Цели:
- совершенствовать вычислительные навыки учащихся;
- раскрыть связь между сложением и вычитанием.
Оборудование:
- у учителя – компьютер, интерактивная доска, наборное полотно, буквы;
- у детей – лист голубой бумаги, картинки гусей и уток.
Ход урока
Сегодня на уроке математики мы с вами отправляемся в необычное путешествие. Отправляемся мы не одни, а вместе со сказочным героем, которому требуется наша помощь. Но, сначала, отгадайте, кто этот герой.
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына…
Человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный,
Кто же это? ………….
Правильно, Буратино.
А как звали папу Буратино?
Папа Карло отправил своего сыночка в школу. Но путь в школу нелёгкий, на пути встречается много препятствий. Давайте поможем Буратино попасть в школу, чтобы он научился хорошо читать и считать, и стал умным, грамотным человечком.
Буратино жил в сказочной стране, в необыкновенном городе.
Давайте отгадаем название этого города. Для этого нужно расставить буквы по порядку номеров (У-2, Г-3, А-4, Д-5, А-6, Й-7, С-8, К-9 - УГАДАЙСК)
Чтобы открылись двери этого города, надо правильно отгадать загадки.
Ёжик по грибы пошёл,
Десять рыжиков нашел.
Восемь положил в корзинку,
Остальные же – на спинку.
Сколько рыжиков везешь
На своих иголках, ёж?
Три ромашки-желтоглазки,
Два веселых василька
Подарили мам дети.
Сколько же цветов в букете?Группа малышей утят
Плавать и нырять хотят.
Шесть уплыли далеко,
Два нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу.
И вот городок Угадайск перед нами. На улицах этого городка нужно быть внимательными. Здесь нас ждут загадки, которые мы должны решить, что бы Буратино мог попасть в школу.
Тихо, вы слышите? Кто-то плачет вот в этих домах. Это плачут числа, которые не могут попасть к себе домой. Мы должны помочь им.
Пока мы заселяли дома, в зоопарке побывала Баба-Яга. Она открыла клетки и выпустила всех зверей. Нужно срочно посадить их в клетки, иначе случится большая беда. Что бы правильно посадить их в клетку, надо решить примеры и найти ответ. Ответ – это есть номер клетки.
Все звери на своих местах. Буратино ищет ключик, что бы закрыть клетки.
Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашел.
Что бы ключик нам достать,
На носочки надо встать.
Немного отдохнули, а теперь пойдемте в парк, погуляем. Смотрите-ка, на деревьях висят яблоки. Они просят, чтоб их сорвали и сосчитали.
3+2=5
Итак, всего у нас пять яблок (три красных и два желтых)
5-3=2 (желтых яблока)
5-2=3 (красных яблока)
Название компонентов при сложении:
слагаемое + слагаемое = сумма
сумма – одно слагаемое = другое слагаемое
А вот и пруд, давайте посидим на берегу пруда (дети кладут на парты голубой лист бумаги и располагают на нём картинки с гусями и утками). Посмотрите, в пруду плавают два гуся и пять уток. Сколько всего птиц плавает в пруду?
2+5=7 (название компонентов)
Значит, в пруду семь птиц. Два гуся ушли домой (закрыли ладошкой), сколько осталось уток? Как узнали?
7-2=5
Семь птиц. Пять уток ушли домой, сколько осталось гусей? Как узнали?
7-5=2
Значит, если от суммы отнять одно слагаемое, получится другое слагаемое.
Физминутка.
А теперь встали и пошли по дороге дальше.
Идем спокойным шагом.
Посмотрите по сторонам, как красиво.
Тихо сели.
Ребята, здесь что-то написано, давайте посмотрим
“Буратино, пусть твои друзья помогут тебе. Откроют учебники и выполнят задания, иначе дальше дороги вам не будет. Не забудьте выполнить задания в тетради. Да поторапливайтесь! Баба-Яга”
Работа в учебнике:
- № 2 7 это 2 и 5. если от 7 отнять 5 то = 2
- № 3 разбор и решение задачи
- № 4 разбор и решение задачи
- № 5 сравнение отрезков по длине
Работа в тетради:
- № 1 состав чисел
- № 2 решить примеры, опираясь на фишки
Итог урока.
Все задания выполнены. Вот и школа, где будет учиться Буратино. А на пороге встречает дед Всевед. Он хочет преподнести весенний подарок тем детям, которые хорошо потрудились на уроке.