Тип урока: урок-обобщение.
Форма урока: практическое занятие.
Цели:
- продолжить формирование мировоззрения учащихся о непрерывности жизни;
- познакомить с химико-биологической разницей процессов, происходящих в клетке во время митоза и мейоза;
- формировать умение последовательно выстраивать процессы митоза и мейоза;
- формировать навыки сравнительного анализа процессов деления клетки;
Задачи:
1. образовательные:
а) актуализировать знания учащихся о разных видах деления клетки (митозе, амитозе, мейозе);
б) сформировать представление о главных чертах сходства и различия между процессами митоза и мейоза, их биологической сущности;
2. воспитательная: развивать познавательный интерес к информации из разных областей науки;
3. развивающие:
а) развивать навыки работы с разными видами информации и способами её предъявления;
б) продолжить работу над развитием навыков анализировать и сравнивать процессы деления клетки;
Учебное оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, модель-аппликация “Деление клетки. Митоз и мейоз” (демонстрационный и раздаточный комплекты); таблица “Митоз. Мейоз”.
Структура урока (занятие рассчитано на один академический час, проводится в кабинете биологии с мультимедийным проектором, рассчитано на 10 класс химико-биологического профиля). Краткий план занятия:
1. организационный момент (2 мин);
2. актуализация знаний, основных терминов и понятий, связанных с процессами деления клетки (8 мин);
3. обобщение знаний о процессах митоза и мейоза (13 мин);
4. практическая работа “Черты сходства и различия между митозом и мейозом (15 мин);
- закрепление знаний по изученной теме (5 мин);
- домашнее задание (2 мин).
Подробный конспект занятия:
1. организационный момент. Пояснение цели урока, его место в изучаемой теме, особенности проведения.
2. актуализация знаний, основных терминов и понятий, связанных с процессами деления клетки: - деление клеток;
- митоз, амитоз, мейоз; |
- половые, соматические клетки; |
- гаплоидный, диплоидный набор хромосом; |
- редукционное деление; |
- конъюгация хромосом; |
- кроссинговер; |
3. обобщение знаний о процессах деления клетки:
3.1. Митоз:
- демонстрация интерактивной модели “Митоз”;
- практическая работа с моделью-аппликацией “Митоз” (раздаточный материал на каждого ученика, отработка навыка учащихся показывать последовательность процессов митоза);
- работа с моделью-аппликацией “Митоз” (демонстрационный комплект, проверка результатов практической работы)
- беседа о фазах митоза:
Фаза митоза, набор хромосом (n-хромосомы,с - ДНК) | Рисунок | Характеристика фазы, расположение хромосом |
Профаза 2n4c |
Демонтаж ядерных мембран, расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления, “исчезновение” ядрышек, конденсация двухроматидных хромосом. | |
Метафаза 2n4c |
Выстраивание максимально конденсированных двухроматидных хромосом в экваториальной плоскости клетки (метафазная пластинка), прикрепление нитей веретена деления одним концом к центриолям, другим – к центромерам хромосом. | |
Анафаза 4n4c |
Деление двухроматидных хромосом на хроматиды и расхождение этих сестринских хроматид к противоположным полюсам клетки (при этом хроматиды становятся самостоятельными однохроматидными хромосомами). | |
Телофаза 2n2c |
Деконденсация хромосом, образование вокруг каждой группы хромосом ядерных мембран, распад нитей веретена деления, появление ядрышка, деление цитоплазмы (цитотомия). Цитотомия в животных клетках происходит за счёт борозды деления, в растительных клетках – за счёт клеточной пластинки. |
- беседа об изменении формулы ядра в клетке; |
- беседа о результатах митоза: из одной диплоидной материнской клетки образуется две диплоидные материнские клетки; |
- беседа о биологическом значении
митоза: а) обеспечивает стабильность кариотипа соматических клеток в течение всей жизни организма; б) представляет собой один из главных механизмов роста, т.к. в результате митоза число клеток в организме увеличивается; в) обеспечивает бесполое размножение, регенерацию утраченных частей, замещение клеток у многоклеточных организмов. |
3.2. Мейоз.
- демонстрация интерактивной модели “Мейоз”
- практическая работа с моделью-аппликацией “Мейоз” (раздаточный материал на каждого ученика, отработка навыка учащихся показывать последовательность процессов мейоза);
- работа с моделью-аппликацией “Мейоз” (демонстрационный комплект, проверка результатов практической работы)
- беседа о фазах мейоза:
Фаза мейоза, набор
хромосом (n - хромосомы, с - ДНК) |
Рисунок | Характеристика фазы, расположение хромосом |
Профаза 1 2n4c |
Демонтаж ядерных мембран, расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления, “исчезновение” ядрышек, конденсация двухроматидных хромосом, конъюгация гомологичных хромосом и кроссинговер. | |
Метафаза 1 2n4c |
Выстраивание бивалентов в экваториальной плоскости клетки, прикрепление нитей веретена деления одним концом к центриолям, другим – к центромерам хромосом. | |
Анафаза 1 2n4c |
Случайное независимое расхождение двухроматидных хромосом к противоположным полюсам клетки (из каждой пары гомологичных хромосом одна хромосома отходит к одному полюсу, другая – к другому), перекомбинация хромосом. | |
Телофаза 1 в обеих клетках по 1n2c |
Образование ядерных мембран вокруг групп двухроматидных хромосом, деление цитоплазмы. | |
Профаза 2 1n2c |
Демонтаж ядерных мембран, расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления. | |
Метафаза 2 1n2c |
Выстраивание двухроматидных хромосом в экваториальной плоскости клетки (метафазная пластинка), прикрепление нитей веретена деления одним концом к центриолям, другим – к центромерам хромосом. | |
Анафаза 2 2n2c |
Деление двухроматидных хромосом на хроматиды и расхождение этих сестринских хроматид к противоположным полюсам клетки (при этом хроматиды становятся самостоятельными однохроматидными хромосомами), перекомбинация хромосом. | |
Телофаза 2 в обеих клетках по 1n1c Всего 4 по 1n1c |
Деконденсация хромосом, образование вокруг каждой группы хромосом ядерных мембран, распад нитей веретена деления, появление ядрышка, деление цитоплазмы (цитотомия) с образованием двух, а в итоге обоих мейотических делений – четырех гаплоидных клеток. |
- беседа об изменении формулы ядра клетки
- беседа о результатах мейоза:
из одной гаплоидной материнской клетки образуется четыре гаплоидные дочерние клетки
- беседа о значении мейоза: а)поддерживает постоянное число хромосом вида из поколения в поколение (диплоидный набор хромосом каждый раз восстанавливается в ходе оплодотворения в результате слияния двух гаплоидных гамет;
б) мейоз - один из механизмов возникновения наследственной изменчивости (комбинативной изменчивости);
4. Практическая работа “Сравнение митоза и мейоза” с использованием презентации “Митоз и мейоз. Сравнительный анализ” (см. Приложение 1)
- у учащихся домашние заготовки таблицы:
Сравнение |
Митоз | Мейоз |
Сходство | ||
Различия | ||
- отработка черт сходства между митозом и мейозом:
Сравнение | Митоз | Мейоз |
Сходства | 1. Имеют одинаковые фазы деления. | |
2. Перед митозом и мейозом происходит самоудвоение молекул ДНК в хромосомах (редупликация) и спирализация хромосом. | ||
Различия | ||
- отработка общих различий между митозом и мейозом (с небольшими уточнениями по фазам деления):
Сравнение | Митоз | Мейоз |
Сходства | 1.Имеют одинаковые фазы деления. | |
2.Перед митозом и мейозом происходит самоудвоение молекул ДНК в хромосомах (редупликация) и спирализация хромосом. | ||
Различия | 1. Одно деление. | 1. Два последовательных деления. |
2. В метафазе все удвоенные хромосомы выстраиваются по экватору раздельно. | 2. Гомологичные удвоенные хромосомы выстраиваются по экватору парами (бивалентами). | |
3. Нет конъюгации | 3. Есть конъюгация | |
4. Удвоение молекул ДНК происходит в интерфазе, разделяющий два деления. | 4. Между первым и вторым делением нет интерфазы и не происходит удвоения молекул ДНК. | |
5. Образуются две диплоидные клетки (соматические клетки). | 5. Образуются четыре гаплоидные клетки (половые клетки). | |
6.Происходит в соматических клетках | 6. происходит в созревающих половых клетках | |
7.Лежит в основе бесполого размножения | 7.Лежит в основе полового размножения |
5. Закрепление материала.
Выполнение задания части В контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.
Соотнесите отличительные признаки и типы деления клетки:
Отличительные признаки Типы деления клеток
1. Происходит одно деление | А) митоз |
2. Гомологичные удвоенные хромосомы выстраиваются по экватору парами (бивалентами). | |
3. Нет конъюгации | В) мейоз |
4. Поддерживает постоянное число хромосом вида из поколения в поколение | |
5. Два последовательных деления. | |
6. Удвоение молекул ДНК происходит в интерфазе, разделяющий два деления | |
7. Образуются четыре гаплоидные клетки (половые клетки). | |
8. Между первым и вторым делением нет интерфазы и не происходит удвоения молекул ДНК. | |
9. Есть конъюгация | |
10. Образуются две диплоидные клетки (соматические клетки) | |
11. В метафазе по экватору выстраиваются
все удвоенные хромосомы раздельно 12. Обеспечивает бесполое размножение, регенерацию утраченных частей, замещение клеток у многоклеточных организмов |
|
13. Обеспечивает стабильность кариотипа соматических клеток в течение всей жизни | |
14.Является одним из механизмов возникновения наследственной изменчивости (комбинативной изменчивости; |
6. Домашнее задание:
- таблицу “Сравнение митоза и мейоза” оформить в тетради
- повторить материал о митозе и мейозе (подробно о стадиях)
29,30 (В.В.Пасечник);19,22 с.130-134 (Г.М.Дымшиц)
-подготовить таблицу “Сравнительная характеристика хода митоза и мейоза”
Сравнительная характеристика митоза и мейоза
Фазы клеточного цикла, ее итог | Митоз | Мейоз | |
I деление | II деление | ||
Интерфаза : синтез ДНК ,РНК , АТФ,
белков , увеличение количества органелл, достраивание второй хроматиды каждой хромосомы |
|||
Профаза: а) спирализация хромосом б) разрушение ядерной оболочки; в) разрушение ядрышек; г) формирование митотического аппарата:расхождение центриолей к полюсам клетки, образование веретена деления |
|||
Метафаза: а) формирование экваториальной пластинки- хромосомы выстраиваются строго по экватору клетки; б) прикрепление нитей веретена деления к центромерам; в) к концу метафазы – начало разъединения сестринских хроматид |
|||
Анафаза: а) завершение разделения сестринских хроматид; б) расхождение хромосом к полюсам клетки |
|||
Телофаза – формирование дочерних
клеток: а) разрушение митотического аппарата; б) разделение цитоплазмы; в) деспирализация хромосом; |
Список литературы:
1. И.Н.Пименова, А.В.Пименов – Лекции по общей биологии - Саратов, ОАО “Издательство “Лицей”, 2003 г.
2. Общая биология: учебник для 10-11 классов с углублённым изучением биологии в школе/Под ред. В.К.Шумного, Г.М.Дымшица, А.О.Рувинского. – М., “Просвещение”, 2004г.
3. Н. Грин, У.Стаут, Д. Тейлор – Биология: в 3-х томах. Т.3.: пер. с англ./Под ред. Р.Сопера. – М., “Мир”, 1993 г.
4. Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова – Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы – М., “АСТ-ПРЕСС ШКОЛА”, 2004 г.
5. Д.И.Мамонтов – Открытая биология: полный интерактивный курс биологии (на CD)– “Физикон”, 2005 г.