pferdefleisch und Fladen.
Еще есть и мифы об Ысыахе Эллэя.
Эллэй поставил себе юрту, хлев для жеребят и загоны для лошадей. Развел у себя дымокур, который ранее был известен Омогону. К дымокуру стали собираться все лошади Омогона.
Устроил кумысный праздник Ысыах. Во время совершения этого обряда неожиданно выпал дождь из появившейся светлой тучи. В тот момент люди будто бы заметили на небесах или на той туче двух всадников в белоснежных одеждах, сидящих на конях беломолочной масти, которые на один миг, нагнувшись, взглянули на празднество. Тогда-то люди и поняли, что Эллэй человек с высшими духами – покровителями, в своей жизни сопровождаем самими богами. С тех пор стали жить – поживать.
Со слов Осипа Николаевича Рыкунова, 74 года, I Мальжегорский улус. Записано Г.В.Ксенофонтовым в январе 1925 г. (1977, с.4.)
II. Якутская лошадь.
Лошадь является неотъемлемой частью жизни всех тюркских народов. Она используется как верховая лошадь, является рабочей тягловой силой, дает мясо, молоко, шкуру, волос, шерсть, потроха. [см. приложение 2]
Якуты переселились из южных прибайкальских степей в суровые лесистые местности Якутского края и их неразлучно следовала лошадь. Она сумела освоиться в суровых климатических условиях, где зимой температура доходит до - 60?С, а летом жара до + 35?С. Якутская лошадь отгребает корм из-под снега и довольствуется малопитательной и скудной пищею. Она небольшого роста, жилистая и мускулистая. Зимой под верхними волосами вырастает длинный и пушистый подшерсток, который к лету выпадает. Преобладающий цвет якутских лошадей – грязно-белый и разные оттенки светлых мастей. Встречаются и более темные цвета. Исключительная выносливость, неприхотливость якутской лошади позволяют разводить ее по всей территории Якутии. Основное поголовье лошадей размещено в Центральной Якутии, где насчитывается более 80% всего конепоголовья. В Таттинском улусе имеются по состоянию конца 2006 года 8644 лошадей. Из них 6068 кобыл. Основное поголовье лошадей сосредоточено в Жохсогонском и Октябрьском наслегах [см. таблицу №1]
Сегодня мы остановимся на одной из продукций якутской лошади – кобылье молоко, из которого изготовляют национальный питательный и целебный напиток – кумыс. Доение кобылиц вручную начинается после отела в конце марта и в начале апреля. Доят несколько раз в день. Хорошая дойная кобыла дает 1 ведро в день сладкого жидкого молока. До якутов из кобылья молока изготовляли кумыс еще в 484-425 годах до нашей эры скифы, позже – народы Средней Азии, гунны степей Забайкалья и Монголии, курыкане и киргизы. Кумыс в Якутии некогда был самым распространенным продуктом питания, но за последние годы его производство сократилось. В республике имеются значительные резервы для расширения кумыса. При доении 10% кобыл от общего поголовья можно в летний сезон произвести 12-13 тыс.тонн кумыса.
Таблица №1
Количество лошадей и кобылиц Таттинского улуса по наслегам по состоянию конца 2006 г.
Наслега Таттинского улуса |
Количество лошадей |
Количество кобылиц |
|
306 |
210 |
Всего по улусу | 8644 |
6068 |
Данные отдела по сбору, обработке стат-материалов №17 РС(Я)
III. Технология приготовления кумыса.
Кумыс получают путем брожения кисломолочных продуктов, для этого надо периодически взбалтывать, это облегчает превращение молочного сахара в спирт, углекислоту и молочную кислоту, в чем и состоит производство кумыса.
Для получения кумыса используют молоко кобылье, кипячению охлажденную воду, пастеризованное кобылье молоко, закваску. [См. приложение 3]
Составляющие смешать и взболтать мутовкой до образования пены. Для брожения поставить на 7-12 часов при температуре 26-28 градусов. Взбалтывать через каждые 3-4 часа в течении 10-15 минут. Для лучшего брожения закладывают сушеные сухожилия передней ноги – бэстээх иниир, зерна ячменя, пшеницы или закваску из хмеля.
Чтобы получить 1,5 литра кумыса мы берем
500 гр кипяченой охлажденной воды,
700 гр кобыльего молока,
300 гр закваски
На ысыах готовили “арыылаах” кумыс, растапливают сливочное масло, заливают в ледяную воду, взбивают мутовкой, масло замерзает капельками, добавляют в приготовленный кумыс.
“Аарахтаах” кумыс – добавляют молоко коровы, кумыс можно хранить до 9 месяцев в герметической упаковке, что в ней образуется активная микрофлора, которая способствует долгому хранению.
“Саамал” кумыс – легкий, теплый, свежий, только что приготовленный слабый напиток, обычно квасится в маленьких сосудах, затем переливают в большой сборный сосуд.
“Хойуу” кумыс – крепкий кумыс. Этот вид кумыса подвергается длительному брожению. Получается крепкий напиток с более высоким содержанием спирта и углекислоты, вызывающее легкое опьянение, такой кумыс называется также “коонньоруу” кумыс.
“Хара” кумыс – “черный” кумыс заквашивают с добавлением молока яловой коровы и сыворотки сметаны. Он считается сортом пониже, но не менее полезен для здоровья, хорошо утоляет жажду. [см. приложение 4]
Кумыс приготовленный из кобыльего молока отличается высокой витаминностью, в нем в 10-15 раз больше содержится витамин С, чем в кумысе из коровьего молока.
Еще в 1696 году Исбрандт Идес писал: “Этот кумыс представляет собой водку из молока, который якуты обычно употребляют” |Ураанхай Сахалар том 1 г.Якутск 1992 г. 416 стр.|
Вот как оценил кумыс В.Л.Серошевский: “Молодой кумыс бьет в нос от избытка углекислоты и слегка опьяняет, но не надолго. Он быстро почти без остатка усваивается организмом, возбуждает кровообращение и усиливает все жизненные отправления. Он вместе с кобыльем мясом остался лакомым угощением богачей, воспеваемый в песнях пищей героев. Когда-то и не особенно даже давно, он составлял существенную часть народного питания”|Серошевский В.Л. Якуты. М. 1993 г. 714 стр.|
Настоящий якутский кумыс отличается крепкостью, изготавливается только из кобыльего молока. Якуты в прошлом обычно приготавливали кумыс в наглухо закрытом кожаном сосуде – “Симир” . Это пирамидальный мешок с четырехугольным дном и узкой длинной горловиной . Изготавливается он из кожи взрослой лошади .
Кумыс ,приготовленный в симире отличается высокими качествами и имел шипучую ,газированную и пенящуюся консистенцию от скопления в нем углекислого газа.
IV. Химический состав кумыса.
Из белковых веществ в молоке содержится казеин, альбумин и глобулин. Если в коровьем молоке на 100 частей белков приходится казеина 85% и альбумина 15%, то в кобыльем молоке казеина и альбумина поровну, поэтому оно считается альбуминовым, как и женское.
Альбуминовое молоко при свертывании под влиянием кислоты образует нежные, а не грубые видимые сгустки. Казеин коровьего молока при скисании дает плотный сгусток, а казеин кобыльего и женского молока впадает в форме воздушных хлопьев, почти неощутимых на язык и не изменяет жидкую консистенцию. Казеин из кобыльего молока в отличие от коровьего легко разводится в воде, что указывает его на лучшую переваримость и усвояемость.
Особенную ценность кобылье молоко представляет как поливитаминное средство. Известно, что с витаминами связано диетические и лечебные свойства кумыса.
Источником содержания витаминов в кумысе является исходный продукт – кобылье молоко. Особенно оно богато витамином С, которого в нем содержится в 5-10 раз больше, чем в коровьем молоке.
Общеизвестна роль витамина С в лечении туберкулеза. Он также влияет на обмен веществ в организме, в частности на углеводный обмен.
Кроме витаминов С и А в молоке кобыл есть и другие жизненно важные для организма витамины, как Д, Е, группа В и другие. При длительном лечении больных туберкулезом особенно важен витамин В6, ибо в организме развивается недостаточность в данном витамине.
Кобылье молоко содержит ряд минеральных веществ. Золы в кобыльем молоке почти в двое меньше, чем в коровьем. В золе его наибольший процент приходится на долю кальция и фосфора.
Соли кальция имеют большую роль в лечении туберкулеза.
Кобылье молоко превосходит по содержанию таких важных микроэлементов, как кобальт и медь, играющих важную роль в кроветворении, а по содержанию железа, необходимого для образования важнейшего белка в крови – гемоглобина, оно не уступает коровьему.
Химический состав молока, его технологические и биологические качества зависят от породы лошадей, условии и содержания и кормления.
В народе было издавна отмечена, что кумыс укрепляет здоровье и особенно полезен для ослабленных людей.
Опыты по вскармливанию кобыльим молоком детей грудного возраста как в нашей стране, так и за границей дали положительные результаты. Лечение грудных детей кобыльим молоком эффективно при острых расстройствах желудочно-кишечного тракта.
Итак, ребята, мы составим схему.
Какие химические вещества и элементы входят в состав кобыльего молока?
Схема химического состава кумыса
Минеральные вещества: зола, кальций – Са, фосфор – Р
V. История происхождения кумысного чорона
.“Чороны представляют собой исключительное достояние материальной культуры якутов. Таких сосудов нет сейчас ни у одного народа”.
А.П.Окладников
До сих пор не только за пределами Якутии, но и в ней самой мало изучено творчество народа Саха, достигшего большого мастерства в разных отделок прикладного искусства, в частности, художественной обработки дерева. Обилие лесов, бездорожье, отдаленность регионов в большей мере создали условие, при которых человек Саха невольно должен был сам изготовить почти все необходимые в быту предметы. Материалом для изготовления различных предметов домашней утвари служило дерево, представляемое самой природой.
Все деревянные предметы, утварь и посуда делятся по материалу изготовления на две группы: берестяную и деревянную.[см. приложение 5]
Центральное место среди деревянной утвари занимает чороон, который в сфере прикладного искусства именуется кумысным кубком. Чороон был мобильным и обязательным предметом в повседневной жизни каждого саха, и особенно использовался в обрядовых церемониях и празднествах.
Происхождение чорона берет свое начало в глубокой древности. Как пишет известный исследователь древней истории народа саха И.Г.Березкин, “…истоки якутского чорона на поддоне лежат, в одном случае, в обобщении форм скифского котла и древнейшей якутской деревянной и берестяной посуды, в другом форм скифского котла местной керамической посуды эпохи бронзы и раннего железа. Обе эти линии могли развиваться параллельно, тем более, что общим между ними был не только скифский элемент, но и единые в своем облике древние формы глиняной, берестяной и деревянной посуды Якутии” (диапроектор) [см. приложение 6].
По мнению А.П.Окладникова, “переселение южных тюркоязычных предков якутов с Западного Прибайкалья в бассейн средней Лены началось примерно в IX-X веках”. При этом целесообразно применить описание А.И.Гоголева по изучению происхождения этногенеза народа саха “Якутский чорон не подлежал в числу сугубо бытовой посуды. Им пользовались в основном только во время проведения кумысного праздника. Своеобразная форма чороона на поддоне результат слияния форм скифского котла и якутской посуды типа матаарчах. Следует к этому добавить, что скифы готовили кумыс в деревянной посуде. Ручка одной деревянной посуды из Пазырика оформлена в виде копыт лошади, как ножки поздних якутских чороонов… Чорон, большой деревянный кубок, пускаемый в круг празднующих людей, мог символизировать также их единство перед богами, у которых посредством жреца, Айыы ойууна, и спрашивали благополучие размножение конного и рогатого скота. В языческих погребениях якутов обнаружены чороны архаичной формы, похожие на скифский котел. Они встречаются редко и в основном в мужских погребениях с богатым инвентарем” (диапроектор) [см. приложение 7].
Ареал распространения якутского чорона, или же похожего керамического сосуда имеет большой охват территории от бассейна Енисея до побережья Охотского моря и долин Алтайских гор до побережья Северного Ледовитого океана. Территорию исследования она называет Ымыяхтахской культурой, обнаруженной в 1942 г. А.П.Окладниковым, датирующаяся II тыс. до н.э. Интересующей нас территорией распространения данной культуры является Среднеленское плоскогорье, откуда в последствии также была открыта точка местонахождения другой культуры, Кулун-Атахтахской и т.д. [см. приложение 8]
VI. Творческая мастерская
(работа по группам)а) “Синквейн” - белый стих на тему “Кумыс”
С И Н К В Е Й Н –белый стих
(алгоритм )
1 строка |
кто? что? |
1 имя существительное |
2 строка |
какой? |
2 имя прилагательное |
3 строка |
что делает? |
3 глагола |
4 строка |
предложение из 4-х и более слов или цитата, крылатые слова |
|
5 строка |
кто? что? |
1 ассоциация |
б) Ассоциограмма о кумысе
VII. Заключительная часть:
Церемония кумысопития
Список использованной литературы:
- Алексеев Н.А. Якутские мифы. – Новосибирск: Наука, 2004. – 451 с.
- Аммосова Т.В. Расширим якутское кумысопроизводство. - Я., 1983.
- Атлас сельского хозяйства ЯАССР. – М: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров, 1986.
- Географический атлас “Республика Саха (Якутия)”. – М: Роскартография, 2000
- Захарова Л.С. Золотые руки. Пособие для учителя. – Я: Издательство “Бичик” - 272 с.
- Лопатин А.П. Традиционная технология изготовления чорона. – Дэбдиргэ: ОАО “Медиа холдинг – Якутия”, 2008.
- Маак Р.К. Вилюйский округ. – М: АО “Яна”, 1994. – 576 с.
- Серошевский В.Л. Якуты / Опыт этнографического исследования / - М: 1993 – 736 с.
- Уткин К.Д. /сборник. 2-я книга/ - Якутск: “Бичик”, 2004 – 272 с.