Тип урока: обобщение и систематизация материала.
Цель урока:
- Систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся применять различные методы при решении иррациональных уравнений.
- Продолжить формирование самоконтроля, взаимоконтроля, самоанализа.
- Продолжить учиться работать в команде.
- Продолжить учиться самостоятельной работе с разными источниками информации, отбору необходимого, сравнению и установлению связей между известными фактами и явлениями.
- Продолжить формирование навыков анализа полученной информации.
- Подготовиться к тесту по теме “Обобщение понятия корня n-й степени”.
Время проведения: два урока по 40 минут.
Оборудование:
компьютер;
видеопроектор, интерактивная доска;
магниты, указка;
у учащихся на рабочем месте оценочные листы;
листы взаимопроверки;
карточки с уравнениями;
варианты тестов и бланки ответов;
- презентация урока.
План урока
1. Актуализация (30 мин.)
- Организационный момент (мотивация к внимательному восприятию материала урока).
- Постановка целей и задач.
- Проверка домашнего задания (защита проектов).
2. Объяснение нового материала (15 мин.)
- Нестандартные приемы решения иррациональных уравнений.
3. Закрепление (10 мин.)
- Классификация уравнений по методам.
4. Домашнее задание (2 мин).
5. Итог урока (рефлексия) (3 мин.).
6. Самостоятельная работа – тест (20 мин).
Ход урока
1. Актуализация.
Учитель: Тема нашего урока: “Решение иррациональных уравнений”. Иррациональные уравнения которые есть в заданиях ЕГЭ, как в разделе В, так и в разделе С, оказываются вполне решаемыми, иррациональное уравнение в разделе С – это верный шанс на ,,5”. Поэтому вы должны иметь четкое представление о том, что иррациональные уравнения решаются часто нестандартными методами. Их немного, если их освоить, то решение иррационального уравнения из раздела С становится вполне посильной задачей для вас. Первое знакомство с иррациональными уравнениями состоялось у вас в курсе алгебры 8-го класса, где встречались уравнения, содержащие переменную под знаком квадратного корня. (на экране примеры: В этой главе ,,Степени и корни” мы вспомнили их и рассмотрели новые методы решения иррациональных уравнений. Сегодня мы эту работу продолжим, но ваша деятельность будет отличаться от обычной. Чем? Вы скажите в конце урока.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Конфуция:
“Три пути ведут к знанию: путь РАЗМЫШЛЕНИЯ – это путь самый благородный, путь ПОДРАЖАНИЯ – это путь самый легкий и путь ОПЫТА – это путь самый горький”.
Прежде чем приступить к работе, каждый из вас должен поставить перед собой цель сегодняшнего урока. Перед вами лежат оценочные листы, в левом столбце которых написаны цели, выберите те из них, которые соответствуют вашим, и поставьте напротив знак “+” или допишите свою цель.
Наша общая задача состоит в том, чтобы составить таблицу классификации методов решения иррациональных уравнений.
На дом было дано задание по группам: исследовать иррациональные уравнения из ваших копилок, и найти то, которое не решается стандартным методом. Свои методы вы открывали дома, капитаны проконсультировались со мной перед уроком по поводу их решения и сейчас каждая группа покажет что у них получилось (Презентация)
Отчет групп (не более 6 минут каждой группе): Реклама метода, презентация, синквейн.
Вы прослушали отчет каждой группы. Узнали другие методы решения иррациональных уравнений, и теперь прошу дописать в группах таблицу классификации методов решения иррациональных уравнений.
Предлагаю вашему вниманию мою таблицу классификации методов решения иррациональных уравнений.
2. Объяснение нового материала.
В вашей таблице нет метода нестандартных приемов. Решения уравнений такими методами покажут ребята. Они столкнулись с ними, когда собирали копилку иррациональных уравнений.
1.
2..
3.Допишите в ваши таблицы и этот метод.
3. Закрепление.
Возьмите сейчас листы, на которых слева написаны иррациональные уравнения, справа методы их решения в разброс, задача ваших групп установить к какому методу решения относится каждое уравнение и стрелочками на этом листе показать.(5 минут)
1. Введение новых переменных. | |
2. Метод мажорант. 3. Домножение на сопряженное. |
|
4. Разложение на множители | |
5.Функционально-гра-фический | |
6.Сравнение обеих частей уравнения наОДЗ. | |
7. Возведение обеих частей в одну и ту же степень. | |
8.выделение полного квадрата двучлена. |
Прикрепите магнитами ваши ответы к доске магнитами и сравните, что у вас получилось, с тем, что должно быть (презентация)
4. Домашнее задание.
Решить уравнения из таблицы 2),3),7)– на ,,3”, 4) - на ,,4”, 1) или 6) - на ,,5”.
5. Подведение итогов.
Возьмите, пожалуйста, свои оценочные листы и поставьте себе баллы, максимальное количество баллов указано за каждый этап. Сложите и сосчитайте баллы. Оцените степень сложности урока; оцените степень усвоения материала, степень интереса познания.
Так чем же отличалась ваша деятельность на сегодняшнем уроке от предыдущих уроков?
6. Самостоятельная работа.
А сейчас, чтобы проверить, насколько усвоена вами пройденная тема, предлагаю вам выполнить тест по теме: “Обобщение понятия корня n-й степени”
Критерии оценки теста: на “5” - 5, на “4” - 4 ,на “3” -3 задания
К уроку прилагаются презентация учителя (Приложение 1) и одна из презентаций учеников (Приложение2)
Tест по теме: “Обобщение понятия корня n-й степени”
Вариант I | Вариант II |
А1. Вычислите 1) – 8,5; 2) 6,5; 3) 0,4; 4) 1,4. |
А1. Вычислите 3)8; 4)16 |
А2. Представьте виде степени выражение 1) |
А2. Найдите значение выражения при 1)4; 2) 8; 3)2; 4)16. |
А3. Упростите выражение:
|
А3. Внесите множитель под знак корня
|
В1. Решите уравнение: | В1. Решите уравнение: |
В2. Найдите значение выражения если | В2. Вычислите |
С1. Решите уравнение | С1. Решите уравнение |
Вариант III |
Вариант IY |
А1. Вычислите: 1)1; 2)4,5; 3)8; 4)21 |
А1. Упростите выражение: |
А2. Упростите выражение | А2. Найдите значение выражения: при 1)0,2; 2)0,5; 3)0,1; 4)0,4 |
А3. Упростите выражение 2)0; 3)98; 4)а+49 |
А3. Вычислите : 1)8; 2)18; 3)6; 4)144 |
В1. Решите уравнение | В1.Решите уравнение |
В2. Найдите значение выражения если | В2. Найдите значение выражения если |
С1. Найдите нули функции | С1. Решите уравнение |
Оценочный лист учащегося:
Фамилия и имя: ___________________________________________
Цели: | Учебные элементы | Кол-во баллов | ||
Продолжить формирование умений решать иррациональные уравнения. | Домашняя работа | 20 | ||
Продолжить формирование самоконтроля, взаимоконтроля, самоанализа. | Защита проекта: | |||
Продолжить учиться работать в команде. | оформление | 15 | ||
Продолжить учиться самостоятельной работе с разными источниками информации, отбору необходимого, сравнению и установлению связей между известными фактами и явлениями. | представление | 15 | ||
Продолжить формирование навыков анализа полученной информации и ее применения к решению проблемы. | ответы на вопросы | 15 | ||
Получить хорошую оценку. | Классификация уравнений по методам | 20 | ||
Свои цели: | Умение работать в команде | 15 | ||
Оценка: |
От 85 до 100 баллов — ,,5”
От 70 до 85 баллов — ,,4”
От 50 до 70 баллов — ,,3
Степень сложности урока
легко | обычно | трудно |
Степень освоенности материала
Усвоил полностью | Усвоил частично | Не усвоил |
Степень интереса познания
Интересно | Не очень интересно | Скучно |
Лист взаимопроверки:
Оценивала группа №__________ группу №________
Защита проекта:
- Оформление ______________(максимально 20 баллов)
- Представление ______________(максимально 20 баллов)
- Реклама ______________(максимально 20 баллов)
- Синквейн ______________(максимально 20 баллов)
Общая сумма ______________
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Оценивала группа №__________ группу №________
Защита проекта:
- Оформление ______________(максимально 20 баллов)
- Представление ______________(максимально 20 баллов)
- Реклама ______________(максимально 20 баллов)
- Синквейн ______________(максимально 20 баллов)
Общая сумма ______________
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Оценивала группа №__________ группу №________
Защита проекта:
- Оформление ______________(максимально 20 баллов)
- Представление ______________(максимально 20 баллов)
- Реклама ______________(максимально 20 баллов)
- Синквейн ______________(максимально 20 баллов)
Общая сумма ______________
Критерии оценки: от 70 до 80 баллов — “5”
от 60 до70 баллов — “4”
от 50 до 60 баллов — “3”