Технология встречных усилий предполагает субъект – субъективное взаимодействие учителя и учащихся в процессе учебной деятельности. Без усилий эмоционального, интеллектуального и волевого напряжения невозможны ни активная познавательная деятельность, ни сознательное участие в учебном процессе. Ученик изначально должен быть поставлен в такие условия, что он должен прикладывать определённые усилия в процессе образования. Педагог, со своей стороны, тоже должен – не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперед, но и каждый раз, делая “шаг навстречу”, подниматься на новую ступеньку в своем методическом опыте, умении строить взаимоотношения со своими учениками.
На современном этапе развития образования требуется переосмысление прав и обязанностей всех участников педагогического взаимодействия – и ученика и педагога, от которого новые подходы требуют знания психологических основ общения и обучения, дидактических и методических умений, владения соответствующими приемами организации учебного процесса.
Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, условно разбивается на пять основных этапов. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания.
Этап урока | Педагогические приемы |
1. Начало урока, введение, “разогрев” учебной группы, включающей эмоциональную и интеллектуальную разминку | “Отсроченная отгадка”, “Погружение”, “Эпиграф” и т.д. |
2. Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущим темам. | “Лови ошибку”, “Опрос - кроссворд”, “Согласен – не согласен” и др. |
3. Постановка учебной цели, “вызов”, обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний. | “Цель и цели”, “Вопросы к тексту”, “Знаю – не знаю” и др. |
4. Этап “сотворчество”: сведение воедино усилий всех участников. | Деловые игры, “Театрализация”, “Кластер” и др. |
5. Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания. | “Итоги” (общие, выборочные, экспертные), “Возврат к началу”, “Три уровня домашнего задания”, “Эссе”, “Синквейн” и др. |
Среди лингвистов нет единого мнения о квалификации слов, обозначающих состояние внешней среды, состояние человека. Одни считают их самостоятельной частью речи, другие рассматривают как особую группу наречий и называют их предикативными наречиями.
В учебниках русского языка 7 класс(авторы: Баранов М.Т и др.) слова категории до 2000 года вообще не выделялись. Только упоминалось, что наречия могут выступать в роли сказуемых. (§37).
В учебнике Бабайцевой (6 кл.) слова категории состояния рассматриваются как особая группа наречий. В образце морфологического разбора приводится следующая запись. (На душе радостно).
“Радостно” – наречие, слово состояния.
Новая программа, введённая в 1999-2000 учебном году выделяет слова категории состояния в особую часть речи и отводит на её изучение 4 часа.
1-2 урок
Тема: “Понятие категории состояния как части речи”.
Цель: Показать отличия категории состояния от других частей речи (краткое прилагательное, наречие); выявить морфологические признаки и синтаксическую роль а предложении.
Изучение новой темы начинается с приема “Отсроченная загадка”: ребятам предлагается стихотворение-загадка.
Я никому не подчиняюсь никогда,
И в предложении я слово главное всегда.
Я то явление природы называю,
То состояние души обозначаю.
Контрольно-подготовительный этап проводится в форме диалога учащихся.
Сопоставляются 3 положения, взятые из произведений А.С.Пушкина:
1.
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка.
(“Телега жизни”).
2.
И тяжело Нева дышала,
Как с битвы прибежавший конь
(“Медный всадник”).
3.
– Эй, пошёл, ямщик! – Нет мочи:
Коням, барин, тяжело.
(“Бесы”).
Установим синтаксическую роль слова “тяжело”: (задаём вопрос; отмечаем, от какого слова задаём вопрос; что обозначает данное слово, какой частью речи является), на доске запишем кратко в виде вопросов, что нас будет интересовать.
1. Вопросы?
2. Что обозначает?
3. Изменяется или нет?
4. От чего зависит?
5. Чем является в предложении?
Выяснили, что в первом предложении слово “тяжело” - отвечает на вопрос “каково?” является сказуемым; обозначает признак предмета, является кратким прилагательным.
Во втором предложении – отвечает на вопрос “как?” или “каким образом?”; обозначает признак действия; является обстоятельством образа действия; выражено наречием.
А в третьем предложении к слову “тяжело” нельзя задать вопрос, а от него можно задать вопрос к дополнению (как от сказуемого). Вопросы, на которые отвечает в данном предложении “тяжело” - “как?”, “каково?”.
Не обозначает признаки предмета; признаки действия, а обозначает физическое состояние животных.
Обратим внимание на структуру предложения! (нет подлежащего).
- А можно его домыслить? Подобрать? (нет).
- А что вы знаете о предложении, в котором нет подлежащего? (безличное предложение).
Учитель перечисляет признаки и называет часть речи.
И все выводы о словах категории состояния записывают в виде небольшой таблички.
1. Вопросы? – Как? Каково?
2. Что обозначает? Состояние физическое и душевное человека, животных, природы.
3. Изменяется или нет? Не изменяется.
4. От чего зависит? Не зависит ни от какого слова.
5. Чем является в предложении? Сказуемое
Детям сообщаем, что эта часть речи является новой не только для них, она сравнительно недавно открыта. Её открыватель русский лингвист Л.В.Щерба.
Заранее подготовленный ученик кратко рассказывает об этом лингвисте.
Чтобы выяснить, что ещё обозначают слова категории состояния, предлагается выполнить следующее задание.
Прочитайте пословицы. Какие значения имеют в них слова категории состояния.
Ответы: 1 – душевное состояние человека, 2 – физическое состояние человека или животного, 3 – состояние природы и окружающей среды, 4 – оценка действий, ситуаций.
1. Где работают, там густо, а в ленивом доме пусто. 2. Холодно, на ком платье одно. 3. Жизнь отрада, помирать не надо. 4. Худо тому, кто живёт в чужом дому. 5. Снаружи гладко, а внутри гадко. 6. Потому и нельзя, что земля мерзла. 7. Горе наше, что без масла каша: и есть не хочется и оставлять жалко. 8. Тепло ему, светло ему, и мухи не кусают.
Слова состояния бывают сказуемыми в предложении, где нет подлежащего. В этом они похожи на безличные глаголы. Если в предложении сообщается о состоянии кого-либо или чего-либо в прошлом или будущем, то слова состояния употребляются со вспомогательными глагола в форме прошедшего (в среднем роде) или будущего времени (в 3-м лице единственного числа): было (будет, стало, станет) весело.
Этап сотворчества.
1. Прочитайте пословицы. Какие значения имеют в них слова состояния. В слабом классе можно эти слова подчеркнуть.
Дети быстро определяют – состояние человека, состояние природы и окружающей среды. (Делаем добавление в табличку).
Учитель добавляет:
Слова категории состояния могут выражать временные и пространственные отношения (поздно, рано, близко, далеко, широко, глубоко); положительную или отрицательную характеристику какого-либо состояния или действия (верно, неверно, правильно, хорошо, прелестно); возможность, необходимость, долженствование (можно, нельзя, надобно, необходимо) + инфинитив.
Так как в учебнике Баранова, Григорян этого материала нет, можно воспользоваться учебником Бабайцевой или книгой “В стране лингвистики”.
Кроме того можно предложить самостоятельно составить предложение со словами категории (можно, нельзя, надо).
Можно предложить составить 2 предложения со словом “тихо”, так чтобы в одном случае – это было наречие, а в другом – категория состояния.
Отдельно надо познакомить со словами категории состояния, образованными от существительных. Пояснить, что к ним обычно примыкают глаголы в неопределённой форме.
ГРЕХ, ЛЕНЬ, ПОРА, ВРЕМЯ, КРЫШКА, КОНЕЦ, ЖАЛЬ.
А со лжецом во всяком деле мука.
Шутить не время
Мне лень рано вставать.
С некоторыми оставшимися словами придумать предложении.
Вернемся к началу нашего урока и ответим на вопрос: “Как стихотворение-загадка связана с темой нашего урока?” попробуйте суть этого языкового понятия отразить в синквейне.
Домашнее задание: Выучить записи в таблице, выполнить упражнение на определение части речи: наречие, прилагательное, категория состояния.
Прочитайте отрывки из сказок А.С.Пушкина. Какими частями речи являются выделенные слова?
1.
Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
ЛАДНО ль за морем иль ХУДО?
И какое в свете чудо?
2.
За морем житьё не ХУДО,
В свете ж вот какое чудо.
3.
Видно, на море не ТИХО;
Смотрит – видит дело ЛИХО.
4.
Пёс ей под ноги и лает,
И к старухе не пускает;
Лишь пойдёт старуха к ней,
Он, лесного зверя ЗЛЕЙ,
На старуху. “Что за чудо?
Видно, выспался он ХУДО”, -
Ей царевна говорит…
5.
3-4 уроки… Вдруг шатёр
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
ТИХО встретила царя.
Цели:
- познакомить с грамматическими признаками слов категории состояния.
- выяснить на какие части речи похожи слова категории состояния.
Отмечаем ещё раз, что слова категории состояния всегда являются сказуемым в безличном предложении. Происходит опережающее знакомство с составным именным сказуемым, в котором есть связка “быть” (она может быть нулевой).
Выполняется задание: прочитать отрывок из сказки “О попе и работнике его Балде” А.С.Пушкина. С какими вспомогательными глаголами употреблены слова состояния? Определите их время.
1.
Поп говорит Балде: “Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моём подворье.
Окажи своё усердие и проворье.”.
2.
Попадья говорит: “Знаю средство.
Как удалить от нас такое бедство:
Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь;
А требуй, чтоб он исполнил точь-в-точь.”.
Такие предложения (безличные) часто входят в состав сложных. По имеющемуся началу составить сложное предложение, используя схему:
/ В доме тихо /, и
/ Мы зажгли керосиновый фонарь /,
Необходимо познакомить с тем, что слова категории состояния, оканчивающиеся на –О могут иметь степени сравнения, которые образуются так же как и у наречий.
Холодно – холоднее – более холодно.
Сравнить предложения:
- В комнате теплее, чем на улице.
- Одевайтесь теплее, на улице похолодало!
- Деревянный дом теплее, чем каменный.
Определите, какой частью речи является выделенные слова. Докажите это.
В конце урока приводится план морфологического разбора.
I. Часть речи.
Что обозначает.
II. Морфологические признаки.
1) неизменное слово
2) если есть степень сравнения.
III. Синтаксическая роль.
Пример:
Мне душно в жаре застоявшегося смолистого воздуха.
ДУШНО – категория состояния.
I. Обозначает физическое состояние человека.
II. Неизменяемое слово.
III. Душно.