Радикальные преобразования, происходящие в последнее время в России, ставят особые задачи перед системой образования. Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной её адаптации в современном социокультурном пространстве.
Чтобы разобраться в себе, собственных эмоциях, ребенок должен уметь переводить эмоции в словесный план. Учитывая, что словарь эмоциональной лексики детей ограничен как в плане опыта, так и в плане внутренних возможностей, становится понятно, что в усвоении назывной формы эмоциональных состояний, равно как и в овладении, формами их адекватного телесного выражения, ребёнку необходима помощь взрослого, выступающего в роли носителя этих форм. Следовательно, осознание ребенком собственных эмоциональных состояний и эмоции окружающих, способность говорить об эмоциях не приходит к нему автоматически, а развиваются во взаимодействии с взрослыми.
Программа является переработанной и адаптированной для дошкольников версией пособия Карелиной И.О. “Эмоциональное развитие детей подросткового возраста”.
Программа разработана для детей 5-6 лет.
Цель программы: научить детей осознавать и вербально передавать собственные эмоциональные состояния, понимать эмоции окружающих.
Задачи:
- Формирование представления детей об эмоциональных состояниях, умение их различать и понимать.
- Обогащение словарного запаса детей, знакомство со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния.
- Развитие умения вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние.
- Совершенствование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимикой) – средствами человеческого общения.
В основе программы положены принципы:
Принцип обеспечения всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаний, умений и навыков, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа “Я”, эмоционально – потребностной сферы, нравственных ценностей и установок. С этих позиций на занятиях решаются задачи раскрытия ребенку мира его собственных переживаний и переживаний окружающих, воспитание чувств, развитие воображения, самостоятельности детей, расширение их социальной компетентности, формирование эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
Принцип доступности и учета возрастных особенностей детей. Указанный принцип предполагает соблюдение определенной меры трудности в содержании нового материала и обеспечивается благодаря опоре на имеющиеся знания. Многие темы предусматривают привлечения материала знакомых сказок, стихотворений. Вспоминая основные события и переживания персонажей, дети с помощью педагога могут сопоставить их с собственным опытом. Кроме того, дети учатся соотносить собственные эмоциональные состояния с состоянием природы, а также с соответствующими жизненными событиями.
Принцип систематичности и последовательности. Программный материал распределяется таким образом, что обеспечивает последовательное усложнение его от занятия к занятию, осуществляется связь последующего материала с предыдущим. В течении семнадцати проведенных занятий дети знакомятся с проявлением основных эмоциональных состоянием людей: любопытство, радость, удивление, печалью, злостью, страхом, спокойствием.
Принцип наглядности. Данный принцип имеет большое значение в обучении детей дошкольного возраста, так как мышление детей носит наглядно-образный характер. Используемые в занятиях пиктограммы, карточки и иллюстрации обеспечивали восприятие материала.
Игровой принцип. Опора на игровую мотивацию и преобладание игровой деятельности являются отличительными особенностями программы. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка, для которого игра – типичная форма жизнедеятельности.
Принцип обеспечения эмоционального благополучия ребенка. Проблема эмоционального благополучия детей является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние ребенка относится к числу важнейших условий развития личности ребенка. Современные научные данные убедительно доказывают, что для психологического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Как отмечает Т. Гэмбл, “эмоции не являются изначально хорошими или плохими, они разрушают отношения, не добавляют проблемы в нашей жизни. На наши отношения скорее влияет то, что, мы думаем и как мы действуем, когда испытываем определенную эмоцию”.
Занятия состоят из трех частей:
- Вводная часть. Она включает в себя разминку и мимическую гимнастику.
- Основная часть. Включает – эмоциональные этюды, беседы, подвижные игры, сюжетные игры на выражение различных эмоций.
- Заключительная часть.
Предполагаемые результаты.
Ожидается, что реализация данной программы принесет следующие результаты:
- Дети познакомятся со словами, обозначающими эмоциональные состояния, с элементами выразительных движений: позой, мимикой, жестом;
- Углубится понимание основных эмоциональных состояний;
- Активизируется эмоциональный словарь детей;
- Разовьется способность к вербализации экспрессивных признаков и ситуации проявления того или иного эмоционального состояния;
- Снятие психо-эмоционального напряжения;
- Дети обучатся ауторелаксации.
Перспективный план
Тема | Цель занятия | Содержание | |
№ 1 -2 | На лесной полянке | Познакомить с понятием “настроение”. Расширить представления о мимических способах выражения эмоций. Побуждать к высказываниям о своих эмоциях. | Разминка “Веселая гимнастика”, мимическая гимнастика, этюд “Цветок”, беседа, подвижная игра “Прогулка”, релаксация “Радость”. |
№ 3 | В гостях у сказки | Продолжать знакомить с элементами выразительных движений. Развивать понимание эмоциональных состояний | Разминка “из семени в дерево”, этюд “Золушка”,сюжетная игра, подвижная игра, релаксация. |
№ 4 -5 | Удивительные Джунгли | Развивать мимические и
пантомимические способности детей. Развивать понимание эмоциональных состояний “страха”, “злости”. Развивать способность к вербализации экспрессивных признаков и ситуаций возникновения эмоций. |
Разминка, мим. гимнастика, Этюд “Ночные звуки”, “Рассердились”,беседа “Злость”, сюжетная игра, подвижная игра “Дракон”, релаксация “Факир”. |
№ 6 | Шалости Карлсона | Развивать мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в образ. Обучать приемам саморасслабления. | Разминка, мим. гимнастика, Этюд “Любопытный Карлсон”, упражнение “Закончи фразу”, сюжетная игра, подвижная игра, релаксация. |
№ 7 | Цирковые артисты | Побуждать к двигательной импровизации. Упражнять детей в определении эмоциональных состояний “радости”, “спокойствие”. Знакомить с состояниями “удивление”, “радость”, “страх” в сюжетной игре. | Разминка “Танец огня”, мим. гимнастика, этюд “Клоуны”, упражнение “Вспомни случай”, Беседа “Покой”, сюжетная игра, подвижная игра, релаксация “Лентяй”. |
№ 8 -9 | Волшебные превращения | Развивать пантомимические
способности детей. Упражнять в определении настроения по словесному описанию. Развивать понимание эмоциональных состояний “самодовольство”, “печаль”. Обучать приемам саморасслабления. |
Разминка “Воздушный бал”, мим. гимнастика – чтение стихотворений, этюд “Дюймовочка”, упражнение “Произнеси фразу..”, этюд “Вальс цветов”, релаксация “Фея сна”. |
№ 10 -11 | Погода и настроение | Развивать пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в образ. Упражнять детей в распознавании эмоциональных состояний по схематическим изображениям. | Разминка “Деревья летом, весной…”, мим. гимнастика “Угадай настроение”, этюд “После дождя”, беседа “Настроение и погода”, сюжетная игра “Облака”, релаксация “Облако”. |
№ 12 | По страницам детских книг | Упражнять детей в распознавании эмоциональных состояний по мимике. Углублять понимание эмоций. Продолжать развивать интонационную выразительность речи детей. | Разминка “Мы охотимся на льва”, мим. гимнастика “Покажи настроение”, этюд “Умывальник и крокодил”, беседа “Настроение”, сюжетная игра “Котята”, релаксация “Холодно – жарко” |
.№13 – 14 | Забавные истории | Упражнять детей в двигательной импровизации. Упражнять детей в распознавании эмоциональных состояний по схематическим изображениям и объединять их единым сюжетом. | Дид. игра “Господин из Амстердама”,игра “Расшифруй письмо”,этюд “Вожатый удивился”, подв. игра “Укуси свой хвост”, релаксация. |
№ 15 -16 | Угадай настроение | Упражнять детей в двигательной импровизации. Упражнять в распознавании и назывании передаваемого музыкой эмоц. состояния. | Мми. игра “Опиши настроение”, музыкальные загадки, упражнение “Произнеси фразу”,подв. игра “Ожерелье”, заключительная беседа, релаксация. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Вежнович И.Н. Программа “Развитие эмоциональной сферы” //Школьный психолог. 2005. № 17
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
- Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей //Вопросы психологии.1995.№ 2.
- Ежкова Н.М. Эмоциональный компонент образования: проектирование содержания // Дошкольное воспитание. 2005. № 10.
- Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
- Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. – М.,2004.
- Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. – Ярославль, 2006.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М., 1999.
- Письмо Мин. Образования РФ “требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей” от 18.06.2003 г.