Цели курса
1. Социально-психологическая.
- Создать мотивационную основу для осознанного выбора естественнонаучного профиля;
- Создать условия для формирования коммуникативных, информационных и исследовательских компетенций.
2. Академическая.
- Формировать понятие энергетики как области практической деятельности человека;
- Моделировать систему знаний о видах, источниках и формах накопления энергии через обеспечение практической направленности курса (лабораторные работы, демонстрации, экскурсии);
- Раскрывать тесную связь энергетики с проблемами экологического состояния биосферы.
Задачи курса
- Способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
- Создать условия для принятия решения о выборе предпрофильного обучения, для самоопределения направления дальнейшего самообразования;
- Способствовать формированию теоретических и практических умений обрабатывать информацию.
Описание работы
Программа курса предназначена для учеников 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения, и рассчитана на 17 часов. Она состоит из 5 разделов:
№ п/п |
Раздел |
Содержание учебного материала |
1. |
Введение |
Значение энергетики для жизнедеятельности человека |
2. |
Работа и измерение энергии. |
Работа, как форма передачи энергии. Поднятие груза, движение по шероховатой поверхности, завод часовой пружины. Расчет работы. |
3. |
Энергия. Её формы. |
Механическая энергия. Закон сохранение энергии. Химическая, ядерная, тепловая, электрическая, магнитная энергии. Пища- источник энергии. Усталость. |
4. |
Энергопотребление. |
Источники энергии (традиционные и нетрадиционные). Преобразование солнечной энергии. Народонаселение. Как прокормить всех. |
5. |
Экология. |
Загрязнение окружающей среды. Риск аварии. Утечка радиации. Захоронение отходов. Пути решения экологических проблем. Глобальная катастрофа. |
В программе используется материал следующих тем: «Работа. Мощность. Энергия», «Закон сохранения энергии», «Статика», «Теплопередача и работа», «Основы термодинамики», «Ядерная физика», «Электрические явления».
Предполагается выход за рамки традиционного учебного предмета. Данный курс знакомит учеников с проблемами и задачами энергетики, требующими синтеза знаний по химии, географии, физики, математики. Дает возможность мотивировать интерес учащихся к предмету физика. При проведении занятий курса запланирована организация самостоятельной групповой работы, практические занятия, лабораторные работы, семинары, экскурсия на ЮВЭС, лекции, интерактивные формы работы.
В результате изучения курса учащиеся:
1. Познакомятся:
- c традиционными и нетрадиционными источниками энергии;
- c использованием энергетики для настоящих и будущих нужд человечества;
- c видами простых механизмов.
2. Узнают:
- формы использования солнечной энергии: горючие ископаемые, биомасса, энергия ветра, гидроэнергия, солнечные панели;
- о способности энергии превращаться из одной формы в другую (ЗСЭ).
3. Формируют собственную позицию относительно выбора профиля.
4. Осваивают умения проводить исследования физические эксперименты и планировать в ходе их проведения собственную деятельность.
5. Работать в команде.
6. Представлять результат в форме компьютерных презентаций, постера, публикаций, проекта, устного сообщения.