Доклад "Лоскутная пластика. Метод инкрустации"

Разделы: Технология


I. Введение.

В каждом доме найдется хоть несколько лоскутков ткани, иногда это старые, вышедшие из моды ситцевые платья, или отрезки от давно уже сношенных вещей, это бросовый материал, из которого можно создать великолепные вещи. Необходимо было найти практическое применение старым лоскутам ткани без дополнительных финансовых затрат с целью повышения интереса и развития творческих способностей учащихся.

Зная, что существуют различные способы соединения лоскутов, были поставлены следующие задачи:

  • Изучить литературу по данному вопросу;
  • Подобрать менее трудоемкий способ выполнения работ;
  • Работа по изготовлению изделий из лоскутов не требовались специальные навыки и специального оборудования;
  • Работу можно было легко и быстро выполнить.

В одном из книжных каталогов в книге Лоскутное шитье Джанна Валли Берти и Россана Риколфи предлагалось выполнить работы на пенопластовой основе с использованием лоскутов, интерес вызвали картины, сделанные в этой технике. На первый взгляд работа по изготовлению картин показалась трудоемкой, требующей определенных навыков. Но в ходе выполнения работы метод оказался настолько простым в обработке и выполнении, что возник не только интерес, работа увлекла и с работой быстро справились. Родилась целая серии картин, которые могут стать украшением не только любой комнаты малыша, но любого детского учреждения.

II. Исторические данные.

Лоскутная пластика – один из древних способов рукоделия, который распространен во многих странах мира. Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI веком.

Принято считать, что зародилось лоскутное шитье в Англии, а затем распространилось по Европе (в том числе и на Руси), Америке, Австрии. Причиной появления шитья из лоскутов (остатков, кусочков, отходов тканей, кожи, трикотажа) явилась бедность. Именно она вынуждала женщин ремонтировать одежду, из обрезков тканей, кожи, трикотажа, старой одежды делать новую, а также создавать или ремонтировать различные изделия для бытовых нужд: постельное белье, прихватки, занавески, сумки, чехлы на стулья и табуреты, коврики и др.

На Руси особую популярность она приобрела во второй половине XIX века с развитием текстильной промышленности, когда во многих городах наладился выпуск разнообразных замечательных тканей: ярких сатины, узорных ситцев, бязей, миткалей и т.д. Оставшиеся после раскроя лоскутки экономные хозяйки тоже пускали в дело. Почти в каждом доме были веселые, разноцветные лоскутные оделяла, наволочки для подушек, яркие коврики и много других предметов домашнего обихода, не только полезных, но и красивых, радующих глаз. Домашние рукодельницы со вкусом и любовью выкладывали лоскутные узоры, подобно древним мастерицам мозаики. Мастерицы собирали квадраты и треугольники в строгие геометрические орнаменты или в свободные красочные композиции, напоминающие вышивку, роспись или тканые ковры. Любое готовое изделие можно было рассматривать словно калейдоскоп. Из длинных лент, собранных из обрезков тканей, ткали полосатые напольные дорожки, называемые в народе дерюжками, настоящим произведением прикладного искусства можно считать пестрые, живописные “ляпачихи” – покрывала с густым мохнатым ворсом из обрезков тканей, заправленных в основу.

Изделия из лоскутов впитывали в себя особый дух и непосредственность, присущие традиционным произведениям народного искусства. Пэчворк (так называется лоскутное шитье) популярен и сегодня. Он продолжает жить и развиваться, обретая, благодаря появлению новых материалов и оборудования, современные черты. В настоящее время лоскутное шитье применяется не только и не столько из потребности экономить материалы и деньги. Эта техника стала очень модной. Она позволяет сделать красивой и неповторимой вашу одежду, создавать уют в вашей квартире. Лоскутное шитье привлекает большое внимание не только домашних рукодельниц, но и профессиональных художников, создающих панно, ковры, модели одежды.

Прежде чем приступить к работе, необходимо вычертить схему лоскутного рисунка, сделать шаблоны (трафареты) его элементов, продумать цветовое решение и подобрать ткани.

Далее выбирают способ (технику, технологию) изготовления этого изделия. Самыми распространенными техниками являются:

  • шитье из полос;
  • шитье из квадратов;
  • шитье из прямоугольных треугольников;
  • шитье из равносторонних треугольников;
  • техника “русский квадрат”;
  • шитье из многоугольников;
  • шитье на основу.

Инструменты и материалы.

Материалы, которые используются в лоскутном шитье, самые обычные, они всегда найдутся в каждом доме – лоскуты и обрезки тканей, кусочки кожи и замши, а также вещи, которые вы уже не носите, но материал, из какого они сделаны, хорошо сохранился, последние распарывают по швам или вырезают из них лучшие куски.

Инструменты и для занятия пэчворком тоже нехитрые: ножницы, иголки, нитки, швейная машина. Желательно иметь под рукой ножницы “зигзаг”. Многие изделия в технике пэчворк выполняются на подкладке, поэтому запаситесь также ватином или синтепоном и подкладочной тканью. Для изготовления панно, ковров и изделий со сложным рисунком и композицией потребуются миллиметровая бумага и калька.

Для выполнения работ в традиционной технике необходимости использования швейного оборудования, специального раскроя, навыков работы, но меня больше заинтересовал метод инкрустации, так как в работе не требуется особых инструментов, основной рабочий инструмент найдется в любом доме: пилочка для ногтей, нож для бумаги, клей. К этому еще прибавить лоскуты ткани и ваша фантазия.

III. Метод инкрустация.

Один из видов лоскутного шитья – наиболее распространенный метод украшения пенопластовой основы — инкрустация.

При этом используются кусочки ткани, различные по форме и цвету. Самые подходящие ткани – легкий хлопок и те, что содержат хлопок. Ткань должна быть не очень тонкой, чтобы ее легко было прикалывать к пенопласту, и в то же время плотной, чтобы пенопласт не просвечивал, желательна достаточно мягкая хлопчатобумажная ткань, чтобы скрыть неровности и выпуклости пенопласта. Цвет ткани выбирайте на свой вкус. Перед работой как следует, прогладьте ткань, потому что потом вы уже не сможете удалить складки.

IV. Волокна. Ткани из различных волокон.

Для работы используются ткани различного переплетения и различного волокнистого состава. Вспомним что такое волокно и какие волокна бывают?

Волокна являются сырьем для получения пряжи, из которой на ткацких фабриках вырабатывают ткань. Все волокна делятся на две большие группы: натуральные и химические. Натуральное волокно – это волокна, которые существуют в природе. Химическое волокно получают на предприятиях химической промышленности.

  • К натуральным волокнам относят волокна растительного и животного происхождения.
  • Натуральные волокна растительного происхождения бывают семенные и лубяные.
  • К семенным волокнам растительного происхождения относят волокно хлопка. Его получают из семенных коробочек растения хлопчатника.
  • К лубяным волокнам растительного происхождения относят волокно льна. Волокно льна получают из стебля растения льна.
  • К натуральным волокнам животного происхождения относят шерстяное и шелковое волокно.
  • Шерстяное волокно — это шерсть животных: овец, коз, верблюдов. Основную массу шерсти дают овцы. После стрижки овец получают шерсть, которую называют руном.
  • Шелковое волокно получают из очень тонкой шелковой нити, которой обвивает себя гусеница тутового шелкопряда, заплетаясь в кокон. Волокна шелка называют нитями.
  • К химическим волокнам относят искусственные и синтетические.
  • Искусственное волокно получают из различных отходов природного сырья (древесины, хлопка) и химических веществ. В результате их взаимодействия образуется новое высокомолекулярное соединение. К искусственным волокнам относят вискозное и ацетатное волокно.
  • Сырьем для получения вискозного волокно служат: древесная целлюлоза и химическое вещество.
  • Ацетатное волокно получают путем соединения отходов от хлопка и химическим веществом.
  • Синтетические волокна получают из продуктов переработки каменного угля, нефти и природного газа, К наиболее распространенным синтетическим волокнам относят: капрон, лавсан, нитрон.

V. Материалы для лоскутного шитья.

Для работы используются различные ткани и особенно полотняного переплетения. Это большая часть хлопчатобумажных тканей (ситец, бязь), льняные, полульняные, шерстяные и др. достаточно широко используются и ткани сатинового и атласного переплетения. Они довольно плотные и имеют гладкую блестящую поверхность, долговечны, легко стираются.

Для выполнения инкрустации могут быть использованы и шерстяные и шелковые ткани, и даже обрезки трикотажа. Но следует помнить, что шерстяное полотно часто рыхлое, плотное и легко деформируется по косой нити, а трикотажное сильно растягивается и плохо держит форму. Очень тонкие ткани рекомендуется перед кроем продублировать клеевым флизелином для уплотнения.

Наилучшим материалом для изделий из лоскутов считается хлопок. Хлопчатобумажные ткани меньше деформируются, хорошо утюжатся.

Однако для большего эффекта допустимо включение в изделие лоскутов атласа, шелковых, подкладочных, а также синтетических тканей. Они обычно имеют яркую расцветку и оригинальную фактуру – гофрированные, зернистые, с блеском или пушком.

При выполнении работ методом инкрустации используют разнообразные материалы: ткани, тесьма, ленты, шнуры, кусочки меха и кожи, шерстяная пряжа, пуговицы. Нередко приходится ориентироваться на подручные материалы: лоскуты, оставшиеся после изготовления одежды, старые вещи. Но ветхие ткани использовать не следует, так как в изделии они быстро протрутся.

Перед раскроем как более крупные куски тканей, так и мелкие лоскутки необходимо декатировать и, по желанию, подкрахмаливать.

Декатировка – это увлажнение ткани перед раскроем для усадки. Под действием горячей воды и пара все ткани, имеющие натуральные волокна, дают разную усадку. При декатировке хлопчатобумажные, льняные и сатиновые ткани полощут в горячей воде, отжимают, в случае необходимости опускают в подготовленный раствор крахмала, снова слегка отжимают и развешивают для сушки. Чуть влажные ткани утюжат вдоль долевых нитей по изнаночной стороне.

Мелкие лоскутки можно крахмалить холодным способом. В широкую миску наливают 1 лирт холодной воды и размешивают в ней 1 столовую ложку крахмала и 1 чайную ложку соли, раствор взбалтывают. Затем каждый лоскут смачивают, отжимают и сразу проутюживают.

Высушивать утюгом желательно по долевой нитке. Ели по лоскутку невозможно определить долевую нить, надо двигать утюг поочередно по двум направлениям нитей. Мелкие лоскуты просто отпаривают через влажную ткань.

Ткани типа подкладочной саржи, некоторые искусственные виды шелка и ворсовые материалы не декатируют, а только проутюживают по изнаночной стороне.

Можно использовать ткани из смешанных волокон от плащей, курток, платьев и юбок, а также драп. Старое изделие осматривают, швы срезают, подгибы не выравнивают, а разрезают по линии сгиба, поскольку такие места невозможно хорошо разутюжить. Куски ткани с дефектами, следами от швов, вытачек, канты, застежки вырезают.

Для придания объема в некоторых местах используют синтепон.

VI. Подбор тканей по цвету.

Существует три основных цвета: красный, синий и желтый. От смешения образуются все остальные. (см приложение 2). При смешении двух основных цветов получаются вторичные цвета. Соединение красного цвета с желтым дает оранжевый цвет, желтого с синим – зеленый, синего с красным – фиолетовый.

Следует рассортировать ткани по цвету. Из общей массы выделить ткани с белым фоном и мелким рисунком (так называемые бельевые). Они используются реже других и, как правило, в небольшом количестве.

Отдельно отложите белые, черные и серые ткани; они используются в сочетании с другими как разделяющие, нейтральные.

Серый цвет облагораживает любую гамму, только необходимо подобрать наиболее подходящий его оттенок.

Использование ткани белого цвета в качестве фона делает композицию мягче, нежнее, черного – придает ей монументальность, а всему изделию – массивность.

Раскладывая ткани по стопкам, нужно сразу оценивать их по светлоте:

  • Внизу должны лежать более темные,
  • Вверху – более светлые лоскуты,

Например, группа тканей красного цвета может выглядеть так: сначала красно-коричневые (терракотовые), бордовые, пурпурные, затем красные и выше – розовые.

Изделие из лоскутов должно быть выполнено в гармоничной цветовой гамме.

Во-первых, можно комбинировать лоскуты, беря их из одной группы тканей, либо сочетая темные и светлые оттенки одного цвета, либо соединяя цвета одной цветовой области, например, основной цвет красный и его оттенки комбинировать с прилегающими к нему промежуточными – красно-фиолетовым и оранжево-красным цветами.

Во-вторых, могут сочетаться противоположные цвета по принципу дополнения.

Дополнительными (или контрастными, противоположными) называют цвета, расположенные в цветовом круге напротив друга. Они дополняют, т.е. усиливают цвет друг друга, если находятся рядом. Сшивая цветные лоскуты, учитывайте это свойство, если хотите сделать изделие более ярким и контрастным.

Колорит – это совокупность всех цветов изделия, их соотношение по тону, насыщенности цвета.

Холодные и теплые цвета расположены в цветовом круге вправо и влево от желтого. Каждый цвет может иметь более теплый (в сторону желтого) или более холодный (в сторону синего) оттенок.

Ахроматические цвета (белый, черный и серый) используются и с теплыми, и с холодными. При сочетании с ними они сами будут становиться либо теплыми, либо холодными.

Встречаются очень пестрые ткани, которые трудно отнести к какой-либо одной группе. В изделии их можно чередовать с более бледными по цвету лоскутками.

На фоне пестрых тканей заметно выделяются однотонные ткани, без рисунка. Они как бы выступают вперед на пестром фоне, организуя каркас композиции. Ими хорошо выделять основные компоненты и главные направляющие линии в общей композиции.

Если однотонная ткань не применяется, то главным цветом должен стать самый яркий, активно контрастирующий со всеми остальными по насыщенности. Его роль может выполнить и самый темный, и самый светлый цвет.

Не надо стремиться к большому количеству разнообразных тканей в одном изделии. Достаточно взять 3-5. Например, однотонную ткань темно-синего цвета и 2-3 ткани с синими (голубыми) цветами.

VII. Рабочее место

Для работы лучше всего использовать большую ровную поверхность – чертежную доску или лист фанеры. Лоскутки надо расположить так, как должно быть в готовом изделии, и приколоть булавками к основе. Надо, чтобы макет изделия полежал день на видном месте. За это время можно увидеть, гармонируют ли цвета, и заменить детали, которые вам не нравятся. Вот поэтому лучше работать на отдельном месте.

VIII. Инструменты и приспособления для работы.

  • тонкий фломастер;
  • карандаш;
  • куттер (нож со сменным лезвием) или резак;
  • тонкая лопаточка;
  • булавки;
  • ножницы;
  • клей для коллажей;
  • циркуль.

IX. Технология выполнения инкрустации (см. приложение №1)

  • Тонкий фломастер светлого цвета наносится рисунок на основе из пенопласта.
  • Куттером проходят по нарисованным линиям. Глубина отверстий может колебаться от 5 до 10 мм в зависимости от ткани, формы и размеров изделия. Если ваше изделие очень маленького размера, а вы сделаете чересчур большие углубления, половинка пенопласта может оторваться.
  • На обозначенный линиями участок пенопласта положите ткань, закрепите двумя булавками и с помощью тонкой лопаточки или пилки для когтей протолкните ткань по всем линиям.
  • Отрежьте излишки ткани, оставив только ту, которая непосредственно выглядывает по линиям.
  • С помощью лопаточки протолкните ткань в углубления, чтобы она осталась только на обозначенном участке пенопласта, полностью покрываю его.
  • Выньте закрепляющие булавки и продолжайте работу, пока пенопласт не будет весь обтянут тканью. (см. приложение №3)

               

X. Список литературы.

  1. Лоскутное шитье. – Пер. с итал. ООО “Мир книги”. – М.: Мир книги, 2002.
  2. Научно-методический журнал. “Школа и производство”. – Москва: Издательство “Школа пресс”.
  3. Обработка тканей: Учебн. Пособие для учащихся 9-10 кл. средней общеобразоват. Шк. / Л.В. Мельникова, М.Е. Короткова, Н.П. Земганно. – М.: Просвещение, 1986.
  4. “Ксюша” для тех, кто шьет. “Издательство Белорусский дом печати”
  5. Столярова А.М. “Игрушки-подушки”, издательство “Культура и традиции”. – М.:2004.