Внеклассное занятие по окружающему миру "Я здоровье берегу — сам себе я помогу"

Разделы: Начальная школа


Форма урока: дискуссионный клуб.

Цель урока:

  • формировать у учащихся новые понятия: духовное здоровье, психическое здоровье, физическое здоровье;
  • обобщить знания детей о формах и методах сохранения здоровья;
  • познакомить с новыми системами оздоровления;
  • развивать потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование: иллюстрации здорового образа жизни, карточки для голосования, таблицы с пословицами, поговорками и “крылатыми словами” о здоровом образе жизни, раздаточный материал по системе оздоровления П. К. Иванова “Детка”, рисунки и сочинения детей, магнитофон, мультимедийный аппарат с презентацией по уроку.

Ход урока

Уч-ль: Добрый день, дорогие друзья, уважаемые гости нашей сегодняшней встречи.

На протяжении многих уроков окружающего мира, мы с вами изучали организм человека, познакомились с тем, как работают и какую функцию выполняют различные органы человеческого тела. А как вы думаете, что необходимо для того, чтобы наш организм работал бесперебойно и слаженно?

Дети: необходимо вести здоровый образ жизни.

Уч-ль: начать сегодняшнюю встречу мне хочется с одной истории, которую я прочитала в книге А. Дорохова. Называется она “Молодой старичок ”.

Я знал одного ленивого мальчишку. Когда он проходил по коридору мимо моей комнаты, я всегда мог догадаться, кто идёт, хотя дверь была закрыта: только он один во всей квартире волочил ноги, словно дряхлый старик.

А когда он садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и 10 минут. Сперва подопрёт голову одной рукой, потом другой и, в конце концов, ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина.

Вопрос детям: А почему?

Только потому, что он не любил давать работу своим мышцам. Ребята бегут трудиться – зимой во дворе снег разгребать, весной цветы сажать, осенью – новые деревья, а он всякий раз найдёт предлог, чтобы увильнуть. Даже на уроках физ-ры он вечно присаживался на скамеечку у стены, у него, мол, - на прошлой неделе был насморк, и он себя плохо чувствует.

Вот так он и стал молодым старичком.

Уч-ль: - как вы думаете, что хотел сказать нам автор этим рассказом?

(нужно беречь здоровье, закаливать свой организм.)

Народная мудрость гласит

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Я считаю, что в этих словах заключён главный смысл этого рассказа.

Вопрос: Может ли человек прожить счастливую жизнь, если у него нет здоровья?

Уч-ль: Однако в жизни часто встречаются люди, которые считают, что заботиться о своём здоровье совсем не обязательно. По сути дела они не следят за собой, но от этого страдают они сами и окружающие их люди.

- Вы никогда не задумывались над тем, что же такое здоровье и как сделать так, чтобы прожить жизнь здоровым и счастливым?

- Об этом и пойдёт разговор на нашем уроке, который пройдет в форме дискуссионного клуба, и каждый из вас сможет высказать своё мнение по этому вопросу.

Каждый из вас в течение этого урока должен будет ответить для себя на ряд вопросов:

1. Что такое здоровье?

2. Какие помощники в сохранении здоровья у нас существуют?

3. Что необходимо делать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?

Уч-ль: С первых дней рождения нашей Родины здоровье людей, особенно детей, стало неустанной заботой гос-ва.

- Значит охрана здоровья – это личное дело каждого человека или же государственное?

Голосование
Личное Государственное
Да – З. Нет – к.

- Почему?

Здоровье - важнейшее условие для активной работоспособности человеческого организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, но и предупреждение его. Для этого созданы все необходимые условия. Идёт большая работа по оздоровлению окружающей среды, по созданию хороших условий учёбы и отдыха детей, по дальнейшему развитию детского здравоохранения и физического воспитания.

И снова я обращаюсь к народной мудрости

Здоровье дороже богатства.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Итак, 1 вопрос:

Что же мы понимаем под словом здоровье?

Толковый словарь:

Вывод 1. Здоровье – это нормальное состояние организма человека, хорошие условия труда и отдыха, ежедневное духовное, психическое и физическое самосовершенствование.

- А что такое духовное здоровье?

  • Духовное здоровье – это ежедневное занятие творческими делами, познание нового.

(Фото где мы в библиотеке, занимаемся музыкой, оркестром, ставим спектакли и филармония )

  • Психическое здоровье – это ежедневное развитие речи, мышления, памяти, воображения, эмоций.
  • Физическое здоровье – это ежедневные тренировки тела с помощью физических упражнений.

Уч-к:

Пусть зима стучит снежинками в окно,
Но в классе у нас тепло и светло!
Мы здесь подрастаем, мужаем мы здесь
И набираем, естественно вес!

Уч-ца:

Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,
Нам спорт с физкультурой, как воздух, нужны,
А с ними порядок, уют, чистота,
Эстетика, в общем, сама красота!
Здоровье своё бережем с малых лет
Оно нас избавит от болей и бед!

Вопрос.

- Считаете ли вы что быть здоровым легко?

Голосование

Да – З. Нет – к.

Выбегает мальчик ( Дима )
Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка как лягушка ускакала от меня.

Дети.

- Что с тобой случилось?
Расскажи, что приключилось?

Дима.

За мной мчится Мойдодыр -
Всех мочалок командир!

Мойдодыр (Женя)

У него на шее – вакса!
У него под носом – клякса!

Дима.

Ой, я слышу – он идёт!
Сейчас меня он заберёт!

Выходит Мойдодыр (Женя)

Где тут гадкий, где тот грязный
Неумытый поросёнок?

Учитель.

Подожди, Мойдодыр, не ругайся
И на мальчика так не бросайся!

Мойдодыр:

Долго мне пришлось терпеть
И на грязь его смотреть.
Все ребята просыпаются
И, конечно, умываются.
Он один не умывался,
И, грязнулею остался!

Перед тем, как сесть поесть, правило такое есть
Надо мыло в руки взять и в воде пополоскать
Он же мыла не берёт, а хватает бутерброд!
Даже после туалета он ко мне заходит редко!

Дети.

Мойдодыр! Во всём ты прав,
Мальчика с собою взяв, вместе мы с тобой пойдём
И в порядок приведём этого ученика!

2 вопрос

Итак, кто же является нашим помощником в сохранении здоровья?

1 ответ.

- Личная гигиена.

- А, что обозначают эти слова? (личная гигиена)

  • “Личная” - то есть каждый человек выполняет эти правила.
  • “Гигиена” - это те действия, выполняя которые, люди поддерживают своё тело и жилище в чистоте и не болеют

Игра. На экране представлены предметы.

- Какой из них может быть общим для всех членов семьи?

1. Расчёстка.

2. Зубная щётка.

3. Зубная паста.

- Какой из предметов должен быть личным для каждого члена семьи?

1. Шампунь.

2. Мыло.

3. Мочалка.

Молодцы, справились с заданием отлично!

А теперь посмотрите пластику – чудную гимнастику!
Гибкость, точность, красота – у девчонок неспроста!
Много сил пришлось вложить
Прежде чем такими быть!

Гимнастический номер

Вед. Ученик наш чистым стал!

Мальчик: Я и сам не ожидал, что могу таким я быть!

Мойдодыр. Повторим еще, друзья, как построить режим дня!

1.
Чтоб прогнать тоску и лень,
Подниматься каждый день
Нужно ровно в 7 часов.
2.
Отворив окна засов,
Сделать лёгкую зарядку
И убрать свою кроватку!

3. Душ принять,

4. И завтрак съесть,

5.
А потом за парту сесть!
Но запомните, ребята,
Очень важно это знать,
Идя в школу, на дороге
Вы не вздумайте играть!
Опасайтесь вы машин,
их коварных черных шин.

6.
На уроках ты сиди и всё тихо слушай
За учителем следи, навостривши уши!

7.
После школы отдыхай: но только не валяйся,
Дома маме помогай, гуляй, закаляйся!

8.
Пообедав, можешь сесть выполнять задания.
Всё в порядке, если есть воля и старание.

Вопрос:

- Что ещё является одним из главных моментов в режиме дня?

Дети

- Занятия любимым делом (психическое и духовное здоровье)

Вопрос:

- Сколько времени в день можно смотреть телевизор?

- В какое время вы должны ложиться спать?

Уч.

Соблюдаем мы всегда распорядок строго дня:
В час положенный ложимся,
В час положенный встаем,
Нам болезни нипочём!
Просто классно мы живём!

Итак, сделаем второй вывод:

Что же является ещё одним условием для сохранения нашего здоровья?

СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ

Уч-ца:

Стало плохо мне сейчас,
Передо мной всё закружилось,
В голове всё помутилось!

Дети: Так нельзя её бросать, надо Доктора позвать!

Уч-ца: Не хочу я докторов! Я почти уже здорова!

Дети: У тебя ужасный вид, визит к врачу не повредит!

Доктор Айболит

Я добрый доктор Айболит, если что-то заболит,
Времени зря не теряйте, свою боль мне доверяйте.
А меня все знают тут, звери и детишки,
Вот опять сюда идут девчонки и мальчишки!

Дети: Здравствуй, доктор Айболит!

Айболит:

Здравствуйте, ребята!
Что случилось? Что болит?

Уч-ца:

Боли, доктор, в голове. Помогите, доктор, мне!
Не хочу я даже сладость, - вот какая везде слабость!

Айболит:

Сейчас осмотр я проведу, чем смогу, тем помогу!
Ручки слабые, ножки тоже. Так-так, на что же это похоже?
Ну-ка, рот открой пошире: 1 и 2 и 3, 4.
Зубы все пока на месте, посоветуемся вместе!

Дети:

- надо дать ей 3 таблетки!

- в нос закапать из пипетки!

- надо выпить порошок!

- антибиотиков мешок!

- надо срочно ей микстуру и справку дать от физкультуры!

Айболит:

Нет, ребята, в этом вы совершенно не правы!
Ваши знания видны, но таблетки вам вредны!
Организм ваш молодой – сам он справится с бедой.
Только чуда вы не ждите, себе сами помогите!
А помощников не счесть! Травы лечащие есть,
Завари и пей, когда подойдёт к тебе беда.
Баня с паром, кипятком, веником и лежаком…

Уч-ца: Нет, сегодня, я купалась, без ушей чуть не осталась!

Айболит:

Нет, так нет! Тогда скорей чая с мёдом ты попей!
Иль с вареньем из малины, или с соком из рябины.
У природы есть секрет, как быть здоровым много лет:
Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.
Так что, Маша, подымайся и за дело принимайся.
У тебя болезней нет, дам тебе такой совет:
Спортом больше занимайся, а к докторам лишь обращайся
За советом, и тогда здорова будешь ты всегда!

Итак, подводим итог этой части разговора:

Вопрос

Какие помощники в сохранении здоровья существуют?

Дети:

- Осмотры у врачей-специалистов.

- Занятия физкультурой, спортом и закаливание.

Песня “Кожаный мяч”

Уч-ль:

Одной из современных систем оздоровления в мире является система П. К. Иванова “Детка”.

Иванов считает, что все мы – дети природы (отсюда и название “Детка”) и должны укреплять своё здоровье, используя природные факторы – воду, воздух и солнечную энергию.

Нам он даёт следующие советы

Ежедневно обливайся водой, так, чтобы тебе было хорошо. Купайся, где можешь: в озере, в ванной, принимай душ. Купание в горячей воде завершай холодным душем.

Перед купанием или после него, а если возможно, то и совместно с ним, выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой – на снег, хотя бы на 1-2 минуты. Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно пожелай себе и всем людям здоровья.

  • Не употребляй алкоголя и не кури.
  • Старайся хоть раз в неделю обходиться полностью без пищи: лучше с 18-20 часов в пятницу до субботы.
  • Люби окружающую природу. Не плюй вокруг, привыкни к этому: это – твоё здоровье.
  • Хочешь быть здоровым - здоровайся со всеми.
  • Помогай людям.
  • Победи в себе жадность, лень, самодовольство, лицемерие, верь людям и люби их.
  • Освободи свою голову от мыслей о болезнях, смерти. Это твоя беда.
  • Мысль не отделяй от дела. Твори только хорошие дела. Будь скромен.

Уч-ль: Я думаю, что необходимо пользоваться этими советами, и тогда здоровье будет сопутствовать вам.

Уч-ль: А вот какой случай я наблюдала, однажды, в нашей школьной столовой.

Сценка

За одним столом сидели ученик и учитель биологии. Мальчик торопился на тренировку и поэтому ел очень быстро.

Уч-ль биологии:

- хотел бы я знать, что ты сейчас делаешь?

- (удивленно) разве не видите, ем кашу.

- но ведь ты совсем её не пережевываешь!

(мальчику стало смешно) – а зачем я буду жевать её, она и так жидкая.

- пусть жидкая. Жевать пищу надо не только для того, чтобы из твёрдой её сделать жидкой.

Вопрос: А для чего ещё?

(ответы детей)

Всякая пища нуждается в обработке слюной, с которой она смешивается во время жевания. Если пища, наскоро проглоченная и не обработанная слюной, попадает в желудок, а потом в кишки, то пищеварительные соки, которые там выделяются, не смогут её полностью переварить. Большая часть пищи выбрасывается тогда из организма.

Уч-ль биологии:

- Запомни, что кусочек хлеба, хорошо пережёванный, может дать человеку больше питания, чем целый обед, съеденный без толку.

Вопрос - Голосование

Считаете ли вы, что все продукты одинаковые и без разницы, что есть и когда?

  • Да - З.
  • Нет – К .

Уч-ль: Врачи говорят, что гораздо чаще болеют те люди, которые неправильно питаются. Мы, должны, чаще есть свежие овощи и фрукты, так как в них содержатся витамины, т.е. органические вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма.

Тест (на экране)

Вывод: ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – ЭТО РАЗНООБРАЗНОЕ И РЕГУЛЯРНОЕ ПИТАНИЕ.

Голосование

Как вы считаете, каждый ли человек имеет возможность вести здоровый образ жизни?

  • Да – З.
  • Нет – К.

Итак, мы постепенно подошли к финалу нашего разговора

Что же необходимо делать человеку, чтобы прожить здоровым и счастливым всю свою жизнь?

- заниматься спортом;

- закаляться;

- правильно питаться;

- соблюдать режим дня;

- соблюдать личную гигиену;

- вести здоровый образ жизни;

- проходить профилактические осмотры у врачей- специалистов;

- чаще бывать на свежем воздухе и т. д..

Уч-ль:

Вот ещё один интересный факт:

Оказывается, мы можем прожить до 140 лет, но живём, почему-то, в среднем до 70 лет. Что же мешает нам достойно перешагнуть 100 летний рубеж? Есть несколько факторов, от которых это зависит:

- гены;

- наследственность;

- нервная система;

- сон;

- спорт;

- интеллект;

- семья;

- дружба и друзья.

А сейчас я предлагаю вам провести свечу дружбы и высказать пожелания друг другу.

Чтобы все пожелания сбылись, задуем свечу вместе.

Проводится “Свеча дружбы”.

Перед вами на столе лежат карточки, на которых записаны мудрые высказывания, пословицы или фразы, но их необходимо закончить.

Прочтите их.

1. Чистить зубы необходимо (2 раза в день).

2. Перед едой нужно обязательно (мыть руки).

3. Во время еды нельзя (разговаривать).

4. Болен - лечись, а здоров (берегись).

5. Здоровье дороже (денег).

6. Здоровьем слаб, так и духом (не герой).

7. Ешь правильно, и лекарство (не пригодится).

8. Обед без овощей, что праздник без (музыки).

Уч-ль:

Спасибо вам откровенный разговор сегодня.

Надеюсь, что ваши слова не расходятся с делом!

Приложение.