"Путешествие в сказку"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи.

  • Развитие познавательного интереса младшего школьника, творческих способностей, логического мышления, привитие любви к книге – источнику знаний, удовлетворении потребности в игровой деятельности, развитие позитивных качеств личности на примере фольклора.
  • Для семиклассников – развитие креативных, организаторских способностей, чувства доброты и внимания к младшим.

Оборудование и оформление. Телевизор, DVD, диски с записями сказок, магнитофон с записью фонограммы к сценке. Ватман с текстом: “Сказка - ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок”.

Предварительная работа. Подготовка сценки “Красная Шапочка на новый лад” с воспитанниками 7 класса (сценку дети могут придумать сами).

Ход мероприятия

Под “волшебную” музыку выходит Фея – ведущая вечера сказок.

Ф. – Добрый вечер! Я – Фея, хозяйка страны Сказок.

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
(В. Берестов.)

Сегодня мы совершим с вами путешествие в страну Сказок. Хочу вас предупредить, что самые любознательные, активные, по завершению нашего путешествия, будут награждены. Моими помощниками будут ученики 7 класса.

- Моя первая просьба к вам, пожалуйста, помогите мне вспомнить название сказки, в которой рассказывается о девочке, которую мама послала проведать больную бабушку, а на голове у неё была не то шляпка, не то шапочка? Кто её автор? /Ш. Перо “Красная Шапочка”/.

Ответы детей. Затем ведущая, вместе с детьми, вспоминает краткое содержание сказки.

Ф. – А теперь, мои помощники, 7 класс покажет вам эту же сказку, но уже на новый, современный лад. Вы внимательно её смотрите. Затем мы проведём “Аукцион отличий”, я попрошу назвать отличия сказки, показанной моими помощниками, от сказки, написанной Шарлем Перо.

Показ сценки учениками 7 класса, после которой ведущая вместе с актерами проводит “Аукцион отличий”, когда дети называют замеченные отличия двух сказок. Ведущая ведёт аукционный счёт после каждого ответа: “Раз,…два,… кто ещё?”. После “трёх” ответы не принимаются. Ученик, давший ответ последним, объявляется победителем.

Ф. –Дорогие друзья, а кто из сказочных героев больше всего любит ходить в гости и есть мёд?.. Правильно – Винни Пух! И мы предлагаем вам посмотреть мультипликационный фильм про этого замечательного медвежонка.

Просмотр мультфильма про Винни Пуха.

Ф. –Я вижу, вы очень любите сказки. А сумеете ли вы справиться с викториной по сказкам? Напоминаю, что лучшие знатоки получат призы.

Вопросы викторины задаются классам поочерёдно, если класс не ответил, право ответа переходит к следующему.

Вопросы викторины:

  1. В какой сказке действующими лицами были Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка? (“Три медведя”.)
  2. В сказке “Заюшкина избушка” у лисы была избушка ледяная, а какая избушка была у зайчика? (Лубяная.)
  3. Из какой сказки слова: “Вижу, вижу!
  4. Не садись на пенёк,
    Не ешь пирожок!
    Неси бабушке,
    Неси дедушке!” (“Машенька и медведь”.)

  5. В какой сказке Лиса заставила Волка ловить рыбу проруби, своим хвостом, да ещё и зимой? (“Лисичка-сестричка и волк”.)
  6. Вы все знаете сказку “Колобок”. Вопрос: когда старик узнал, что в доме нет муки, где посоветовал старик, помести старухе, что бы набрать муки? (“Эх, старуха, по амбару помети, по сусечкам поскреби, - вот и наберётся”.)
  7. Из какой сказки слова: “Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша”? (“Царевна – лягушка”.)
  8. В какой сказке действующими лицами являются: печка, яблоня, молочная река - кисельные берега, ёжик, Баба Яга? (“Гуси – лебеди”.)
  9. Жизнь какого сказочного героя находилась на острие иглы? (Кощея Бессмертного.)
  10. В какой сказке Мышка принесла несчастье деду с бабкой? (“Курочка Ряба”.)
  11. А в какой сказке Мышка принесла счастье деду и бабке? (“Репка”.)
  12. В какой сказке кота звали Котофей Иванович? (“Кот и лиса”.)
  13. Какими летательными аппаратами пользуются сказочные герои? (Ступа, ковёр – самолёт, пушечное ядро).
  14. Какой сказочный герой сумел вытащить самого себя за волосы из болота? (Барон Мюнхгаузен.)
  15. Кто автор сказки “Огниво”? (Ганс Христиан Андерсен.)
  16. В какой сказке главный герой из некрасивого, уродливого, тёмно – серого превращается в самого прекрасного из прекрасных? (“Гадкий утёнок”.)
  17. Назовите автора сказки “Маленький Мук”? (Вильгельм Гауф.)
  18. Героями какой сказки являются: Кай, Герда, Маленькая разбойница, Северный олень? (“Снежная королева”.)
  19. Назовите автора произведения “Сказка о спящей красавице и семи богатырях”? (А.С. Пушкин.)
  20. В какой сказке рассказывается о приключениях Мальвины, Пьеро, Дуремара, папы Карло, лисы Алисы, кота Базилио? (“Золотой ключик, или приключения Буратино”.)
  21. Кто написал сказку “Бременские Музыканты”? (Братья Гримм.)

Ф. – Большое спасибо, вы сумели доказать, что сказки вы любите и помните!

А мы приготовили для вас ещё одно испытание. Сейчас мы покажем небольшой спектакль, в котором актёром может стать любой из вас. Я буду читать текст сказки, а актёры будут изображать то, о чём идёт речь. Хочу сказать, что у нас будет особый приз за актёрское мастерство. Будьте внимательны, сейчас я буду называть героев пьесы, а затем из зрителей буду выбирать того, кто будет эту роль исполнять. Пожалуйста, не забудьте, кого или что вам необходимо будет изображать во время моего чтения. Приступаем!

“Грибное чудо”

Действующие лица:

Солнце. Занавес (2 чел.).
Лес (любое количество). Маша.
Витя. Луна.
Корзина. Грибы.
Ворона. Волк.
Баба Яга. Кощей.
Ночь. Звёзды.
Печь. Ветерок.
Чёрный кот. Телевизор.
Зрители.

 - Представим, что мы с вами находимся в театре. Занавес ещё закрыт. Зрители постепенно успокаиваются, устремляя свой взор на сцену в ожидании волшебства. И вот…

- Уважаемые зрители, вашему вниманию предлагается спектакль “Грибное чудо”!

- Занавес загадочно открывается, на сцене лес – огромные дряхлые деревья.

- На востоке медленно поднимается солнце. Его лучи нежно коснулись макушек деревьев. Легкий утренний ветерок качал ветви… Луна постепенно растаяла в небе… На опушке леса послышались голоса – из-за деревьев появились Маша и Витя, которые приехали из города за грибами. Дети шли, напевая весёлую песню, вдвоём они несли большую корзину. Вдруг они заметили грибы, растущие между деревьями. Маша и Витя стали быстро собирать их в корзину. Солнце медленно опускалось за деревья приближалась ночь… Грибники до того увлеклись, что не заметили, как ушли с тропинки и заблудились. С верхушки дерева раздался громкий крик старой вороны… Только тогда дети заметили, что оказались в странном месте: деревья сомкнули над ними свои макушки, издалека до них доносился протяжный волчий вой…, а из-за ближайшего дерева одиноким окошком выглядывала избушка на курьих ножках… Над деревьями зависла луна. Маша, испугавшись, бросила корзину с грибами под дерево и заплакала, а Витя взял её за руку, и смело пошагал к избушке

- На пороге избушки появилась Баба Яга, она старчески покашливала и кряхтела... Увидев заблудившихся детей, она почему-то очень обрадовалась и стала потирать руки от удовольствия. Следом за ней появился огромный чёрный кот, который нежно урчал и тёрся об ноги своей хозяйки. Маша и Витя, задрожав от страха, стали объяснять Яге, как они здесь оказались. Ничего не ответила Яга, но посмотрела на детей странными глазами. Раздался унылый волчий вой, из-за деревьев показалась облезлая волчья морда, и тоже посмотрела на маленьких детей голодными глазами. С макушки дерева хрипло закричала старая ворона. Из-за избушки появился высокий, худой Кощей. Яга и Кощей подходили к детям всё ближе и ближе, а дорогу к лесу им перекрыл рычащий волк

- Втроём подойдя к Маше и Вите вплотную, они жалобно спросили у них, известно, мол, милым деткам, в какое время, и по какой программе сегодня вечером, по телевидению, будет показана их любимая сказка “Василиса Прекрасная”.

- Когда на небо, плавно кружась в хороводе, выплыли звёзды, в лесной избушке, уютно устроившись у телевизора, пили чай Кощей, Яга и их гости Маша и Витя. По телевизору шла всеми любимую сказку. У огромной деревенской печи, которая весело потрескивала дровами, свернулся калачиком волк.

- А когда наступило утро, и на небе радостно сияло солнце, по лесной тропинке, громко распевая песни, спешили на автобус Маша и Витя. Они несли корзину полную грибов. Возле избушки стояли Кощей и Яга, они грустно смотрели вслед детям, украдкой вытирая слёзы. Волк бежал рядом за гостями, его хвост стремительно вращался, он жалобно скулил. Верхушки деревьев качал тёплый ветерок. И с ветвей наблюдала за всем старая ворона.

- Занавес медленно закрывается.

Все актёры выходят на сцену.

Зрители аплодируют.

 Ф. –Всем актёрам хочу сказать спасибо за великолепную игру!

Наше Путешествие в Сказку завершено, но знакомство с удивительным, волшебным сказочным миром продолжается. Без сказок наша жизнь была бы скучной, неинтересной, а добрых, отзывчивых людей вокруг нас было бы меньше. Ведь не зря говориться: “Сказка ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок!”

Нам остаётся только подвести итоги нашего путешествия. Слово жюри.

Жюри, состоящее из учеников 7 класса, подводит итоги, награждая лучших.

- Всем вам, в заключение, предлагаю посмотреть мультфильмы по русским сказкам. А я с вами прощаюсь, до встречи на страницах книг!